Урок математики "Действия с натуральными числами"

Разделы: Математика


Цель: обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Действия с натуральными числами»

Задачи:

  1. развитие навыков умения находить значения числовых выражений; решать уравнения и задачи по данной теме;
  2. развитие творческих способностей учащихся и умения применять в реальной жизни свой математический опыт;
  3. воспитание любви и уважения к своей малой Родине.

Ход урока.

1. Приветствие. Сегодня на уроке мы обобщаем и систематизируем знания по теме: «Действия с натуральными числами». Ваша цель: закрепить умения и навыки выполнения действий с натуральными числами и отработать навыки применения их на практике. Слайд 1. (тема урока).

Наш урок необычный. Ответы, которые мы будем сегодня получать, связаны с историей нашего города Алапаевска. Слайд 1.(фото). Будьте внимательны – и вы сможете узнать много интересного.

2. Давайте узнаем, какое настроение у нас сегодня в классе. У каждого из вас на партах лежат «жетоны настроения»:

  • Красный (розовый) – отличное настроение
  • Зелёный – хорошее настроение
  • Жёлтый – плохое настроение.

3. Начнём! Стихи об Алапаевске.

Слайд 2 (фото – авто).

Над Нейвой-рекой
Стоит город родной,
Алапаевском с детства зовётся.
Он совсем небольшой,
Тихий, милый такой,
Мне легко в нём, уютно живётся.

Тополя, точно стражи, выстроились в ряд
Вдоль дорог и по улочкам узким.
Их цветенью весной алапаевец рад
И считает их символом русским.

Здесь Софонов творил,
И Чайковский здесь жил,
Добавляя истории даты.
И в душе своей каждый будет хранить
Свято всё, что здесь было когда-то.

Посмотрите на наших уральских людей,
Алапаевцам есть, чем гордиться.
Словно куполы строгих высоких церквей,
Тёплым светом сияют их лица.

Не любить мне нельзя
Городок мой родной,
Алапаевском с детства зовётся.
Он совсем небольшой,
Тихий, милый такой,
Мне легко в нём, уютно живётся.

4. За активную работу и правильные, полные ответы вы будете получать звёздочки. А в конце урока мы посмотрим, над кем из вас небо оказалось наиболее звёздным.

5. Начнём с теории по данной теме. И в этом нам поможет «Сундучок знаний» Слайд 3 (вопросы по щелчку).

Продолжить:

  • Действия с натуральными числами – это…
  • Компоненты сложения – это…
  • Компоненты вычитания – это…
  • Компоненты умножения – это…
  • Компоненты деления – это…
  • Уравнение – это…
  • Чтобы найти неизвестное слагаемое надо …
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо…
  • Чтобы найти неизвестное вычитаемое надо…
  • Чтобы найти неизвестный множитель надо…
  • Чтобы найти неизвестное делимое надо…
  • Чтобы найти неизвестный делитель надо…

6. А теперь применим свои знания на практике. (вычисления в столбик).

Слайд 4 (вычисли и вспомни). Ответы по щелчку.

11 • 149 = 1639 (первое поселение в устье речки Алапаихи)

10224 : 6 = 1704 (по указу Петра 1 основан Алапаевский завод)

1460 + 458 = 1918 ( 90 лет назад на Межной были убиты члены царской семьи)

2541 – 571 = 1970 (открыта наша школа)

7. На протяжении всей истории Алапаевска немало внимания уделялось образованию. С некоторыми датами, связанными с образовательными учреждениями города, мы сейчас познакомимся. Слайд 5. (решить задачу)

Задача. По указу В.Н. Татищева осенью 1721года в Алапаевске открыта первая словесная школа. Через 165 лет открывается городское техническое училище. Ещё через 43 года открывается горно-металлургический техникум. Первая средняя школа была открыта на 34 года раньше школы №4. В каком году открыто каждое учебное учреждение?

Решение у доски.

1721 + 165 = 1886 (техническое училище, ныне – колледж)

1886 + 43 = 1929 (техникум)

1970 – 34 = 1936 (школа №1)

Слайд 6. (фото)

Физкульт-пауза

8. По закону об Образовании каждый из вас должен освоить программу 11-ти классов, т.е. получить среднее образование. Но так было не всегда, Раньше многие не умели писать, читать, считать. Количество образованных горожан в 1890 году мы узнаем, решив примеры на цветных карточках.

Слайд 7. (ответы – по щелчку).

  • Жёлтая: (9254 + 14474) : (97 – 89) = 2966 (грамотных)
  • Оранжевая: 2010 + 256 :8 – 103 • 19 = 85 (среднее образование)
  • Розовая: 10000 – (257 • 26 + 207 • 16) = 6 (высшее образование)

Сколько всего образованных людей было в Алапаевске?

Решение у доски.

2966 + 85 + 6 = 3057 (образованных)

Каких жителей было больше: образованных или нет и на сколько?

8652 – 3057 = 5595 (необразованных)

5595 – 3057 = 2538 (на …)

9. В Алапаевске жили, трудились и творили замечательные люди, оставившие след не только в истории Алапаевска, но и страны. Слайд 8. (щелчок).

  • Игнатий Евстафьевич Сафонов – изобретатель водяной турбины (1971 г. – открыт памятник)
  • Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор (7 мая 1965г открыт Дом-музей)
  • 18 горожан, удостоенных звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный в Великой Отечественной войне. (9 мая 1975г. открыт памятник павшим героям на площади Победы)
  • Вера Борисовна Городилина – основатель и первый директор дома – музея П.И. Чайковского, собравшая уникальную коллекцию музыкальных инструментов
  • Иван Данилович Самойлов – создатель Музея-заповедника деревянного зодчества в Нижней Синячихе, возглавлявший работу по восстановлению городского Свято-Троицкого Собора.
  • И многие – многие другие наши земляки.

10. Прогуляемся по музею деревянного зодчества в Нижней Синячихе. А историческую справку нам подскажут корни следующих уравнений:

Слайд 9.

Решить уравнения по вариантам. (Четверо учащихся решают уравнения на листах, затем – проверка у доски)

  • 2х + 3х + 43 = 9013 (х = 1794, Построена Свято-Преображенская церковь)
  • 4000 – (10х – 8х) = 66 (х = 1967, начало реставрационных работ)
  • 7х + х – 15721 = 103 (х = 1978, открыт музей под открытым небом)
  • (5х – 4х) : 16 + 94 = 219 (х = 2000, И.Д. Самойлов и В.Б. Городилина признаны самыми выдающимися людьми в истории города за всё время его существования)

Ответы – по щелчку.

11. Наша виртуальная экскурсия по Алапаевску и его окрестностям подошла к концу. Надеюсь вы узнали много нового и интересного.

Сосчитайте, сколько звёзд оказалось на вашем «небосклоне».

Подведение итогов. Слайд 10.

«5» - 6 и более *
«4» - 4–5 *
«3» - 2–3 *

12. Домашнее задание. Слайд 11.

«3» : № 672 (пример), 692 (задача), 647(д, е) (уравнение)
«4», «5» : № 647(ж, з)(уравнение), 643(1) (задача), 664 (пример)

* Составить задачу, результатом которой были бы знаменательные даты Вашей жизни или Вашей семьи.

13. А какое теперь у вас настроение? «Жетоны настроения»

14. Слайд 12. Спасибо за урок!

Презентация.