Открытый урок по музыке в 3-м классе на тему "Танцы разных народов"

Разделы: Музыка


Цели:

  • научить обучающихся определять непосредственно в звучании разные виды танцев;
  • добиться свободного, раскованного пластического выражения эмоционального характера танцевальной музыки.

Задача урока: вызвать эмоциональный отклик у обучающихся через сопоставление с различными танцами разных народов.

Технические средства, наглядные пособия:

  • видео магнитофон
  • аудиокассеты, диски
  • иллюстрации декораций, экскизы костюмов18-19 в.в.
  • портрет А. Люли, З. Валеева
  • телевизор, музыкальный центр

Ход урока

Дети входят под музыку в класс(видеофрагмент исполнения вальса, поет Мирей Матье), встают около своих парт. Звучит музыкальное приветствие.

Организационный момент (приветствие)

Учитель:

Снова музыка встречает нас,
Очень рада вновь увидеть вас,
Добрый, добрый день друзья!
А сейчас, забавно, легко прозвучит
Этот легкий, выразительный мотив.
С ним и приветствую я вас!

У: Ребята, ответьте мне, что за музыка звучала, когда вы заходили в класс? Что это- песня, танец, а может быть марш?

Ожидаемый ответ: Конечно танец!

У: И сегодня мы с вами поговорим как раз о танце, а точнее о танцах разных народов. А тема нашего урока сегодня звучит так: "Танцы разных народов" (дети записывают в тетрадях тему урока)

У: У каждого из вас, ребята, есть день рождения. А вот интересно, когда родился танец? Сколько лет танцу? Точного ответа на этот вопрос нет, потому, что никто не знает место и времени рождения танца. Может быть оттого, что это было очень много тысяч лет назад. Шло время, менялся облик земли, но у всех народов, где бы они не жили, танцу всегда отводилось почетное место. Танцы есть у всех народов, но одинаковы ли они?

У: Ну, а сейчас вернемся к нашему танцу, видеофрагмент которого вы посмотрели. Как называется этот танец?

О.о. Вальс!

У: Конечно же! (учитель прикрепляет на доску термин со словом "Вальс")

У: Давайте попробуем разобраться, как он звучит? Плавно или отрывисто?

О.о. Плавно!

У: Тяжело или легко?

О.о. Легко, грациозно, изящно.

У: Медленно или быстро?

О.о. Не очень быстро.

Основная часть

У: Вальс до сих пор популярный, считается бальным танцем. Его называют королем бальных танцев. Исполняют его парами - пары кружатся, выражая радость жизни в строгом, красивом, несколько консервативном духе. Вальс возник на основе народных танцев. Родина его где- то между Австрией и Германией (учитель на доске прикрепляет лист со словами Австрия и Германия). Размер вальса - трехдольный. Существует очень много прекрасных вальсов, написанные как самостоятельные пьесы. Непросто перечислить и композиторов - назовем лишь Вебера, Шопена, Штрауса- сына, Чайковского и Глазунова.

У: Давайте сейчас попробуем исполнить с вами вальс (выбирается пара желающих, которые показывают пластические импровизации из элементов танца. К ним присоединяются и остальные ребята).

Дети танцуют вальс

У: Вы ребята молодцы! Так хорошо исполнили этот танец, что в классе появилась такая атмосфера праздника, атмосфера настоящего бала! Садитесь.

У: Ну, а сейчас давайте мы с вами послушаем еще один танец. Называется он "Гавот". (на доске прикрепляется слово "Гавот")

Слушание музыки . Звучит "Гавот "А. Люлли

У: Скажите ребята, современный или старинный этот танец?

О.о. Старинный

У: А как вы думаете этот танец какого народа?

У : Родина гавота - Франция (учитель прикрепляет на доску слово Франция). Этот танец был широко распространен в Европе 17 -18 в.в. Танцевали его на балах. Сами короли, прекрасные дамы в париках, кавалеры в красивых камзолах (учитель показывает иллюстрации, где изображены балы, приемы во дворцах эпохи 17 -18 в.в.)

У: А написал его французский композитор А. Люли (учитель показывает портрет композитора).

У: Ребята, в каком темпе звучит "Гавот"?

О.о. Темп умеренный.

У: А как вы думаете какие движения для него характерны?

О.о. Спокойные шаги.

У: Верно, гавот исполнялся мелкими шагами (Учитель показывает движения). Запомнили ли вы движения гавота? Тогда давайте попробуем представить себя в необычных бальных нарядах и исполнить гавот.

Дети показывают движения гавота

У: Разные танцы звучали сегодня на уроке: гавот, вальс:Родина вальса - Австрия и Германия, гавота - Франция. А где же родился этот танец?

Слушание музыки. Звучит "Гавот "" Масалима Валеева.

У: Как бы вы назвали этот танец?

У: Какие инструменты исполняют его?

У: Какой размер?

У: А с каким танцем схож этот танец?

О.о. С гавотом

У: Правильно! А написал этот гавот" М. Валеев. Композитор, скрипач, дирижер нашей республики (показать портрет композитора).

У: Сейчас, я исполню еще один танец. Название этого старинного танца я называть не буду. Прозвучит песня из которой вы узнаете все об этом танце.

Учитель на фортепиано исполняет чешскую народную песню - танец "Полька

У: Какой же старинный танец прозвучал ?

О.о. Полька!

У: Правильно! Но несмотря на свое название, это не польский, а старинный чешский народный танец. Исполняется по кругу парами, весело и живо. Полька получила в начале 19 в. широкое распространение во всей Европе. Польки как музыкальные пьесы писали Чайковский, Рахманинов. Для польки характерны подскоки, легкость, двухдольный размер.

Разучивание песни "Полька"

  • разучивание мелодии: вычленив из нее формулы- попевки пропевать каждую фразу на слог "лё "Следует обращать внимание детей на правильную постановку корпуса, следить за дыханием, звукообразованием, отображать в пении характер произведения, динамику.
  • развитие чувства ритма. Отстукивание ритма мелодии без пения.
  • разучивание литературного текста : так же , как и мелодию, слова необходимо разучивать по фразам. Используется прием проговаривая (пропевая) текста шепотом, но чтобы каждое слово "услышал учитель" - при таком приеме активизируется произношение согласных звуков.

Первоначальное исполнение песни: петь не напрягаясь, естественным звуком, правильно интонируя мелодию, отображая в пении ритмический рисунок песни, ее характер.

У: Понравилась вам песня?

О.о. Да, понравилась!

Музыкальная разминка "Полька"

У: Молодцы, ребята! А сейчас, я попрошу вас всех встать. Как мы уже говорили, что для польки характерны подскоки, притопы, прихлопы.. Давайте мы с вами попробуем исполнить несколько движений (учитель показывает движения)

Исполняется "Полька "С Рахманинова. Ученики показывают элементы польки.

У: Ребята, скажите чем отличается полька от вальса и гавота?

О.о. Озорной, задорный!

У: Сейчас вы увидите как исполняется полька. А танец исполняют дети нашего города. Обратите внимание на особенность этого танца, и движения.

Видеофрагмент танца "Полька"

Обобщение темы урока:

С древнейших времен и до наших дней люди танцуют: на праздниках, дискотеках, или просто в свободное время. У всех народов, где бы они не жили танцу всегда отводилось почетное место.

У: Танцы каких народов прозвучали сегодня на нашем уроке?

У: Одинаковы ли они? Чем отличаются?

Вывод: Сегодня вы еще раз убедились в том, что танцы есть у всех народов, и они отличаются друг от друга в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, и оттого, кто и где их исполнял.

- Какой танец из прозвучавших сегодня на уроке вам больше всего понравился?

Домашнее задание:

Нарисовать национальные костюмы, в которых исполнялись народные танцы.

Исполнить свой любимый танец.

У: Откройте дневники и запишите в них домашнее задание. На этом наш урок окончен!

До свидания, дети!(под музыку дети выходят из класса).