Методическая разработка урока к учебнику "Родное слово" (2-й класс) авторов Г.М. Грехневой и К.Е. Кореповой. Тема: Е.И. Чарушин. "Томкины сны"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели.

Обучающие:

- продолжить знакомство учащихся с творчеством Е.И.Чарушина;

- учить характеризовать персонажей по их действиям, поступкам;

- учить делению текста на части по событиям;

- учить озаглавливать части текста.

Развивающие:

- развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание);

- развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность).

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к родной литературе;

- воспитывать чувство доброты.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, учебник “Родное слово”. 2-й класс.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Разминка.

(Пятиминутное жужжащее чтение дополнительной литературы)

III. Проверка домашнего задания.

1. Повторение знаний учащихся об изученном разделе.

- Какому времени года был посвящён изученный раздел?

- С произведениями, каких авторов, вы познакомились?

- Какие произведения устного народного творчества рассмотрели?

2. Чтение сочинений на тему “Моё отношение к лету”.

IV. Знакомство с новым разделом.

- Сегодня мы начинаем работу над новым разделом, который называется “Фантазёры”.

- Кто может объяснить значение этого слова? (Фантазёры – это люди, которые любят мечтать, выдумывать)

- Как вы думаете, а с какой целью люди фантазируют?

- Можно ли сказать, что они врут?

- В чём разница между ложью и фантазией?

- Как вы думаете, произведения каких авторов, мы будем читать в этом разделе? Почему?

- Откройте учебники на стр. 237 и проверьте свою догадку. Назовите авторов нового раздела.

V. Знакомство с писателем и его книгами.

Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 в Вятке. Его мать очень любила животных. Она была умелым садоводом. Отец часто брал сына в свои поездки по Вятской губернии, которая в те годы была покрыта лесными массивами и богата зверями и птицами. Мальчик пережил вместе с отцом в этих путешествиях настоящие приключения, попадая даже в опасные ситуации (им приходилось уходить от преследования волчьей стаи).

Евгений Чарушин был разнообразно одаренным человеком: обучался игре на скрипке, имел актерские способности, пробовал изобретать, сочинять стихи. Но вначале избрал дорогу отца: поступил на живописный факультет Ленинградской Академии художеств, которую успешно закончил в 1926 году, став художником - анималистом.

- Кто сможет объяснить, что означает слово анималист? (Анималист – художник, рисующий животных)

Затем работал в Ленинградском и Московском отделениях Детиздата и проиллюстрировал более 100 книг. Позже начал писать свои произведения, которые переводились на ряд других языков.

VI. Первичное целостное восприятие произведения.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И.Чарушина “Томкины сны”.

- Помните ли вы, кто такой Томка? Что вы о нём знаете?

- Прочитаем рассказ и попробуем узнать о Томке кое-что новое.

1. Чтение рассказа учителем.

2. Проверка первичного восприятия.

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Понравился ли он вам?

- Какие моменты в рассказе вызвали улыбку?

VII. Физкультминутка.

VIII. Вторичное чтение и анализ.

- Перечитаем рассказ и поработаем над его содержанием.

1. Чтение и анализ первой части.

- От чьего лица ведётся повествование? (От лица автора - Чарушина)

- О чём спросили ребята Чарушина? Что их заинтересовало?

- Как ответил ребятам автор? Найдите в тексте и прочитайте.

- Почему отвечая, Чарушин использовал такие слова, как “наверно”, “какие-нибудь”? О чём это говорит? (Он не знал ответ наверняка; сделал предположение)

2. Чтение и анализ второй части.

- Ребята наблюдали за спящим Томкой.

- Как они смогли догадаться, что снится щенку? (Стали фантазировать; знали повадки щенка)

- Можно ли их назвать фантазёрами?

- Почему дети решили, что сначала Томка увидел во сне небольшого зайчонка? (Залаял тоненьким голоском)

- Изменился бы голос Томки, если бы во сне он увидел большого зайца?

- Почему дети решили, что Томка убегает именно от козы?

- А почему потом им показалось, что Томка собирается драться с медведем? (Томка повёл себя как взрослый пёс: зарычал, залаял)

- Почему дети решили разбудить спящего щенка? Что можно сказать о детях, поступивших подобным образом?

- А что ещё мог увидеть Томка во сне?

3. Озаглавливание частей текста.

- На сколько частей мы разделили текст при чтении?

- Что описывает первая часть? Дайте ей название.

- Что описывает вторая часть? Озаглавьте её.

IХ. Чтение текста по ролям. Работа в группе.

- А сейчас, давайте поработаем над выразительным чтением рассказа по ролям. Работать будем в группах.

- Какие роли можно выделить в рассказе?

- Распределите их между собой и поработайте над чтением.

Х. Подведение итогов.