Программы элективных курсов для учащихся 6–11-х классов в рамках реализации предпрофильной подготовки и профильного образования

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Элективный курс «Школа красоты и здоровья» для 6-9 классов

Наш меняющийся мир трудно определить одним словом. Трудно определить атмосферу, сложившуюся в обществе. Хотелось бы, чтобы в этой атмосфере вместо страха появилось доверие, вместо насилия – воодушевление, вместо угрозы – ответственность. Однако просто по нашему желанию страх и насилие не исчезнут. Атмосфера добра и понимания в обществе может возникнуть лишь в результате деятельности множества людей, осознающих свою взаимозависимость, открытых и доверчивых. Только такие люди способны создать дружелюбное общество. Данные мечты и идеи станут реальностью, если человек научится адекватно принимать себя и мир другого, постоянно искать во всем смысл.
Понятие «красота» традиционно рассматривается с различных точек зрения. Одна из них – забота о физической внешности, что особенно актуально в подростковом возрасте. Физическая красота несет в себе потенциал формирования личности взрослеющего человека. Красота развивает эстетический и художественный вкус, прививает чувство гармонии, такта, меры, учит критически оценивать себя и стремиться к самосовершенствованию.
Проблемы современных подростков – принятие себя как ценность, появление и укрепление веры в себя, ощущение своей уникальности и неповторимости, формирование представлений о своем жизненном пути – особенно остро проявляются в век информационно-коммуникационного прогресса. Осваивая интернет-пространства, молодежь увлекается новыми культурами, течениями, виртуальная реальность захватывает подрастающее поколение, которое не осознает опасностей этой «игровой жизни». Интерес к субкультурам проявляется в использовании атрибутики и символов, знания о которых часто поверхностны. Личность подростка теряется за «боевой раскраской».
По результатам социологического исследования среди учащихся 6-9 классов здоровье, как жизненная ценность, у большинства школьников (78%) стоит на третьем месте после таких ценностей как жизнь и семья. 44% опрошенных оценивают свои знания по сохранению и укреплению своего здоровья и гигиене тела как средние, то есть на достаточном уровне, дополнительные знания по данному вопросу хотели бы получить 41% учащихся, участвовавших в исследовании. Большинство испытуемых имеют общие представления о моде, стилях и имиджах, 38% подростков не ориентируются в современных модных направлениях. Исходя из наблюдений за девушками, обучающимися в 6-9 классах, можно сделать вывод о том, что у многих учениц отсутствует умение адекватно выглядеть, соблюдать принятые нормы поведения. Девушки, одетые в «дискотечные» наряды, чаще всего и ведут себя соответствующим образом, не определяя для себя границ в общении и поведении, а также рамок приличия.
В связи с этим предлагаемый курс приобретает особую актуальность и востребованность для современных девушек, которые интересуются своим здоровьем, косметикой, модой и хотят хорошо выглядеть.

Цель курса – способствовать формированию практических способностей и умений учащихся применять на практике теоретические знания оптимальных методик обеспечения здорового образа жизни и красоты; создание условий для  реализации творческого потенциала девушек.

Задачи курса:

  • Привить чувство меры и вкуса в уходе за внешностью.
  • Формировать умение ориентироваться в многообразии имиджей и стилей, применять эти знания в жизни.
  • Формировать ответственное отношение к своему здоровью.

Содержание программы элективного курса раскрывает широкие возможности для развития познавательной активности учащихся. Программа данного курса объединяет сведения нескольких дисциплин, таких как этика, эстетика, психология, социология, физиология, анатомия и гигиена. Основной целью занятий является не переделывание подростка, а оказание помощи в осознании себя,  умении внимательно всматриваться в себя, видеть неожиданное, интересное. Подача материала осуществляется в новой привлекательной форме (практические работы, тренинги, семинары, игры), что дает педагогу большие возможности в образовании детей. Программа курса предусматривает проведение психологической работы по принятию недостатков внешности, по формированию чувства уверенности в себе. В ненавязчивой, но убедительной форме проводится воспитательная работа по профилактике курения, алкоголизма и наркомании, подчеркивается несовместимость этих пагубных пристрастий со здоровьем и красотой.
В рамках предпрофильного образования данный курс предполагает знакомство девушек с такими специальностями как визажист, косметолог, стилист, валеолог, психолог, социолог.

Методы обучения: теоретические и практические занятия, беседы, лекции, тренинги, игры, работа с компьютерными специализированными программами («Салон красоты», «3000 причесок», «Домашние финансы»), анкетирование, тестирование, домашние творческие работы. Широко используются наглядные материалы: специализированные издания, книги, журналы, каталоги, видеозаписи, фотографии; применяется демонстрация средств и практических приемов.

Результаты обучения:

  1. Умение выполнять различные процедуры по уходу за внешностью.
  2. Приобретение знаний о назначении и применении различных оздоровительных косметических средств по уходу в подростковом возрасте.
  3. Умение применять знания по колористике на практике.
  4. Приобретение знаний о культуре одежды, поведения в различных ситуациях; об основах семейных отношений.

Формы контроля: разработка индивидуальных программ по уходу за собой, творческие работы, итоговый проект «Самопрезентация».

Темы творческих работ:

  1. Мода и здоровье.
  2. Мода и индивидуальность.
  3. Мода и стиль.
  4. Мода и стадность. Потребность соответствовать модному стандарту как проявление стадности.
  5. Модная фигура – символ здоровья?
  6. Модная фигура и будущие мамы.
  7. Есть ли вред от модных диет?
  8. Тренажеры: мода, реклама, торговля.
  9. Модная одежда.
  10. Модные тенденции: их плюсы и минусы с точки зрения риска для здоровья.
  11. Ранний секс – приобретения и потери.
  12. Что такое красота?
  13. Топ-модель и здоровье.
  14. Любовь мужчины и женщины – что включает это понятие?
  15. Отношения мужчины и женщины в традиционной русской культуре и других национальных культурах.
  16.  Женская красота – ее идеалы в истории России.
  17. Модные привычки: курение.
  18. Образ курящей женщины: когда он появился в изобразительном искусстве России и за ее пределами.
  19. Субкультуры – другая жизнь?
  20. Честь и достоинство в трудной ситуации.
  21. Семья – источник счастья.
  22.  Семейные традиции.
  23. Личность начинается с семьи. Первые воспитатели.
  24.  Есть такая профессия … (по выбору учащегося)

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов
Всего Теория Практика
Раздел 1. Уход за кожей лица и шеи. 4 2 2
1.1 Знакомство с программой. История косметики и ее применение. 1 1 -
1.2 Строение кожи человека. Функции кожи, причины старения. Типы кожи. Определение индивидуального типа кожи. 1 1 -
1.3 Основные этапы ухода за кожей лица и шеи. 1 - 1
1.4 Домашние средства и методы по уходу за кожей лица и шеи. 1 - 1
Раздел 2.
Уход за телом и волосами.
9 1 8
2.1 Глаза: правильный уход, гимнастика. 1 - 1
2.2 Уход за руками, ногтями, локтями. 1 - 1
2.3 Правила ухода за ногами и ступнями. 1 - 1
2.4 Уход за телом: личная гигиена, гимнастика, массаж, питание. 2 1 1
2.5 Типы волос, уход за волосами. 1 - 1
2.6 Средства и инструменты по уходу за волосами. Домашние средства ухода. 1 - 1
2.7 Основные правила здорового образа жизни. Вред курения, алкоголя и наркотиков. 1 - 1
2.8 Всему свое время. 1 - 1
Раздел 3. Колористика. 4 2 2
3.1 Колористика – наука о цвете. Холодные и теплые цвета. 1 1 -
3.2 Твой внешний вид: теория времен года. 1 1 -
3.3 Планирование собственного гардероба. 2 - 2
Раздел 4. Я в мире. 12 1 11
4.1 Мир наших чувств. 2 1 1
4.2 Кто я? Как управлять впечатлениями о себе? 1 - 1
4.3 Технология совершенствования себя. 2 - 2
4.4 Жизненная стратегия. 2 - 2
4.5 Границы моего «Я». Я и другие. 1 - 1
4.6 Что такое одиночество? 1 - 1
4.7 Мои вершины: призвание, право выбора. 1 - 1
4.8 Субкультуры – другая жизнь? Путь к себе. 1 - 1
4.9 Трудные ситуации: честь и достоинство. 1 - 1
Раздел 5. Брак и семья. 5 - 5
5.1 Психология межличностных отношений. 1 - 1
5.2 Готовность к браку: семья или карьера. Особенности молодой семьи. Семья и дети. 2 - 2
5.3 Поговорим о деньгах. Бюджет семьи. 1 - 1
5.4 Итоговое занятие. Самопрезентация. 1 - 1
Итог: 34 6 28

Содержание образования

Название темы Содержание занятия
Раздел 1. Уход за кожей лица и шеи
1.1 Знакомство с программой. История косметики и ее применение. «Внутренняя» и «внешняя» красота и их зависимость друг от друга. Первое впечатление при знакомстве. История косметики от древности до наших дней.
1.2 Строение кожи человека. Функции кожи, причины старения. Типы кожи. Определение индивидуального типа кожи. Строение кожи, механизмы саморегуляции. Физиологические процессы и явления в организме. Типы кожи. Индивидуальный тип кожи.
1.3 Основные этапы ухода за кожей лица и шеи. Обзор средств косметического рынка. Молодежная косметика. Тестирование личных средств по уходу за кожей. Составление индивидуальной программы по уходу за лицом.
1.4 Домашние средства и методы по уходу за кожей лица и шеи. Практическая работа по уходу за лицом: нанесение косметических средств, гимнастика, массаж. Современные процедуры и технологии, применяемые в косметологии.
Раздел 2. Уход за телом и волосами
2.1 Глаза: правильный уход, гимнастика. Описание средств и методов по уходу за глазами. Предупреждение конъюнктивита. Освоение на практике приемов массажа и гимнастики для глаз.
2.2 Уход за руками, ногтями, локтями. Правила ухода за руками. Тестирование типа рук и ногтей, выявление проблем. Уход за кожей рук. Обработка ногтей. Процедура маникюра. Просмотр видеофильма «Салонный маникюр».
2.3 Правила ухода за ногами и ступнями. Процедуры и средства по уходу за ногами и ступнями, правила по уходу и ношению обуви, личная гигиена. Процедура педикюра.
2.4 Уход за телом: личная гигиена, гимнастика, массаж, питание. Проблемы нарушения осанки, повышенного потоотделения. Рациональное питание, гимнастика, массаж. Процедуры эпиляции и депиляции, способы их выполнения в домашних условиях. Правила личной гигиены и поддержки здоровой формы.
2.5 Типы волос, уход за волосами. Типы волос, проблемы, гигиена, правильный уход, техника мытья. Тестирование индивидуальных типов волос и рекомендации по уходу.
2.6 Средства и инструменты по уходу за волосами. Домашние средства ухода. Обзор средств и инструментов по уходу за волосами. История прически. Практическая работа по укладке волос. Подбор причесок по типу лица. Работа с компьютерной программой «Салон красоты» и «3000 причесок».
2.7 Основные правила здорового образа жизни. Вред курения, алкоголя и наркотиков. Основные правила здорового образа жизни: правильное питание, занятия спортом, соблюдение гигиены, достаточный сон. Зависимость внешнего вида от внутреннего состояния организма. Несовместимость красоты и здоровья с пагубными привычками. Дискуссия «Курение – это модно».
2.8 Всему свое время. Изменения в организме в период полового созревания, интимная гигиена. Беседа о начале половой жизни. Инфекции, передаваемые половым путем.
Раздел 3. Колористика
3.1 Колористика – наука о цвете. Холодные и теплые цвета. Роль цвета в нашей жизни. Цвета времен года. Теплые и холодные цвета.
3.2 Твой внешний вид: теория времен года. Теория времен года. Цветовая гамма четырех типов женщин: «зима», «весна», «лето», «осень». Цветовая гамма в одежде, аксессуарах, макияже. Определение индивидуального цветового типа.
3.3 Планирование собственного гардероба. Основные правила и понятия, составляющие основу удачного имиджа, стиля. Базовый гардероб.  Анализ индивидуального гардероба. Практическое задание по созданию стиля (с помощью прически, макияжа, одежды).
Раздел 4. Я в мире
4.1 Мир наших чувств. Эмоции. Признаки эмоционального состояния. Внутренние признаки тревоги. Тестирование «Уровень тревожности».
4.2 Кто я? Как управлять впечатлениями о себе? Тренинг общения (упражнения «Визитная карточка», «Если бы я был…», «Фамильный герб», «На золотом крыльце сидели»; тест «Умеете ли вы слушать и слышать?»)
4.3 Технология совершенствования себя. Тренинг самосовершенствования (упражнения по познанию своего «Я» (самонаблюдение); «Круг нашей жизни», «Моя судьба»; тестирование «Шкала самооценки», «Шкала поиска ощущений», «Направленность личности»)
4.4 Жизненная стратегия. Упражнения «Значимые люди», «Псевдожизнь», «Не в своих санях».  Методика «Жизненный анализ: стратегический, оперативный, тактический».
4.5 Границы моего «Я». Я и другие. Осознание своей национальности. Определение уровня одобрения и принятия себя. Где границы моего «Я». Почему мы обижаемся. Что значит принимать других? Тест «Насколько вы откровенны».
4.6 Что такое одиночество? Тест «Шкала одиночества». Беседа «Как жить в одиночестве?»
4.7 Мои вершины: призвание, право выбора. Что такое самоактуализация. Как узнать свое призвание. Право выбора. Что зависит от стараний и умений. В чем проявляется неуверенность.
4.8 Субкультуры – другая жизнь? Путь к себе. Молодежные субкультуры. Влияние на мировоззрение и самооценку. Тест «Стресс и я»
4.9 Трудные ситуации: честь и достоинство. Трудные ситуации: угроза для физического или социального «Я». Выход из трудных ситуаций. Честь и достоинство.
Раздел 5. Брак и семья
5.1 Психология межличностных отношений. Межличностные отношения и общение. Общение – социальная потребность человека. Виды взаимоотношений. Культура общения. Мужественность и женственность.
5.2 Готовность к браку: семья или карьера. Особенности молодой семьи. Семья и дети. Мастерская «Мотив» (мотивы вступления в брак). Правовые основы брака. Психологическая готовность к браку. Новый тип брачно-семейных отношений в современном обществе. Что такое семья. Особенности молодой семьи. Семейные ценности. Дети.
5.3 Поговорим о деньгах. Бюджет семьи. Семейный бюджет и его планирование. Тест «Умеете ли вы обращаться с деньгами». Работа с компьютерной программой «Домашние финансы». Практическая работа «Бюджет моей семьи».
5.4 Поговорим о деньгах. Бюджет семьи. Семейный бюджет и его планирование. Тест «Умеете ли вы обращаться с деньгами». Работа с компьютерной программой «Домашние финансы». Практическая работа «Бюджет моей семьи».

Литература:

  1. Альманах психологических тестов. М., 1996.
  2. Азаров Ю.Р. Семейная педагогика. – М., 1985.
  3. Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб, 1996.
  4. «Воспитание школьника». Журнал № 6/1997.
  5. Зацепин В. О жизни супружеской. – М., 1988.
  6. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М., 1992.
  7. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям или психология на каждый день. – М., 1999.
  8. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М.,  1988.
  9. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1989.
  10. Сикорская С., Бельченко Е. Косметика без секретов. М., 1992.
  11. Спенсер К. Выбери свой стиль. М., 2000.
  12. Шурман П. Косметика и уход за телом. М., 1996.
  13. Энциклопедия молодой женщины. Перевод Беловой Н.И., Козловой Ю.Н. – Саратов, 1992.
  14. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя под редакцией Дубровиной И.В., - М, 1987.
  15. Журналы: «Домашний очаг», «Лиза», «Все для женщины», «Бурда», «Будуар».

Интернет сайты:

  1. www.mama.ru
  2. www.kleo.ru
  3. www.cosmo.ru
  4. www.wmj.ru
  5. www.passion.ru
  6. www.woman.ru
  7. www.eva.ru
  8. www.natali.ua
  9. www.devichnik.ru

Элективный курс «Этическая грамматика»

Современный кризис (не только финансово-экономический, но и социальный), охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для многих стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, алкоголизма и других негативных явлений. Падение нравственных идеалов, разрушение института семьи накладывает отпечаток и на подрастающее поколение. Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, выявление условий, обеспечивающих успешное вхождение ребенка в жизнь общества. Основной путь выхода из кризисной ситуации - перестройка уклада человеческой жизни, переориентация ценностей жизни.
Нравственное воспитание основывается, в первую очередь, на таких понятиях как «этика» и «мораль».  В данном случае этика рассматривается как «общая нормативная наука, изучающая мораль, нравственность, добродетель», а мораль - «характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, норм)». (Элективный курс «Прикладная этика». Автор-составитель Г.Ю. Лазновская. Волгоград: Учитель, 2006.)  Этика представляет собой систему знаний об определенной области человеческой жизни и является составной частью общекультурного образования человека.
Технологизация и информатизация общества, усложнение коммуникации и системы организации социального пространства повлияли на развитие прикладной этики. Прикладная этика является особой стадией развития и морали, и этики. Проблемы, которые рассматривает прикладная этика, являются «открытыми», то есть в общественном сознании нет единства мнений по определенному поводу.  К данным проблемам относятся: смертная казнь, эвтаназия, клонирование, аборты, трансплантация органов, манипуляция общественным мнением и другие.
Анкетирование старшеклассников по изучению интереса к этическим проблемам выявило, что 88% школьников интересуются данными вопросами и их отношение к этическим проблемам неоднозначно.
Диагностика жизненных ценностей в 9-11 классах на протяжении трех лет показывает, что у старшеклассников на первом месте стоит жизнь, семья и здоровье. Однако только у 35% опрошенных учащихся сформированы четкие представления о будущей жизни, о личностном и профессиональном самоопределении.
Наблюдая за поведением девушек, можно сделать вывод: у многих из них не выработаны нормы поведения, соответствующие месту и времени, не сформировано умение одеваться согласно ситуации. Дело  не только в том, что «по одежке встречают», но и в том, что одежда определяет поведение; это «код», на который окружающие реагируют соответственно. Понятия «рамки приличия» и «соответствующее поведение» прежде всего, определяются внешним видом.
В связи с этим возникла необходимость в реализации новой области знаний, объединяющей в себя такие направления как этика, психология, имиджелогия.
Программа элективного курса «Этическая грамматика» предназначена для реализации в профильных 10-11-х классах образовательной школы. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни. Возраст учащихся 10-11 классов благоприятен для завершения развития психологической готовности к самоопределению - личностному, профессиональному, жизненному. Поэтому основное внимание уделяется формированию их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.
Программа элективного курса “Этическая грамматика” составлена на основе: программы элективного курса «Прикладная этика» для учащихся 10-11 классов (Г.Ю. Лазновской, 2006), адаптированной программы элективного курса “Основы психологии” для учащихся 8-11 классов (Э.М. Демина, 2007).
Изучение данного элективного курса направлено на раскрытие нравственного потенциала учащихся, а также формирование ключевых компетентностей - готовности учащихся старшей школы к решению социальных и личностных проблем.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • Формирование духовно-нравственных и этических установок, идеалов и ценностей, активизирующих нравственный потенциал личности.
  •  Умение ориентироваться в проблемах прикладной этики, аргументировано доказывать и защищать свою точку зрения, развитие толерантности.

Формы работы: семинар, тренинг, дискуссия, деловая игра.

Форма отчетности: творческие работы (реферат, эссе, проект, модель, резюме)

Темы творческих работ:

  1. Смертная казнь: за или против?
  2. Проблемы биоэтики.
  3. Клонирование: за или против?
  4. Эвтаназия: за или против?
  5. Этика деловых отношений. Служебный этикет.
  6. Конфликты в организации и способы их разрешения.
  7. Реклама, PR и право.
  8. Проблема манипулирования.
  9. Благотворительность: основные проблемы.
  10.  Толерантность и доверие - основа мирного сосуществования личности в обществе.
  11.  Женщина в условиях профессиональной конкуренции.
  12.  Планирование деловой карьеры.
  13.  Гендерные стереотипы и барьеры.
  14. Семья и семейные ценности.
  15. Любовь, брак, семья - жизнь без ошибок.
  16. Роль семьи в жизни человека.
  17.  Готовность к браку. Как построить свою семью.
  18.  Родительство. Готовность к родительству.
  19.  Семьи бывают разные. Правила, по которым живет семья.

Учащиеся должны знать: основы семейных отношений; нравственно-духовные устои семьи, её трудовую атмосферу, психологический климат; бюджет и хозяйство семьи; возможные причины возникновения неблагополучных семей; о неполных семьях, как результате нарушения брачно-семейных отношений; дети - основная ценность семьи; как предупредить детский эгоизм; типичные недостатки семейного воспитания.

Учащиеся должны уметь:

беречь духовно-нравственные ценности семьи, создавать в семье благоприятный психологический климат, планировать семейный бюджет, предупреждать конфликтные ситуации в семье, разумно решать возникающие конфликты.

Механизм оценивания результатов:

Владение фактами:

  • установление причин фактов
  • установление взаимосвязей между фактами
  • отличие основных фактов и фактов второстепенных

Владение проблематикой:

  • формулирование проблем по теме
  • умение отыскать возможные пути решения проблемы

Владение понятиями:

  • раскрытие содержания понятий
  • установление взаимосвязей между понятиями
  • практическое применение понятий

Владение правилами и приемами:

  • формулирование правил, требований, приемов
  • раскрытие содержания правил, требований, приемов
  • характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов

Проверка навыков:

  • моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение
  • выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение
  • самоанализ результатов выполнения подобных действий

Литература:

  1. Алиева М.А. Я сам строю свою жизнь. - СПб., 2000.
  2. Аргайл М. Психология счастья. - М., 1990.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. - М., 1997.
  4. Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
  5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. - Новосибирск, 1983.
  6. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. - СПб., 2001.
  7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.
  8. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988.
  9. Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? - М.: Эксмо, 2007.
  10. Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. - Киев, 2002.
  11. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. - Новосибирск, 1997.
  12. Зиг. Зиглар Умение добиваться успеха “Вильямс”, 2000.
  13. Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.
  14. Моисеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. Воронеж, 1997.
  15. Мэй Р. Любовь и воля. - М., 1997.
  16. Олпорт Г. Зрелая любовь // Становление личности. - М., 2002.
  17. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.
  18. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора, 2000.
  19. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.
  20. Прихожан А.М. Психология неудачника. - М., 1996.
  21. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи… М., 1996.
  22. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.
  23. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
  24. Фромм Э. Искусство любви // Исследование природы любви. - М., 1991.
  25. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. - М., 1997.
  26. Шепель В.М. Имиджелогия, секреты личного обаяния. М., 1994.
  27. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. 2002.
  28. Элективный курс «Основы психологии» для учащихся 8 - 11 классов. Автор - составитель Э.М. Демина. www.urok.1sept.ru
  29. Элективный курс «Прикладная этика». 10-11 классы. Автор - составитель Г.Ю. Лазновская. - Волгоград: Учитель, 2006.
  30. Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире / Г.Я. Юзефович, В.Н. Соколова. - М., 1991.
  31. Якобсон П.М. Психология чувств. - М., 1958.

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Прикладная этика

9

1

8

1.1

Проблема нравственности в современном обществе.

1

 

1

1.2

Смертная казнь.

1

 

1

1.3

Биоэтика. Клонирование. Эвтаназия.

2

1

1

1.4

Этика деловых отношений.

2

 

2

1.5

Этика и PR.

1

 

1

1.6

Экологическая этика.

1

 

1

1.7

Благотворительность.

1

 

1

2

Основы этики и психологии семейной жизни

15

4

11

2.1

Что такое самоопределение.

1

1

 

2.2

На пороге взрослой жизни.

1

1

 

2.3

Жизненные цели.

1

 

1

2.4

Я - личность.

1

 

1

2.5

Мир чувств и эмоций.

1

1

 

2.6

Психологические различия между полами. Стереотипы.

1

1

 

2.7

Семья. Брак. Готовность к браку.

1

 

1

2.8

Функции современной семьи. Две модели семьи «МЫ» или «Я+Я».

1

 

1

2.9

Нравственные основы семьи. Современные формы семьи.

1

 

1

2.10

Супружеские отношения. Совместимость супругов.

1

 

1

2.11

«Трудные дети» и «трудные родители».

1

 

1

2.12

Семейные роли. Дети в семье.

1

 

1

2.13

Кризисы семейной жизни.

1

 

1

2.14

Стресс в жизни человека.

1

 

1

2.15

Психологические зависимости - способы бегства от действительности.

1

 

1

3

Основы имиджелогии

10

3

7

3.1

Профессиональное самоопределение. Выбор ВУЗа.

2

1

1

3.2

Строим карьеру.

1

 

1

3.3

Знакомство с основами имиджелогии.

1

1

 

3.4

Имидж человека: ведущие типы и элементы.

1

1

 

3.5

Основы физиогномики и основные принципы языка тела.

1

 

1

3.6

Психологическая теория цветовой гармонии.

1

 

1

3.7

Роль макияжа и одежды в создании имиджа.

1

 

1

3.8

Имидж лидера. Путь к успеху.

1

 

1

3.9

Итоговое занятие «Я - состоявшаяся личность».

1

 

1

 

Итог

34

8

26

Содержание образования

Название темы

Содержание занятия

Раздел 1. Прикладная этика

1.1

Проблема нравственности в современном обществе.

Понятие нравственности. Норма и мораль. Нормы жизни в обществе. Законодательство в РФ: зачем людям законы?

1.2

Смертная казнь.

Понятие смертной казни. Тенденции смертной казни в исторической практике. Международное право о смертной казни. Этические аргументы в пользу и против смертной казни. Смертная казнь в истории России. Помилование. Протокол №6. Практика смертной казни.

1.3

Биоэтика. Клонирование. Эвтаназия.

Понятие биоэтики. Ж.Судо о проблемах биоэтики. Медицинские опыты на человеке. Проблема аборта. Понятие клона и клонирования. Опыты клонирования. Клонирование: аргументы за и против. Понятие эвтаназии. Пассивная и активная эвтаназия. Аргументы за и против. Международный опыт эвтаназии. Российское право об эвтаназии.

1.4

Этика деловых отношений.

Профессиональная этика. Корпоративная мораль. Профессиональные кодексы. Заповеди делового человека. Служебный этикет. Общие принципы и основные правила служебного этикета. Понятие конфликта. Типы и причины конфликтов, способы разрешения. Тест «Как управлять собой в конфликтных ситуациях». Игра на взаимопонимание.

1.5

Этика и PR.

Массы и толпа. Массовое сознание. Г. Ле Бон о психологии масс. Массовая культура. Понятие PR. Российское законодательство о рекламе и средствах массовой информации. Защита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы. Понятие ненадлежащей рекламы. Цензура. Манипуляция и манипулирование - происхождение терминов. Критерии манипуляции. Кодексы профессионального поведения пиар-специалистов.

1.6

Экологическая этика.

 Техногенез в истории цивилизации. Глобальные экологические проблемы современности. Пути выхода из экологического кризиса. Социальная экология.

1.7

Благотворительность.

Формы милосердия. Благотворительность и филантропия. Милостыня. Спонсорство. Меценатство. Благотворительность в истории России. Социальные функции и мотивы благотворительности.

Раздел 2. Основы этики и психологии семейной жизни

2.1

Что такое самоопределение.

Психологические барьеры самоопределения.
Внутренние и внешние препятствия самоопределения. Внутренний конфликт. Какие бывают внутренние конфликты. Когда внутренний конфликт помогает, а когда мешает самоопределению. Внутренний конфликт и кризис. Неуверенность в себе. Факторы, влияющие на жизненное самоопределение: личный опыт, семейные традиции, мнение окружающих, социальное окружение, социально-экономические условия, др.

2.2

На пороге взрослой жизни.

Юность - самое позднее приобретение человечества. Возрастная периодизация. Различия периодов. Особенности юношеского периода. Поколение. Когорта. Факторы формирования поколений. Время в жизни человека. Физическое, биологическое, психологическое и другие виды времени. Понятие психологического времени. «Быстрое» и «медленное» время. Отношение человека к прошлому, настоящему и будущему.

2.3

Жизненные цели.

Личные ценности, базовые ценности. Цель в жизни. Смысл жизни и судьба.

2.4

Я - личность.

Понятие о личности. Важнейшие психологические характеристики личности. Проведение диагностики по опроснику Айзенка для изучения индивидуально-психологических черт личности учащихся. Индивидуальность личности. Понятия «индивид», «индивидуальность». Влияние семьи и общества на формирование личности. Социальные роли. Статус личности.

2.5

Мир чувств и эмоций.

Чувства - важнейшая характеристика личности. Понятие о чувствах. Эмоциональные состояния и чувства. Отличие чувств от эмоций и аффектов. Классификация и виды чувств. Развитие чувств в онтогенезе. Становление эмоциональной сферы человека. Умение управлять эмоциями и чувствами. Возникновение и развитие высших чувств в истории человечества. Этнокультурные различия в переживании и проявлении чувств. Социальная функция чувств. Любовь как высшее человеческое чувство. Виды любви. Негативные моральные чувства. Зависть, ревность, жадность, злорадство. Психологическая характеристика и возрастная динамика негативных чувств. Овладение негативными чувствами в процессе социализации.

2.6

Психологические различия между полами. Стереотипы.

Психологические особенности мужчин и женщин. Психологические различия между мужчинами и женщинами. Познавательная и эмоциональная сферы. Личностные особенности мужчин и женщин. Особенности общения и поведения представителей разного пола. «Мужественность и женственность». Социальные стереотипы мужественности и женственности в разных культурах.

2.7

Семья. Брак. Готовность к браку.

Понятие о семье, семейных отношениях. Осознание старшеклассниками социальной сущности семьи, понимание общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом. Гражданская и психологическая зрелость - важнейшие показатели для создания семьи.

2.8

Функции современной семьи. Две модели семьи «МЫ» или «Я+Я».

Две основные функции семьи - репродуктивная и воспитательная. Необходимость осознанного подхода к брачно-семейным отношениям. Особенности молодой семьи.

2.9

Нравственные основы семьи. Современные формы семьи.

Нравственные нормы семьи. Любовь, забота и ответственность. Родительская любовь, ее безусловность. Супружеская любовь. Любовь и сексуальность. Особенности мужской и женской сексуальности. Любовь и ревность. Является ли ревность признаком любви. Верность и самоотверженность в любви. 4 формы современной семьи.

2.10

Супружеские отношения. Совместимость супругов.

Понятие брака и «готовность к браку». Гармония супружеских отношений. Здоровье семьи - основа здорового поколения. Что ищут в семейных отношениях мужчины и женщины. Идеальный мужчина и идеальный муж. Идеальная женщина и идеальная жена. Психологическая совместимость супругов. Семьи счастливые и несчастливые, или что такое гармония семейных отношений.

2.11

«Трудные дети» и «трудные родители».

Трудности роста и возраста. Стили воспитания. «Группа риска».

2.12

Семейные роли. Дети в семье.

Супруг - «друг», «родитель», «помощник», «соперник», «конкурент». Проблема «отцов и детей». Взаимоотношения разных поколений в семье. Мои права в семье.

2.13

Кризисы семейной жизни.

Кризисы в семейной жизни. Разбор конфликтных ситуаций. Семейные конфликты. Причины возникновения семейных конфликтов. Правила поведения в семейной ссоре.

2.14

Стресс в жизни человека.

Способность человека к адаптации. Понятие стресса. Основные принципы борьбы со стрессом. Анкетирование «Умеете ли вы справляться со стрессом». «Хороший» и «плохой» стресс. Управление стрессом. Фрустрация - переживание неудовлетворения потребностей. Способы поведения при фрустрации. Трудные ситуации и способы их преодоления. Эффективные и неэффективные способы преодоления трудных ситуаций. Значение умения преодолевать трудные ситуации для саморазвития и самоопределения. Жизненная стойкость.

2.15

Психологические зависимости - способы бегства от действительности.

Психологические зависимости. Способы бегства от действительности: в иллюзии (алкоголизм, наркомания), в виртуальный мир (Интернет-зависимость). Бегство «в тело» - культуризм, чрезмерное внимание к здоровью. Бегство «в работу» - «трудоголизм». Бегство «в контакты или уединение» - зависимость от другого человека.

Раздел 3. Основы имиджелогии

3.1

Профессиональное самоопределение. Выбор ВУЗа.

Профессия. Работа. Рабочий. Понятие профессионального самоопределения. Значение профессии и работы в жизни человека. Профессиональный труд. Этапы становления профессионала. Классификация профессий. Особенности современной ситуации в мире профессий. Ошибки в выборе профессии. Причины ошибок: предубеждения, «за компанию», идеализация, увлечение «антуражем», заблуждения на свой счет и/или на счет профессии. Престижность, профессий; роль СМИ в популяризации профессий.

3.2

Строим карьеру.

Профессиональная карьера. Юношеская мечта о достижении больших высот в профессии.

3.3

Знакомство с основами имиджелогии.

Имиджелогия как междисциплинарная область знаний; философия имиджа. Визуальное впечатление, облик, адаптация, слагаемые имиджа. Основные классификации имиджевых стратегий: корпоративный и индивидуальный типы имиджей, психология восприятия информации.

3.4

Имидж человека: ведущие типы и элементы.

Элементы: средовый, вербальный, кинетический, овеществленный. Виды: личностный, профессиональный. Знаки: положительные, отрицательные. «Я» - концепция, составляющие «Я»-концепции. Секреты личного обаяния. Самонастрой, самооценка, убеждения, качества, индивидуальный стиль, согласованность, самоидентичность.

3.5

Основы физиогномики и основные принципы языка тела.

Язык телодвижений; телесное выражение внутреннего состояния человека. Зоны общения, жесты, позитивная оценка, превосходство, доминирование, негативное восприятие, равенство.

3.6

Психологическая теория цветовой гармонии.

Основные характеристики цвета; гармония и выразительность цвета. Цветовой фон, насыщенность, температура цвета, смешение цветов, контраст, гармония цвета.

3.7

Роль макияжа и одежды в создании имиджа.

Роль макияжа в создании имиджа: порядок чтения лица; методы коррекции лица; искусство макияжа. Тип кожи, форма деталей лица, строение лица, макияж, визажист, косметика, пропорции, тонирование, коррекция. Правила создания стиля одежды; гардероб деловой женщины и делового мужчины. Костюмология, деловой, классический, авангардный, фольклорный, ретро-стиль и спортивный стиль одежды.

3.8

Имидж лидера. Основы психологии общения.

Лидер, личный имидж бизнесмена, ментальность. Имиджирование - путь к успеху. Карьера, успех, имиджмейкер, конкурентоспособность. Эмоциональная нагрузка слова; деловой этикет; технологии речевого поведения; как научиться слушать? Приемы произношения и принятия комплиментов; приемы восприятия критики. Правила публичного выступления. Имидж телефонного общения; конфликты (причины, предупреждение, достойный выход). Составление резюме, правила прохождения собеседования.

3.9

Итоговое занятие «Я - состоявшаяся личность».

Личностная зрелость. Активность, а не реактивность поведения. Нравственное развитие. Самоактуализация и самореализация. Представление индивидуальных творческих работ и проектов.

Приложение