Элективный курс физики для 11-х классов "Практикум решения задач"

Разделы: Физика


Предлагаемая программа элективного курса физики согласована с содержанием программы основного курса. Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в основной школе. Она ориентирована на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений. Из-за сокращения числа часов на изучение физики не удаётся пройти многие важные темы, поэтому программа элективного курса дополнена темами, которые не входят в программу базовой школы: «Графическое представление движения», «Правила Кирхгофа», «Закон Кирхгофа», «Тепловое излучение», «Политропный процесс», «Соединения конденсаторов», «Шунт к амперметру», «Формула тонкой линзы».

На изучение физики в 11 классе отводится 2 часа в неделю, что недостаточно для решения задач. А неумение решать задачи является одной из причин снижения успеха в физике, поэтому главные цели представленного курса:

  1. Научить учащихся, интересующихся предметами естественнонаучного цикла, не только понимать физические явления и закономерности, но и применять их на практике путём решения задач разной сложности, различного типа (исследовательские, тестовые, задачи-оценки, качественные, графические, занимательные).
  2. Расширить кругозор школьников и углубить знания по основным темам базового курса физики.
  3. Сформировать представления о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач.
  4. Дать учащимся представление о практическом применении законов физики к изучению физических явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире.
  5. Помочь выпускнику подготовиться к успешной сдаче как к ЕГЭ, так и к обычному вступительному экзамену по физике в вузы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Приоритетами для элективного курса физики являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение различными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.

Учебно-тематический план.

Данный спецкурс предназначен для учащихся 11 классов. В объёме 68 часов (2 часа в неделю). Из них: лекционных – 20 часов; практических занятий – 48 часов.

Тема Кол-во часов Уроки-лекции Уроки решения задач (в том числе практические работы) Проверочные и контрольные работы
1. Механика. 12 5 6 1
2. Молекулярная физика. Термодинамика. 12 3 7 2
3. Электродинамика. 21 6 12 3
4. Оптика. 20 7 10 3
  Итоговое повторение. 2     2
  Итого: 68 21 35 11

Тематическое планирование курса.

№ урока

Тема

Количество часов Используемая литература
1/1 Классификация задач. 1 [1,3]
Тема №1 Механика. 12  
1-2/3 Лекция: Графическое представление движения (график скорости, пути, ускорения). 2 [2,11,12]
3-4/5 Решение графических задач. 2 [8,9,12,16, 20, 21]
5/6 Лекция: Законы Ньютона. Закон Гука. 1 [2,11,10]
6/7 Решение исследовательских задач:
  • «Измерение ускорения свободного падения».
  • «Измерение коэффициента жёсткости пружины с помощью пружинного маятника».
1 [18]
7/8 Лекция: Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии. 1 [2,11,10]
8/9 Решение задач (ЕГЭ часть А и В). 1 [8,9]
9/10 Лекция: Механическая работа. Мощность. 1 [2,10,11]

10/11

Решение исследовательских задач:

  • «Измерение КПД наклонной плоскости».
  • «Изучение движения тела, скользящего по наклонной плоскости без трения».
1 [18]
11/12 Решение задач (ЕГЭ часть А и В). 1 [8,9]
12/13 Контрольная работа №1. Тестовые задания (часть А и В). 1 [13,14,15]
Тема №2 Молекулярная физика. Термодинамика. 12  
13/1 Лекция: Основные понятия МКТ и термодинамики. 1 [2,10,11]
14/2 Решение задач (ЕГЭ часть А и В). 1 [8,9]
15/3 Решение задач (ЕГЭ часть С). 1 [8,9]
16/4 Решение олимпиадных задач. 1 [19]
17/5 Лекция: Политропный процесс. 1 [2,10]
18/6 Решение задач (ЕГЭ часть С). 1 [8,9]
19/7 Экспериментальная проверка законов идеального газа. 1 [21]
20/8 Решение графических задач на изопроцессы. 1 [20,21]
21/9 Проверочная работа с выбором ответа. 1 [13,14]
22/10 Лекция: Первый закон термодинамики и его применение к газовым процессам. 1 [2,11]
23/11 Решение задач повышенного уровня сложности. 1 [8,9]
24/12 Контрольная работа №2. Тестовые задания (часть А и В). 1 [13,14,15]
Тема №3 Электродинамика. 21  
25/1 Лекция: Электроёмкость. Соединение конденсаторов. 1 [1, 2,10,17]
26/2 Решение олимпиадных задач. 1 [19]
27/3 Лекция: Правила Кирхгофа. 1 [1,2,10]
28/4-29/5 Решение расчётных задач. 2 [20,21]
30/6 Решение задач (ЕГЭ часть С). 1 [8,9]
31/7 Графическое исследование ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. 1 [17]
32/8 Решение исследовательской задачи: «Изучение смешанного соединения проводников». 1 [17]
33/9 Лекция: Электрический ток в электролитах. 1 [2,10,11]
34/10 Решение типовых задач. 1 [20,21]
35/11 Проверочная работа с выбором ответа. 1 [13,14,15]
36/12-37/13 Ситуативные таблицы.
Напряжённость электрического поля.
Энергия зарядов.
2 [17]
38/14 Решение задач (ЕГЭ часть С). 1 [8,9]
39/15 Лекция: Закон Джоуля-Ленца. 1 [1,2,10,11]
40/16 Решение задач (ЕГЭ часть А и В). 1 [8,9]
41/17 Лекция: Основные понятия магнетизма. 1 [1,2,10,11]
42/18 Решение задач (ЕГЭ часть А и В). 1 [8,9]
43/19 Решение задач повышенного уровня сложности. 1 [1,8,9]
44/20 Взаимопроверка определений по теме «Электродинамика». 1 [13,14,15]
45/21 Контрольная работа №3. Тестовые задания (часть А и В). 1 [13]
Тема№4 Оптика. 20  
46/1 Лекция: Законы отражения и преломления. Полное отражение. Формула тонкой линзы. 1 [1,2,5,6,7,8]
47/2 Решение графических задач. 1 [20,21]
48/3 Решение задач (ЕГЭ часть А и В). 1 [8,9]
49/4 Лекция: Дифракционная решётка. 1 [1,2,3,5,6]
50/5 Решение исследовательской задачи: «Определение длины волны». 1 [3,5,7]
51/6 Решение типовых задач. 1 [20,21]
52/7 Лекция: Тепловое излучение, закон Кирхгофа. 1 [1,2.10,11]
53/8 Решение задач (ЕГЭ часть А). 1 [8,9]
54/9 Лекция: Фотоэффект. 1 [2,3,5,6,10]
55/10 Решение типовых задач. 1 [20,21]
56/11 Решение задач (ЕГЭ часть А и В). 1 [8,9]
57/12 Самостоятельная работа. 1 [16]
58/13 Лекция: Ядерная модель атома. Модель атома по Бору. 1 [1,2.3,6,10]
59/14 Решение задач (ЕГЭ часть А). 1 [8,9]
60/15-61/16 Лекция: Физика атомного ядра. 2 [10,11]
62/17-63/18 Решение задач (ЕГЭ часть А и В). 2 [8,9]
[13,15,16]
64/19 Взаимопроверка определений по теме «Радиоактивность». 1 [13,14]
65/20 Контрольная работа №4. 1 [8,12,13,14]
66-67 Итоговое повторение и обобщение. 2 [5,6,7,18]
68 Тест на знание всех формул и понятий. 1  

В процессе реализации данной программы используются такие методы обучения:

    1. Метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления.
    2. Метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы.
    3. Исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.

При организации работы курс начинается с теоретических занятий, сначала лекционных, при этом используется метод проблемного обучения. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.

На практических занятиях работа организована от простого к сложному. При их выполнении учащиеся смогут приобрести умения и навыки планировать физический эксперимент в соответствии с поставленной задачей, научиться выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент, обрабатывать и сравнивать полученные результаты. Сначала ученикам необходимо придерживаться предлагаемого описания проведения лабораторной работы, а впоследствии они должны сами научиться планировать собственную экспериментальную деятельность.

Текущий контроль собственных достижений учащихся организуется при проведении письменных контрольных работ в конце определённой темы и при взаимопроверке на знание теоретического материала.

Критерии оценки эффективности выполнения контрольных работ:

50-60% правильных ответов – оценка “удовлетворительно”;

70-80% правильных ответов – оценка “хорошо”;

90% правильных ответов – оценка “отлично”.

Ожидаемые образовательные результаты:

  • Знания основных законов и понятий.
  • Успешная самореализация учащихся.
  • Опыт работы в коллективе.
  • Умение искать, отбирать, оценивать информацию (работа с различными источниками информации (специализированные справочники, учебные пособия, медиаресурсы)).