Элективный курс "Мир вокруг нас. Введение в физику и химию". 5-й класс

Разделы: Физика, Химия

Класс: 5


Актуальность программы:

«Почему? Отчего? Как? Зачем?» - эти вопросы дети 5-10 лет постоянно задают взрослым. Им интересно все вокруг, они замечают вокруг себя то, к чему взрослые давно привыкли и не обращают на это внимание. В начальной школе есть предмет «Природоведение» и «Окружающий мир», в котором дети познают мир, но на многие вопросы этот предмет ответы не дает, так как для этого необходимо знать основы физики и химии.

К сожалению, физика и химия изучается только в старших классах, когда ребенок уже перестает быть маленьким «Почемучкой?». Эти предметы дают ответы на многие вопросы, которые он задавал в детстве, но надо еще учить формулы, решать задачи… В большинстве случаев у школьников это не вызывает восторга и интереснейшие предметы превращаются в скучные и не любимые.

А может быть стоит познакомить ребенка с физикой и химией в 5 классе, когда он еще умеет удивляться, когда у него куча вопросов без ответов. Пусть это будет курс без формул и задач, построенный на вопросах и ответах, на экспериментах и опытах, в котором дети будут незаметно для себя познавать сложные научные законы и понятия, в котором можно выдвигать гипотезы и делать самим выводы и открытия. И когда в 7 и 8 классе ребенок придет на урок физики и химии, то он будет знать, что это интереснейшие науки, построенные на экспериментах и опытах, многие из которых он уже провел сам.

Ему не надо будет запоминать множество новых терминов за короткий промежуток времени, со многими он будет уже знаком. И что самое главное, будет известно практическое применение знаний по физике и химии, а также на уроках биологии и географии многие явления можно будет объяснить с научной точки зрения.

Все это должно помочь ученикам усваивать естественные науки осознанно и с удовольствием.

Цель: подготовить и мотивировать учащихся 5 классов к изучению физики и химии в старших классах.

Задачи:

  1. научить детей видеть мир вокруг себя как объект для познания и изучения,
  2. познакомить с различными способами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент),
  3. дать доступные ответы на вопросы «Почему и как это происходит?» на основании элементарных законов физики и химии.
  4. мотивация учащихся к изучению предметов естественно-научного цикла.
  5. изучение основных физических понятий в игровой и занимательной форме.
  6. формирование научного представления об основных явлениях природы.

Обоснование отбора содержания: Курс начинается с введения, в котором ставится вопрос: «Надо ли изучать окружающий нас мир?» и итогом становится вывод: «Без знаний окружающего жизнь человека невозможна.». Этот курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в предметы естественного цикла, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает физическую и химическую картину природы. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Занимательные опыты и эксперименты способствуют повышению интереса к познанию общих законов природы и развитию внутренней мотивации учения. Лабораторные и практические занятия формируют специальные умения и навыки работы с веществами и оборудованием, а использование компьютерной программы позволяет на практике применить ЗУН, полученные на уроках информатики.

 

В программе рассматриваются следующие темы:

  1. «Как совершаются открытия?» (основные понятия, величины, методы планирования и постановки и эксперимента, история великих открытий.)
  2. «Свойства материи» (вещество, свойства, способы получения чистых веществ, разделение смесей, молекула, атом)
  3. «Вода» (состав воды, свойства, получение, дистилляция, давление, растворы, сила Архимеда, плотность)
  4. «Жизнь в воде» (плавание живых организмов, дыхание в воде, равновесие, глубоководное плавание, водолазы и подводная лодка)
  5. «Воздух» (состав, свойства газов воздуха, воздухоплавание, плотность, дыхание, горение)

Общая характеристика учебного процесса:

  1. обучение носит проблемный характер.
  2. при обучении используются лекции, лабораторные работы, демонстрационный эксперимент, компьютерные модели и опыты.
  3. занятия проводятся по группам 10-14 человек в 2 кабинетах: химия и информационные технологии
  4. курс обучения заканчивается дифференцированной игрой, результатом которой становится создание проекта «Путешествие по миру вокруг нас»

Межпредметные связи:

  • Физика
  • Химия
  • История
  • Биология
  • Медицина
  • География
  • Экология
  • Геология
  • Математика

Программа рассчитана на учащихся 5 класса.

Характеристика временных и материальных ресурсов:

  • Типовое лабораторное оборудование по физике и химии;
  • Кабинет информационных технологий (10 ученических + 1 учительский ПК, мультимедийное оборудование - проектор, экран, колонки, наушники;
  • Компьютерная программа «Естествознание для умников и умниц».

Методическая часть:

Методические рекомендации:

Требования к уровню ЗУН, полученных в результате обучения:

Учащиеся должны знать: правила техники безопасности при работе в физической и химической лаборатории и в кабинете информационных технологий, основные физические и химические понятия, величины, методы планирования и постановки эксперимента, историю великих открытий

Учащиеся должны уметь: соблюдать правила ТБ, планировать, проводить, наблюдать эксперимент и делать по нему выводы.

Развитие компетентности: усиление межпредметной интеграции знаний и умений и увеличение рассматриваемых прикладных вопросов, усиление их практической направленности формирует у учащихся единую картину мира, что способствует наилучшей профессиональной ориентации в будущем.

Критерии эффективности реализации программы:

  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • повышение качества знания на уроках физики и химии в старших классах
  • применение полученных знаний и умений при изучении других предметов;
  • овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродук­тивными типами деятельности.

Формы и методы контроля:

  • тестирование;
  • устный опрос;
  • домашний эксперимент;
  • дидактическая игра «Путешествие по морю растворимости»;
  • проект «Умники и умницы в королевстве естественных наук».
  • компьютерная игра «Путешествие по стране «Физика»» с подсчетом набранных баллов и выдачей дипломов.

Полная структура элективного курса «Естествознание»

Список рекомендуемой литературы:

  1. Мезенцев В.А. «Есть ли чудеса в природе?», М. «Московский рабочий», 1996 г.
  2. Алексеева М.Н. «Физика - юным», М.: Просвещение, 1999 г.
  3. Горев Л.А. «Занимательные опыты по физике и химии», М: Просвещение, 1998 г.
  4. Карпинский Г.К. «После уроков физики и химии», Свердловск, С-У книжное издательство, 1994 год,
  5. В.Г. Разумовский «Физика, химия и НТП», М: Просвещение, 1998 г.
  6. Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», М, Высшая школа ,2002 г.
  7. Петрянов И.В. «Самое необыкновенное вещество в мире», М. Педагогика, 1995 г.
  8. Лялько В.И. «Вечно живая вода», Киев, 1992 г.
  9. СD «Электронная энциклопедия для детей»
  10. СD «Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия»
  11. СD «Физикус» и «Химикус»
  12. СD «Естествознание для умников и умниц».
  13. CD «Пятачок в затерянном мире»
  14. CD «Занимательная механика»
  15. CD «Полезные игры и головоломки»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тематическое планирование курса.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Последовательный перечень тем и их краткое содержание