Активизация мыслительной деятельности школьников посредством метода проектов

Разделы: Математика


Основой современных образовательных стандартов российского образования и главной задачей современного учителя является формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

В этот период характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских.

Постоянно растущий объём информации, её многопрофильность привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнения тезис о невозможности знать и уметь всё. Таким образом, наиболее ценным стало умение добиться цели через смежные знания, искать и находить решение. А одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Соответственно, меняются и задачи учителя. Теперь он должен быть не только и не столько источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования учащихся, побуждающим к творческому поиску. Надо искать индивидуальные пути, что может быть осуществлено только в результате совместной творческой деятельности учителя и ученика. У многих современных школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. И главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения. Проблема активности личности в обучении – это ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, её профессиональной подготовки. Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Как показывает опыт, метод проектов – один из эффективных методов повышения мотивации обучающихся на уроках для достижения определенных результатов и овладения определенными знаниями. Математика и информатика – это науки, где такие слова как эксперимент, исследование, практическая работа являются неотъемлемыми частями процесса обучения. Математика описывает все закономерности в природе, жизни, гармонию чувств и красоту красок и звуков, а информатика позволяет оформить это в интересной и доступной форме. Здесь огромное поле для активизации учебно-познавательной деятельности школьников. Например, исследовать пропорции человеческого тела, создать проект исследования застройки микрорайона, в котором ты живешь, сделать определенные выводы и с конкретными предложениями по благоустройству микрорайона выйти на руководителей района о благоустройстве прилегающей территории. Данные исследования не только формируют знания школьников по математике, но и работают на профориентацию обучающихся. А ответ на такой вопрос как «Зачем функции предел?», требующий детального теоретического исследования, изучения основ математического анализа, заставит школьников в ином свете смотреть на предмет математики.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Он предполагает решение поставленной проблемы, а решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческих областей и особенно при решении нестандартной задачи. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», если это теоретическая проблема, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в микрорайоне и т.д.)

Следует выделить следующую структуру проекта:

  1. выбор темы проекта;
  2. определение места проекта в учебном планировании;
  3. формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;
  4. определение целей проекта;
  5. формулирование методических задач;
  6. выбор тем индивидуальных исследований школьников;
  7. выдвижение гипотез;
  8. формирование групп для проведения исследований;
  9. обсуждение плана работы и источников информации;
  10. самостоятельная работа обучающихся в группах и задание для каждого участника группы;
  11. подготовка отчетов по заданиям;
  12. защита полученных результатов;
  13. выбор и утверждение критериев оценки.

Трудно переоценить роль учителя в проектной деятельности.

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов:

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей,
  • их предыдущего опыта проектной деятельности,
  • сложности темы проекта,
  • характера отношений в группе и др.

Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта.

Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной, из предложенных руководителем тем. Еще лучше, если поиск учащиеся будут осуществлять под скрытым руководством учителя.

Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми.

Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно-урочным обучением и обречен играть лишь одну роль - исполнителя.

Дайте ему возможность побыть руководителем, организатором и экспертом!

Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

Большим подспорьем в использовании проектной методики на уроках математики и информатики является программа Intel «Обучение для будущего», разработанная американскими авторами из Института компьютерных технологий. В ней четко выделены структура проектной деятельности школьников, описаны в доступной форме способы реализации проекта, показана схема оформления проекта, в которой просматривается каждый этап деятельности обучающихся. В процессе разработки проекта формируется учебно-методический пакет, состоящий из информационных, методических (инструкции, рекомендации) и дидактических материалов (тесты, кроссворды и т.п.) для последующего использования на уроках и во внеурочное время. Работа над проектом по программе Intel позволит школьникам овладеть навыками работы с Exсel, Microsoft Word, выработать умения создавать публикации и буклеты с помощью Microsoft Publisher, формирует умения защищать проекты с использованием презентации, созданной в Power Point.

После выбора темы проекта, обучающиеся самостоятельно или с помощью учителя формулируют основополагающий вопрос, поиск ответа на который может вестись по разным путям – заданиям. Каждый участник проекта имеет возможность выполнять индивидуальные задания по интересам. Сбор информации по заданиям участников проекта формирует УМП.

Рассмотрим один из примеров УМП, созданного группой учащихся, работающих над проектом по математике, который включает в себя инструкцию по проведению практической работы, анализ ее результатов, критерии оценки презентации и публикации учащихся.

Прогулка в парк (инструкция к практической работе на местности)

Оборудование: линейка, циркуль, карандаш.

Выполни следующие задания:

  1. Собери листья разных деревьев, растущих в парке.
  2. Как много разных листьев ты собрал?_______
  3. Выбери на твой взгляд самый красивый листок.
  4. Проведи линии как показано на схеме.
  5. Измерь его длину АВ=   .
  6. Измерь его ширину СD=  .
  7. Определи отношение АВ/CD _______.
  8. Измерь длину отрезка КL_______.
  9. Измерь длину отрезка СЕ_______.
  10. Измерь длину отрезка EF________.
  11. Определите отношения СО/KL, CD/EF и AB/OC______,_______и________.
  12. Сравните их с соотношениями на схеме.
  13. Проверь выполнение равенства СЕ=АВ (да, нет)_____________
  14. Соблюдаются ли пропорции «золотого» сечения в строении этого листа?

Сделай вывод _________________________________________________

Таким образом, применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций:

  1. образовательной функции 
    • знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
    • формирование набора базовых сквозных компетенций, обеспечивающих функциональную грамотность (языковую, компьютерную, информационную, правовую, экологическую и др.);
  2. воспитательной функции, то есть использование метода проектов в обучении школьников состоит в развитии личностных качеств:
    • деловитости,
    • предприимчивости,
    • ответственности,
    • выработки навыков разумного риска и др.
  3. развивающей функции, то есть использование метода проектов в обучении состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных знаний и умений для анализа и решения практических задач, создаются условия для формирования и развития у обучающихся творческих способностей.

Литература

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е. С. Полат – М.: Изд. центр «Академия», 2003 г.
  2. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24.
  3. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997.
  4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 256с.

Электронные ресурсы

  1. http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html «Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства»