"Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия"

Разделы: Литература


Цели:

  • Актуализировать знания учащихся о грамматических признаках прилагательного и глагола.
  • Дать понятие о причастии (грамматическое значение; морфологические признаки причастия)
  • Формировать умение отличать причастие от прилагательного. Учить находить причастие в тексте по морфемным признакам.

Задача: Дать представление о причастии как особой форме глагола.

Методы: проблемно-поисковые (подводящий диалог), метод самостоятельной работы с заданиями, наглядный метод (презентация).

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: проектор, распечатанные карточки для работы на уроке, учебник русского языка 6 класс, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др.

Сии глагольные имена служат
к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола силу
М.В.Ломоносов.

Ход урока

  1. Организационный момент. (Цветовой тест определения настроения учащихся.) (Слайд №1)
  2. Актуализация знаний учащихся.
    1. Фонематическая разминка.

Учащиеся повторяют за учителем звуки, правильно и четко произнося их:

/б-бь; п-пь; в-вь; ф-фь; г-гь; к-кь; д-дь; т-ть; з-зь4 с-сь; ж-ш/;глубокий вдох-выдох.

2.Языковая разминка.

  • Ребята, проводя языковую разминку, давайте представим себе несколько предметов и попытаемся охарактеризовать их. Работаем по рядам.

I-й ряд: Дайте характеристику яблоку, ответив на вопрос: “Какое оно? (Красное, зеленое, желтое, гнилое, сладкое, кислое, большое, маленькое, круглое….)

II-й ряд: Охарактеризуйте розу, ответив на вопрос: “Какая она? (красивая, великолепная, колючая, красная, желтая, белая, розовая, дикая…)

III-й ряд: Дайте характеристику помидору, ответив на вопрос: “Какой он? (Круглый, красный, зеленый, спелый…)

  • Какие части речи вы сейчас называли? (Прилагательные) Какое грамматическое значение они имеют? (Признак предмета)
  • А теперь скажите, что может происходить с этими предметами? Какие действия с ними могут происходить? (Расти, висеть, мыть, срывать, цвести, висеть…)
  • Какие части речи вы сейчас называли? (Глаголы) Какое грамматическое значение они имеют? (Действие предмета)

Посмотрите внимательно на слайд№2 и постарайтесь определить какими частями речи являются выделенные слова.

(Слайд №1 “Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне ее трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полете этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное”)

(По Сладкову “За пером синей птицы”)

Распределите эти слова по графам в последнюю колонку. (Слайд №3-4)

Часть речи

Вопрос

Грамматическое значение

Примеры

Имя прилагательное

Какой7

Признак

Мрачная. синяя, белых, необычное, удивительное.

Глагол

Что делать?

Что сделать?

Действие

Наползает, трепещут

 

Причастие

Какой?

Что делающий?

Что делавший?

Что сделавший?

Признак по действию

Трепещущих

III Введение в тему, формулирование темы и целей урока учащимися, открытие новых знаний.

  • Давайте поразмышляем над словом “трепещущих”. Какой вопрос зададим к этому слову? (Каких?) Какая часть речи отвечает на этот вопрос? (Прилагательное) Что оно обозначает? (Признак) (Ученики заполняют первую строчку таблицы и пишут вопрос в третью строку.)
  • Хорошо. Замените слово трепещущие словосочетанием, близким по значению. (который трепещет) Признак какой части речи налицо? (Глагола) (Ученики заполняют вторую строчку таблицы) Какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к этому слову? (что делающих?) (Ученики записывают вопрос в третью строчку таблицы)
  • Признаки каких частей речи вместило это слово? (Прилагательного и глагола)
  • Какую проблему нам надо с вами решить? (Какая же это часть речи?)
  • Об этой части речи Владимир Иванович Даль говорил “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.” (Слайд №5) Обратите внимание на выделенное слово и догадайтесь, о какой же части речи говорил Даль? (Ученики высказывают свои предположения)
  • Слайд №6 ПРИЧАСТИЕ

Назовите в этом слове орфограммы (при, ча) (Слайд №7) Исторически приставка стала частью корня. (Учащиеся самостоятельно заполняют последнюю колонку таблицы)

  • Посмотрите внимательно на тему урока и впишите нужное слово в эту формулировку. Слайд №8-9 (Учащиеся вписывают слова и формулируют тему урока…)
  • Вдумавшись в тему урока, сформулируйте и запишите цели урока каждый для себя. (Слайд №10)
    • Узнать, что такое причастие.
    • Научиться находить причастие среди других частей речи.
    • Определять морфологические признаки причастия.
    • Уметь пользоваться причастием в речи.

IV Последовательное выполнение заданий.

Учитель: Достичь поставленных целей вам помогут разнообразные задания, которые мы будем выполнять сегодня на уроке.

Задание №1 Откройте учебник на стр. 215. Прочитайте информационный текст в рамке и ответьте на мои вопросы.

    • Какое определение причастию дают авторы учебника?
    • Что значит “особая форма глагола”? (т.е. образуется от глагола)
    • Причастие обозначает признак предмета по действию. Как изменяется этот признак?
    • Как выражаются формы времени у причастия? (Ответы) Запишите эти суффиксы в третью колонку таблицы.

Задание №2 Мы с вами уже знаем определение причастия и его грамматическое значение. А теперь давайте понаблюдаем над тем, какие же особенности (признаки прилагательного и глагола) оно имеет.

Запишите предложение. Выпишите словосочетания: прилагательное + существительное и причастие + существительное. Укажите морфологические признаки прилагательного и причастия. (Слайд № 11)

- И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле. (Ф.Тютчев)

Чистая лазурь (И.п., ед.ч.. ж.р.)

Теплая лазурь (И.п., ед.ч.. ж.р.)

Отдыхающее поле (В.п., ед.ч., ср.р.) (Слайд №12)

  • Если причасти - это особая форма глагола, то какие морфологические признаки глагола мы можем определить. Обратите внимание на суффикс.

Отдыхающее поле (что делающее?) (несов. вид, наст., невозврат.)

  • Используя полученную информацию, заполните таблицу. (Слайд № 13)

(Ученики самостоятельно работают с таблицей.

Признаки прилагательного у причастия

Признаки глагола у причастия

Падеж

Вид

Число

Время

Род

Возвратность

  • Итак, о каких морфологических признаках причастия вы узнали? Как вы понимаете слова М.В.ЛомоносоваСии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу” (Слайд № 14)
  • Задание №3 Прочитайте текст. Найдите причастия. Какой смысл привносят причастия в текст? Подумайте, какими членами предложения они будут являться? (Слайд №15-16)

Косые лучи заходящего солнца почти не погружаются в воду. Они блестят на бесконечном водном пространстве и вспыхивают дрожащими искрами. Волны будят легкий ветер, кое-где спускающийся в море с соседнего берега.

Задание №4 Учитель читает конструкцию со словом “который”, школьники быстро называют и записывают ее.

Как мы скажем о листьях, которые распустились? (распустившиеся); о шаре, который лопнул?... (лопнувший); о девочке, которая бежит? (бегущая); о яблоке, которое упало? (упавшее); о море, которое бушует? (бушующее).

Сделайте вывод по заданию. От какой же части речи образуется причастие?

Задание №5 Распределите слова по колонкам, определив первоначально часть речи. (Задание выполняется с последующей проверкой)

  • Поющая, певчая, петь, лететь, летучие, летящие, звенящий, звонкий, синеющий, звенеть, синий, синеть. (Слайд №17)

Сделайте вывод по заданию.

V Подведение итогов урока. (Цветовой тест определения настроения.) (Слайд№1)

Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока? (Слайд №18)

    • Узнать, что такое причастие.
    • Научиться находить причастие среди других частей речи.
    • Определять морфологические признаки причастия.
    • Уметь пользоваться причастием в речи

Выполнили ли мы эти задачи?

Назовите ключевые слова урока.

Что нового для себя вы узнали…

А в чем же особенность причастия?

Выставление оценок.

VI Домашнее задание: Параграф 61, написать небольшое сочинение-рассуждение (50-60 слов) о причастии как особой форме глагола. (Слайд №19)

Фамилия, имя ученика _______________________________________________________________

Дата: ______________________________________________________________________________

Тема урока: _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Цели урока: __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

1 “Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне ее трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полете этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное”)

(По Сладкову “За пером синей птицы”)

Распределите эти слова по графам в последнюю колонку. В первой колонке укажите часть речи.

Часть речи

Вопрос

Грамматическое значение

Примеры

   

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле. (Ф.Тютчев)

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

3.Заполните таблицу.

Признаки прилагательного у причастия

Признаки глагола у причастия

   
   
   

4. Прочитайте текст. Найдите причастия. Какой смысл привносят причастия в текст? Подумайте, какими членами предложения они будут являться?

Косые лучи заходящего солнца почти не погружаются в воду. Они блестят на бесконечном водном пространстве и вспыхивают дрожащими искрами. Волны будит легкий ветер, кое-где спускающийся в море с соседнего берега.

5.__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6.

Имена прилагательные

Причастия

Глаголы

     
     
     
     
     
     

VI Домашнее задание: Параграф 61, написать небольшое сочинение-рассуждение (50-60 слов) о причастии как особой форме глагола.