"Информ-ринг" как форма диагностики знаний учащихся на уроках информатики

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Известно, что игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов учащихся, активизации их умственных способностей, обобщения и закрепления знаний.

На уроках информатики игра "Информ-ринг" используется для закрепления изученного материала и расширения кругозора учащихся. Игра состоит из нескольких конкурсов, которые включают вопросы по информатике и информационно-коммуникационным технологиям. Задания для игроков носят разнообразный характер. Во всех конкурсах хорошо сочетаются вопросы на знание теоретического материала и на сообразительность.

Порядок проведения "Информ-ринга":

Перед осенними каникулами учащиеся получают домашнее задание - написать сказку, используя десять компьютерных терминов (монитор, винчестер, вирус, дискета, мышь, бит, байт, пиксел, компьютер, клавиатура). Сказки оценивались по двум параметрам: оригинальность сюжета и использование компьютерных терминов. Максимальная оценка по каждой номинации 5 баллов. Эти баллы суммируются для членов каждой команды "Информ-ринга".

За неделю до проведения игры группа учащихся разбивается на команды по 5-6 человек. В каждой команде назначается капитан.

Ниже приведены разнообразные конкурсы, которые использовались во время игр, но не приведена их последовательность, потому что каждый учитель в зависимости от временных рамок (1-2 урока, внеклассное мероприятие) и объема знаний учащихся сам может сформировать свой "Информ-ринг", используя приведенные заготовки.

В соответствии с современными тенденциями, в качестве заданий можно использовать и отдельные задания из ЕГЭ по информатике.

Все задания могут быть предварительно набраны на компьютере и выполняться там же с последующей распечаткой, а могут существовать в обычном бумажном виде.

Конкурс "Кто быстрее?"

Ведущий задает вопрос, и команды отвечают на него по принципу "кто быстрее". Отвечать можно только, подняв руку, и после разрешения ведущего. Каждый правильный ответ - один балл. Если ответ неверен, отвечает другая команда. Всего задается от 5 до 12 вопросов.

1. Назовите виды локальных сетей.

Шина, звезда, кольцо.

2. Как иначе называются черно-белые дисплеи?

Монохромные.

3. Как Джон Гордон Байрон был связан с программированием?

Его дочка была первым программистом.

4. Что общего у лопаты и компьютера?

И то, и другое - инструменты.

5. От имени какого древнего математика произошло слово АЛГОРИТМ?

Аль-Хорезми

6. Кто придумал слово РОБОТ?

Карел Чапек

7. Кто придумал три закона Робототехники?

Айзек Азимов

Конкурс "Дальше, дальше, дальше..."

Ведущий проводит конкурс отдельно для каждой команды. В команде может отвечать каждый игрок. Если среди прозвучавших ответов будет правильный, то команда получает балл. На этот конкурс дается 1 минута. На компьютере запускается счетчик времени в секундах, и все играющие видят, сколько времени прошло с начала конкурса. Если команда не знает ответа, то они говорят "дальше" и ведущий называет следующий вопрос. И так до тех пор, пока не прозвучит сигнал окончания времени. Для другой команды все повторяется, но с другими вопросами.

Вариант для первой команды

1. Что больше: бит или байт?

байт

2. Что является мозгом компьютера?

микропроцессор

3. Какие цифры понятны машине?

0 и 1

4. Печатающее устройство?

принтер

5. Синоним слова дисплей?

монитор

6. Как называется одна графическая точка экрана?

пиксел

7. Сколько байтов в слове "программа"?

9 байтов

8. Чему равен один килобайт?

1024 байта

9. 50 разделить на 1/2 и прибавить 3?

103

10. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько нужно минут, чтобы сварить 5 яиц?

4

Вариант для второй команды

1. Сколько битов в байте?

8

2. Любимое животное компьютера?

Мышь

3. Могут ли вирусы привести к физическому повреждению частей компьютера?

Да.

4. Устройство для считывания с дискеты?

Дисковод

5. То же, что жесткий диск?

Винчестер

6. Рычаг для ручного управления курсором?

Джойстик

7. Игольчатый, матричный, струйный ... ?

принтер

8. Сколько байтов в слове "информатика"?

11 байтов

9. Где стирается информация при отключении питания в ПК?

в оперативной памяти

10. Сколько месяцев в году содержит по 30 дней?

11

Конкурс "Одно на двоих"

Капитан назначает двух человек для участия в этом конкурсе.

1. Город - марка оружия - носитель информации

( . . . . . . . . )

2. Заменить (*) буквами и написать получившееся слово.

РЕ*ЙАТИ*И*

3. Заменить (*) буквами и написать получившееся слово.

М*ИРО*Л*

4. Вычеркни лишнее:

мышь - джойстик - винчестер - сканер

5. Напиши получившееся слово (конец одного слова является началом другого):

ЧИ( . )ОРТ

ПО( . . . )ОВИЦА

СПО( . . )УТ

ТО( . )ОТ

КУ( . . )Т

Конкурс "Диктант"

Этот конкурс проводится одновременно с конкурсом "Одно на двоих". Капитан назначает человека для написания диктанта по компьютерным терминам. Десять из этих терминов информатики предлагались на диктанте во время игры.

информатика джойстик фиксация интерфейс
микропроцессор байт винчестер файл
интегральная схема алгоритм клавиатура блок-схема
сканер форматирование архивирование монитор
дигитайзер двоичная принтер оператор
картридж восьмеричная дисплей интерпретатор
компьютер шестнадцатеричная искусственный интеллект ячейка
дискета системы счисления каталог дисковод

Конкурс "Одно на всех"

Задания этого конкурса даются обеим командам на листах одновременно.

Вариант для первой команды.

Нарисуйте блок-схему для нахождения наибольшего общего делителя.

Вариант для второй команды.

Нарисуйте блок-схему для нахождения корней квадратного уравнения.

Конкурс "Конкурс капитанов"

Этот конкурс выполняется капитанами.

1. Вставить пропущенное:

2, ..., 10, 16

2. Отметьте знаком "+", что фактически может делать компьютер, и знаком "-", что он не может:

складывать

вычитать

умножать

делить

сравнивать

возводить в квадрат

извлекать квадратный корень

3. Он не может жить без нее, а она без него. Она более хрупкая, но более выносливая. Чаще путешествует, хотя боится жары и дождя. Она любит одеваться во много одежек. А он все равно всегда знает, что у нее на уме. Так и живут ........ и .......!

4. Расположить в порядке появления: телефон, двигатель внутреннего сгорания, телеграф, швейная машина, пишущая машинка, компьютер, радио.

Конкурс "Одни, без капитана"

Этот конкурс проводится одновременно с конкурсом капитанов для остальной части команды. Найти в предлагаемом тексте спрятанные слова, связанные с информатикой и компьютером.

Пример:

- Какие веселые звери здесь с повязками! (Киев, вяз)

- Прямо как малышка у нас! (Каунас)

Жил-был Ю.З. Ершов по кличке Юрик. Дома у него не было, и жил он поэтому в кибитке с цыганами. Это были уже современные люди с плейерами, а не с гитарами. И влюбился он в местную красавицу Анжелику. Ее любили очень много испанцев и русских: весь наш ОМОН и тореадоры из Мадрида. А девушка говорила каждому:

- Гуд бай, товарищ! Для меня твоя ласка не радость.

И все потому, что любила одного парня - Евгения Тимофеевича. Обиделся Юрик, узнав об этом, и решил подать в суд на соперника. Обдумывал целый год иск Е.Т. Абархивеприну и наконец написал, что Абархивеприн - террорист и на обеде в его фирме "Абаком" пьют "ерши" и "Кровавые Мэри".

Пришел в суд, а судья посмотрел иск и сказал присяжным:

- Юрин формат и качество иска очень высоки, но каждый день к нам пуд исков о делах таких поступает. Так будем этот иск рассматривать?

Так и отказали Юрику, и он решил сам разобраться с обидчиком и стал известен на весь мир, как Брюс Ли.

Конкурс "Слово"

Этот конкурс состоит в придумывании слов всей командой из заданного (например, "информатика"). Для удобства подсчета слов команды получают специальные листы.

слова из 2 и 3 букв слова из 4-х букв слова из 4-и букв слова из 5-и букв слова из 5-и букв слова из 6-и и более букв
                       
                       
                       
                       
                       

Конкурс "Маленький user"

В этом конкурсе все участники игры сочиняют четверостишья, которые должны начинаться словами: "Маленький юзер компьютер .... (купил, достал, украл и т.д.)".

По завершении игры суммируются набранные баллы, подводятся итоги и объявляется команда-победитель. Способы поощрения также могут быть различными - от оценок до призов.

Игровые методы обучения - лучший способ мотивации учащихся и закрепления их знаний. "Информ-ринг" полностью соответствует современным требованиям по использованию новых технологий на уроках.