Вопросы организации международных проектов

Разделы: Администрирование школы


Современные политические и экономические тенденции развития общества предъявляют к молодым людям иные требования, чем лет пятнадцать назад. Открытость общества, достаточно свободное пересечение границ выдвигают на первый план главную цель воспитания учащихся как достойных представителей своей страны и родной российской культуры, готовых к участию в межкультурном диалоге. Все большее количество учебных заведений готово предоставить своим учащимся такую возможность уже во время обучения.

Наша гимназия ведет международную работу с 1994 года. За эти годы были организованы проекты с учебными заведениями Польши и Литвы, Германии и Швейцарии, Франции и Великобритании. Эти проекты разнообразны по форме, типу, месту проведения. Накопленный опыт позволяет обратить внимание на те вопросы организации проекты, которые при их игнорировании могут превратиться в проблемы.

Итак, для успешной реализации проекта необходимо решить следующие вопросы:

  • Кадровый вопрос: ответственность педагогов-организаторов проекта, (не) желание работать, психологическая совместимость, выполнение учебной программы, замена учителей, работающих в проекте.
  • Вопрос активности учащихся и их семей: доступность зарубежных путешествий, дополнительные заботы в семье, наличие-отсутствие нормальных условий проживания, оформление документов.
  • Вопрос времени: огромные затраты времени на организацию проекта, отсутствие личного времени участников в процессе реализации проекта.
  • Финансовый вопрос: сколько надо средств на реализацию проекта и откуда их взять?
  • Языковой вопрос: какой язык сделать языком общения? Ограниченный круг учителей, владеющих иностранными языками.

Подготовительный этап проекта занимает достаточно большой промежуток времени. В первую очередь директором гимназии назначается руководитель проекта, который и несет полную ответственность за реализацию проекта. Именно руководитель группы курирует весь проект, информирует директора гимназии о ходе реализации проекта, поддерживает связь с родителями учащихся, анализирует итоги проекта и сдает отчет, в том числе и финансовый. Руководителем проекта должен быть наиболее ответственный педагог, желательно с опытом международной работы.

Руководитель проекта набирает команду педагогов с учетом рекомендации директора гимназии и согласием самих педагогов. Количество педагогов зависит от конкретного проекта и его финансового обеспечения.

Задачи команды педагогов:

– Распределение обязанностей внутри команды.
– Составление программы проекта
– Составление сметы проекта
– Набор группы учащихся для участия в проекте
– Оформление выездных документов: виз, медицинской страховки, заказ автобуса или покупка билетов…
– Оформление договоров: с учащимися и их родителями, с фирмой-перевозчиком и т.д. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
– Обеспечение расселения и питания участников проекта
– Сотрудничество с другими педагогами в рамках проекта.

Сама программа проекта состоит из нескольких частей:

  1. Образовательная. Сюда входят те мероприятия, которые решают основные задачи: сам проект, мастерские учебного поиска, посещение уроков, круглый стол по проблемным вопросам…
  2. Культурная. Обзорная экскурсия по местности, где проходит проект, знакомство с музеями, выставками.
  3. Развлекательная. Так называемое свободное время, которое необходимо наполнить спортивными соревнованиями, вечерами отдыха, музыкальными вечерами, походами в кино и др. Необходимо учесть и программу свободного времени для педагогов. (Примерная программа приведена в Приложении 4)

После составления программы можно приступать к составлению сметы проекта. В смету проекта следует включить:

– Стоимость оформления визы (стоимость оформления и пересылки приглашения, визовый взнос, транспортные расходы и расходы на проживания педагога, который оформляет визу, если необходим выезд в Москву или Санкт-Петербург). Следует учесть, что образовательные проекты, как правило, поддерживаются всеми странами и визовый взнос не взимается, если приглашение оформлено правильно.
– Стоимость медицинской страховки;
– Стоимость набора медикаментов для оказания экстренной и мелкой медицинской помощи;
– Транспортные расходы (заказ автобуса или билеты для группы);
– Стоимость процесса оформления программы (расходные материалы, телефонные переговоры…);
– Стоимость образовательной и культурной программы (аренда залов, входные билеты в музеи …);
– Стоимость проживания и питания;
– Стоимость телефонной связи в процессе реализации проекта;
– Представительские расходы (подарки партнерам, ужин в кафе …);
– Непредвиденные расходы.

Все суммы, требуемые для реализации вышеназванных пунктов, складываются, из общей суммы вычитаются спонсорские средства, если они есть, и все это делится на количество участников проекта. Таким образом, получается стоимость участия в проекте для каждого учащегося. Именно эта сумма называется на организационном родительском собрании и вносится в договор, который подписывают обе стороны.

Чтобы решить “временной вопрос”, надо учесть, что оформление виз происходит только при наличии оригинального приглашения, и необходимо время на его получение. Виза оформляется от 3 до 10 дней, но время ожидания оформления может занимать до двух месяцев. Как правило, предварительно необходимо заказать время сдачи документов по телефону или лично явившись в консульство, а заодно уточнить список необходимых документов. Период ожидания срока сдачи можно использовать для сбора документов с участников проекта.

Список документов для оформления визы.

Как правило, список необходимых документов можно найти на сайте нужного консульства, но его обязательно надо уточнить при заказе срока оформления виз. Из собственного опыта следует, что консульские службы, подстраховываясь, требуют гораздо более объемный пакет документов, чем указано на сайте.

Итак, для визита в консульство надо иметь:

  1. Оригинал приглашения с точными сроками, названием, где бы звучало, что это “Образовательный проект”, с гербовыми печатями, подписью руководителя, (в немецком консульстве потребовали подпись руководителя, заверенную нотариально, или ксерокопию его паспорта). В приглашении обязательно должны быть указаны фамилии всех участников проекта согласно их загранпаспортам.
  2. Договор между образовательными учреждениями, где прописано, какая из сторон за что отвечает, кто несет конкретные финансовые затраты.
  3. Приказ по общеобразовательному учреждению, в котором назначаются руководители проекта, и оговаривается список участников.
  4. Справка на каждого руководителя о том, что он работает в данном учреждении, и о размере его зарплаты.
  5. Справка из общеобразовательного учреждения о том, что участники проекта являются его учениками.
  6. Оригиналы заграничных паспортов.
  7. Оригиналы или нотариально заверенные копии гражданских паспортов. Этот пункт следует уточнить особо. Часто сотрудники консульства готовы рассматривать простые ксерокопии гражданских паспортов.
  8. Копия свидетельства о рождении для всех несовершеннолетних, даже если у них есть гражданский паспорт.
  9. Доверенность от обоих родителей.
  10. Ксерокопии гражданских паспортов родителей.
  11. Фотографии (количество и размер зависят от страны)
  12. Заполненные анкеты, бланки которых можно найти на сайте посольства. Подпись в анкетах ставят родители учащихся, так как сами они еще несовершеннолетние.
  13. Деньги на оплату консульского сбора.
  14. Если предполагается использовать арендованный автобус, то необходимо представить копию договора об аренде и документы на автобус.

В период подготовки к проекту необходимо провести несколько общих собраний со всеми участниками и их родителями, а также командой педагогов.

Первое общее собрание знакомит потенциальных участников проекта и их родителей с целями и задачами проекта, с финансовыми затратами, предыдущим опытом проведения схожих проектов. Мы, как правило, предъявляем отчетную презентацию прошлого проекта с фотографиями наиболее ярких событий, мест пребывания и т.д.

После собрания начинается комплектация группы.

Собрание за несколько дней до отъезда предназначено для детального ознакомления с программой проекта, условиями проживания, временем отъезда/приезда, подписания договора (если он не был подписан ранее). Родителям и учащимся обязательно сообщается контактный телефон руководителя группы, дается рекомендательный список с указанием вещей, необходимых для поездки.

Если же семьи сами выступают в качестве “гостевых семей”, то даются рекомендации о приеме, питании, режиме дня с учетом программных мероприятий. Программу проекта получают не только учащиеся, но и их родители.

Для облегчения работы в период подготовки можно составить список участников в форме нижеследующих таблиц.

Для проекта на базе гимназии:

Гость ФИ принимающего ФИО родителей Адрес Телефоны
         
         

Для выездного проекта:

Фамилия
имя
Год рождения № загранпаспорта Телефон Дом. адрес ФИО родителей
1            
2            

Для контроля сдачи документов*: Приложение 5

* В этой таблице не указана колонка “анкета”, так как ее заполнение надежней выполнять руководителям группы.

Сложности в период подготовки проекта делают сам проект только более интересным и ценным. Они сплачивают всех участников проекта в одну дружную команду. И учителя, и ученики получают возможность увидеть и узнать друг друга в другой “нешкольной” обстановке, открыть в себе новые качества, проверить себя.