Урок обществознания в 6-м классе "Наследие наших предков"

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  • объяснить сущность культурной памяти поколений;
  • Учить приводить ( находить) примеры, описывать вещи, объединять различные вещи в поколения, давать им характеристику;
  • Давать личностную оценку отношению к вещам людей и общества в целом.

Задача: Реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение).

Основная идея урока: вещи как свидетельства прошлого и показатели настоящего.

Основные понятия: культурная память поколений, человечество, материальная культура, культурное наследие, предки, потомки

Компонент краеведения: сохранение культурного наследия в нашем крае, вещи в моем доме: история поколения и судьба.

Оборудование урока: предметы материального быта из классного музея, презентация-сопровождение, раздаточный материал с терминами, оформление для доски на бумажном носителе (рисунок 1).

План урока

Действия учителя Действия учащихся
1. Организационный момент. 1 мин.
Знакомство знакомство
2. Введение в тему урока. 5 мин.
Вопрос учащимся: Ребята, кто из вас знает что такое человечество? Устные ответы учащихся.
Вопрос: А как схематично, с помощью рисунка можно изобразить человечество? Варианты ответов: пчелиные соты, много людей, и т.д.
Вопрос-подсказка: а как с помощью математической формулы можно это представить?
Например: Я(вы) + мама и папа+ бабушка и дедушка = сумма поколений (человечество)
Под словами прикрепляются рисунки
Варианты ответов
Вопрос: Так что же такое человечество?
Обратимся к учебнику ( раздаточный материал) с. 35 ( три абзаца)
Презентация кадр «Человечество»
Форма работы: чтение текста, выделение главной мысли. Составление понятия «Человечество»
Записи в тетрадях
3. Изучение новой темы. 20 мин.
В нашем тексте встретилось несколько раз слово «поколение». Как вы можете определить значение этого понятия.
Учитель поясняет на примере их года рождения - сверстники
Дети обращаются к раздаточному материалу и читают фразу «Что такое поколение?»
Запоминают – все мы сверстники
Записывают в тетрадях
Поколение, сверстники
Вопрос: но ведь у наших бабушек и дедушек, пап и мам тоже есть свои сверстники, они тоже составляют поколения?
Вводится понятие предки-потомки
Дети соглашаются и приводят примеры ( тети, дяди, живущие рядом люди одного возраста)
Записи в тетрадях
«предки-потомки»
Вопрос: Вы любите своих бабушек? Почему? Ответы ребят
Подводим итог: Мы любим и уважаем старших за то, что они с любовью передают нас свои знания, свой опыт. Все это называется культурной памятью поколений. (кадр) Записи в тетрадях
Что же составляет культурную память поколений? В ответах перечисляются дома, памяткики культуры, дороги, книги, картины, научные теории, легенды…
Задание: а вот давайте попробуем вспомнить еще один очень интересный момент. Перед вами на столах листочки. Прочитайте и ответьте на вопросы.
Раздаточный материал предполагает вспомнить
Народную мудрость в виде загадок и пословиц
На доске кадр презентации «Былины»

Вопрос: кто составил для нас эти пословиц и загадки, былины?
Дети читают загадки и находят ответы на них.
(групповая работа на парте, можно посоветоваться с товарищами на соседней парте)
Ответ: народ в течение всей жизни. Писатели и поэты разных поколений.
Объяснение учителя: все культурное наследие (Кадр) ученые делят на материальную и нематериальную (духовную) культуру.
рисуем на доске схему:
Культурное наследие
Материальная культура Нематериальная (духовная) культура
Дети находят на с. 38 определение
Дети рисуют за учителем схему в тетради
Задание: подпишите самостоятельно под нашей схемой примеры материальной и духовной культуры
Учитель раздает ребятам предметы (из уголка старинных вещей)
Дети самостоятельно работают.
Вопрос: Кто знает как называются эти предметы?
Учитель вкратце рассказывает о своем уголке «старинных вещей», который собрали школьники в течение нескольких лет и показывает кадры с презентацией. А главное предлагает повнимательнее отнестись к тем вещам, которые есть у них дома.
Варианты ответов детей
Запись дом. задания
4. Закрепление. 3 мин.
Вопрос: Есть ли дома вещи, что сохраняют ваши родители как память о своих родных? Ответы детей – конечно же фотографии, предметы быта, украшения и др.
Вопрос: А что сохранили для вас предыдущие поколения саратовцев? Здания, храмы, музеи и многое, чем мы гордимся сегодня.
5. Подведение итогов урока и вывод. 1 мин.
Попробуем подвести итог нашей встречи:
Вопрос: что же такое культурная память поколений?
Слова благодарности учителя за работу. Вариант оценки – книга о Ртищеве как подарок классу
Ответы ребят
6. Домашнее задание на доске. 1 мин.
Проведите небольшое исследование в своем доме «Поколение людей и вещей»
Осмотрите вещи домашней обстановки глазами ученого-социолога. Распределите их по поколениям и занесите в таблицу.
 

Приложение 1, Приложение 3, Приложение 4.