Непрерывность и преемственность образования

Разделы: Администрирование школы


Непрерывность и преемственность образования - это прежде всего последовательность и непрерывность личностно-ориентированного подхода на дошкольной и школьной ступенях образования, а также в системе "Школа - ВУЗ", что является основным условием формирования зрелой личности.

Целью и непременным условием учебно-воспитательного процесса является самореализация ребенка. Поэтому школа должна создать максимальные возможности для полноценного раскрытия и формирования личностного, интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Рассмотрим, как же реализует эти возможности Центр образования № 1455 г. Москвы.

Как мы понимаем значение слова "преемственность"?

Преемственность - это прежде всего:

1. Построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.

2. Связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, методов, средств, форм организации).

Непрерывность, по нашему мнению, имеет несколько составляющих:

1. Непрерывность развития личности

2. Непрерывность развития организационных структур образования.

3. Непрерывность развития образовательных процессов, образовательных программ

4. Формы и методы организации обучения

+ ступени школы

- школа- вуз

5. Согласованность учебных программ начального, среднего звена, старшей школы, вуза.

6. Содержание учебного предмета.

Комплекс непрерывного образования нашего Центра образования № 1455 включает в свою структуру школу раннего развития, школу 1 ступени, школу 2 ступени, школу 3 ступени и Центр дополнительного образования.

Эта структура наиболее полно отвечает принципам личностно-ориентированного образования, что позволяет на каждой ступени образования достичь оптимального результата.

Рассмотрим подробнее каждую из ступеней данной структуры.

Школа раннего развития обеспечивает

  • разностороннее  развитие ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, способностями, индивидуальными, психическими и физическими особенностями, культурными потребностями;
  • формирование у ребенка моральных норм, приобретение им социального опыта;
  • предоставление квалифицированной помощи в коррекции недостатков развития ребенка;
  • обеспечение условий для благоприятного перехода на школьную ступень с помощью формирования психологической готовности к учебной деятельности.

Помимо стандартного набора занятий по подготовке к обучению в первом классе наши психолог Науменко Е.П. и логопед Платонова Т.В. разработали систему занятий физической культурой, опираясь на материалы известного нейропсихолога Семенович А.В. Эти занятия стимулируют развитие межполушарных взаимодействий головного мозга, развивают общую телесно-пространственную ориентацию, несут высокий эмоционально положительный заряд.

Начальная школа обеспечивает дальнейшее становление личности ребенка, его интеллектуальное, социальное, физическое развитие, формирует у школьников умение учиться путем овладения организационными, вербально-логическими, познавательными и контрольно-оценочными умениями и навыками, обретение личного опыта культуры поведения в социальном и естественном окружении, сотрудничества в разных видах деятельности. Педагоги начальной школы используют в своей работе как традиционные, так и новые, передовые технологии и методики: развивающего обучения Занкова Л.С., информационные технологии, технологию ИНЛОККС (информационно-логическая и коммуникативная культура специалиста) и др. Во внеурочное время предусмотрены занятия: ЛЕГО-проектирование, информатика и ИКТ, риторика, интеллектика, внеклассное чтение.

Основная задача средней школы состоит в том, чтобы ввести учеников в систему наук, ознакомить их с основами научных знаний. Наши учителя продолжают развивать в детях те умения и навыки, которые они приобрели на предыдущих ступенях обучения, привлекая для этого весь современный арсенал современной педагогической науки. На этой ступени обучения учебный план выстраивается с учетом интересов детей и родителей, которые выявляются с помощью анкетирования весной, накануне работы над созданием учебного плана на новый учебный год. Предусматриваются факультативные и элективные курсы, индивидуальные консультации с учетом запросов социума. В учебный план включены такие факультативы как риторика (5 - 9 класс), логика (7 - 9 класс), практические вопросы географии, история религий, ИКТ, мир общения (занятия ведет психолог с учащимися 5-х классов). Ведется предпрофильная подготовка учащихся с целью подготовки к выбору профиля обучения в старшей школе. В этом направлении работают факультативные и элективные курсы: "Занимательное в математике", "Решение задач по физике повышенной сложности", "Химия для любознательных", второй иностранный язык (французский), проектная работа. Кроме того, проводятся индивидуальные и групповые консультации в 9-х классах по подготовке к экзаменам. Такая работа ведется не первый год, опыт показывает, что раннее определение детьми экзамена по выбору и формирование групп детей для подготовки к экзаменам, их планомерная работа дают хорошие результаты.

Вместе с традиционным обучением школа полного дня обеспечивает и развивающее обучение, то есть обеспечивает условия для того, чтобы каждый ученик мог бы реализовать себя, свои индивидуальные способности, свои склонности и интересы. Во время самоподготовки дети имеют возможность выполнять домашние задания под руководством учителей-предметников, т.е. получать квалифицированную помощь по предметам при выполнении домашнего задания в школе. Они могут посещать кружки, факультативы и элективы, спортивные секции, занятия по интересам, участвовать в выпуске школьной газеты, подготовке к смотрам и конкурсам, т.е. реализовать себя в самых различных направлениях.

Старшая школа является последним этапом получения полного общего среднего образования, на котором завершается формирование целостной картины мира, овладение способами познавательной и коммуникативной деятельности, умениями получать из разных источников информацию, перерабатывать и применять знания.

Старшая школа функционирует как профильная, ученик имеет возможность выбора, направленности обучения и уровня изучения предмета: обязательный для всех базовый стандарт дополняется системой спецкурсов, которые формируются в зависимости от потребностей учеников.

Профилизация осуществляется в старшей школе через создание профильных классов, групп, спецкурсов и элективов.

В старшей школе существует общая направленность групп (социально-гуманитарная, физико-математическая), но ученик может самостоятельно (с помощью родителей, педагогов) формировать свой собственный перечень спецкурсов. Например, в рамках предпрофильной подготовки он имеет возможность выбрать риторику, логику, второй иностранный язык, ИКТ, спецкурсы по истории, праву, химии, физике. В рамках социально-гуманитарного профиля выбрать право, спецкурсы по истории, обществознанию. В рамках физико - математического профиля ученик может выбирать спецкурсы по математике, физике, биологии, географии, химии.

Центр дополнительного образования позволяет детям реализовать свои склонности и способности, порой не связанные с каким-либо конкретным предметом.

В Центре образования функционируют 50 кружков по различным направлениям, каждый ребенок имеет возможность реализовать свои склонности и способности на занятиях хора, индивидуальных занятиях музыкой, в кружках "Юный журналист", экологическом, танцевальном, театральном, "Лоскутная живопись", изостудии "Керамика", в клубах "Шанс", "Французский шансон", "Деловой английский", Word для профессионалов, Photoschop для профессионалов, "Основы сайтостроительства", рукоделие, театр моды, "Народный костюм", краеведения, "Я + ТЫ", "Занимательная физика", "Тайны космоса" и многих других. Через систему дополнительного образования реализуют свои интересы и дети, склонные к занятиям спортом, работают секции: футбол, общефизическая подготовка, ТХЭКВОНДО, настольный теннис, баскетбол, волейбол, лыжные гонки и др.

Предполагаемые результаты деятельности Центра образования № 1455:

  • Формирование интеллектуального, личностно-зрелого гражданина России, который может реализовать свой творческой потенциал.
  • Раскрытие индивидуальности каждого ребенка, его естественных положительных наклонностей, способностей.
  • Реальные результаты - это и успешная сдача выпускных экзаменов в школе (100%-ная успеваемость в течение нескольких лет), это и поступление в ВУЗы (приложение 1), это спортивные достижения (среди выпускников и учащихся школы есть призеры и победители спортивных соревнований различного уровня, в том числе и международного; причем надо отметить как индивидуальные, так и командные достижения).
  • И самое главное - формирование действительно личностно-зрелого гражданина России, слова благодарности выпускников и родителей за предоставленную возможность реализовать свой творческий потенциал, индивидуальные способности.