Заседание редакционной коллегии в 8-м классе по теме "Обособленные определения"

Разделы: Русский язык


Форма проведения: заседание редакционной коллегии.

Цели:

  1. Обучающие: повторить и закрепить знания учащихся об обособлении, условиях обособления определений, их смысловых, грамматических, интонационных и пунктуационных признаках.
  2. Практические: развить навыки логического чтения; развить умения выразительно читать с интонацией обособления, составлять тексты с использованием обособленных определений.
  3. Воспитательная: воспитывать творческое отношение к учебным занятиям, развивать чувство языка.

Ход урока

1.Организационный момент.

Уважаемые коллеги, этим весенним тёплым днём мы проводим Заседание редакционной коллегии. Наша задача: подготовить тексты шпаргалок и иллюстративный материал по теме “Обособленные определения”.

Тему заседания подсказала наша читательница. Вот отрывок из её письма:

“Готовлюсь к экзамену по русскому языку. Объясните, пожалуйста, как следует расставить знаки препинания в предложении: “Поставить статую золотую пику держащую”. (Предложение записано на доске).

Хочу напомнить вам историю этого предложения. Один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как указано было в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: “поставить статую золотую пику держащую”.

2. Пунктуационная разминка (проблемная ситуация).

Что мы ответим нашей читательнице? Если бы вы были наследниками, где бы вы расставили знаки препинания? Прочитайте, сделав паузу в нужном месте.

Поставить статую, | золотую пику держащую.

Да, такое толкование вполне вас устроит, так как золотая пика хоть и не дёшево обойдётся вам, но этот расход будет в пределах ваших возможностей.

Но ваши недруги будут настаивать на другом толковании.

Поставить статую золотую, | пику держащую.

Думаю, такое толкование разорит вас (золотая статуя будет вам явно не по карману).

Сделайте вывод о том, как может решить судьбу людей одна маленькая запятая.

Запятая способна значительно изменить смысл предложения.

Данное предложение включает в себя причастный оборот. Укажите, каким членом предложения он является? Подчеркните его в предложении.

3. Актуализация знаний. Анализ синтаксических конструкций.

3.1. Беседа с учащимися.

Что называется обособлением?

Обособление – это выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании. [1]

Обособление – это выделение второстепенных членов при помощи интонации в устной речи и запятыми на письме.

Удовлетворит такой ответ нашу читательницу?

Да, но обособление определений может вызвать трудности у ребят при подготовке к экзаменам. Проведём расширенное заседание редакционной коллегии и выясним условия, при которых обособляются (или не обособляются) определения.

Для этого проанализируем текст и подготовим шпаргалки по теме “Обособленные определения”. Решение запишем в протокол (тетрадь).

Вспомните, что такое шпаргалка, каковы требования к шпаргалке? (удобная, краткая).

Работать будем в редакционных отделах (по рядам).

Задача для каждого редакционного отдела: анализируя указанную часть текста, составить ответ так, чтобы теория и пример содержались в одном предложении.

Задача трудная, но выполнимая. Посмотрим, какая редакция справится успешнее.

Этапы работы:

  • анализ предложения;
  • схема предложения;
  • формулировка правила для шпаргалки.

3.2. Коллективная работа с текстом. Задание 1 (Приложение1)

Коллега Ф.И. из первого отдела, прошу вас к доске записать предложение, выделить в нём причастный оборот, определяемое слово; указать, каким членом предложения является причастный оборот.

Коллега Ф.И. из второго отдела, а вас я попрошу построить схему этого предложения. Почему не ставится запятая при причастном обороте? Обозначим в схеме только эти условия.

А теперь давайте придумаем вместе шпаргалку. Правило должно быть сформулировано в виде предложения с обособленными (или необособленными) определениями.

Запишем к себе в тетрадь, а коллега Ф.И. из третьего отдела прокомментирует нам знаки препинания.

Итак, первая шпаргалка у нас готова.

3.3. Предлагаю теперь поработать в отделах над 3-мя другими шпаргалками самостоятельно. Задание 2 (Приложение 1).

О результатах нам доложат коллеги Ф.И. из 1-3 отделов. Запишем решения в протокол (тетрадь). Ф.И. прокомментируют знаки препинания.

Какая редакция справилась успешнее?

Обобщим принятое решение. Каковы же условия обособления определений?

  1. Обособляются обычно определения, стоящие после определяемого слова (§33, п.2, стр. 147).
  2. Обособляются определения, относящиеся к личному местоимению (§33, п.1, стр.147).
  3. Обособляются распространённые и нераспространённые определения, относящиеся к одному определяемому слову (§33, п.2, стр.147).

4. Закрепление. Цифровой диктант.

Теперь убедимся в правильности выдвинутых нами теоретических положений на примере предложений из задания 3. (Приложение 1)

Ответы прошу зафиксировать в протокол цифрами. Укажите номера предложений, в которых встретились обособленные определения, и отдельно номера предложений с необособленными определениям (предложения записывать не надо).

Коллега Ф.И. будет работать самостоятельно с обратной стороны доски.

Предложения с обособленными определениями: 1, 3, 4.

Предложения с необособленными определениями: 2, 5.

5. Творческая работа. Упражнение 252, стр.150 [2]

Многие читатели обращаются к нам с просьбой издавать приложения со связными текстами, иллюстрирующими то или иное правило.

Есть предложение поработать творчески и описать репродукцию картины Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели” (см. цветную вклейку в конце книги). Эта картина – поэтический рассказ о весне, о весеннем небе, о начинающем таять снеге. Это полотно – гимн родной русской природе, тронутой дыханием весны.

Опишите, что вы видите на картине. Для этого образуйте от данных словосочетаний причастные обороты и употребите их в качестве обособленных и необособленных определений.

Грачи (прилететь с юга, деловито вить гнёзда, провозглашать радостным гомоном о приходе долгожданной весны, с криком опуститься на ветви берёз).

Снег (слегка побуреть, покрываться тонкой ледяной корочкой, давно потемнеть, таять под лучами неяркого весеннего солнца).

Воздух (звенеть от грачиного гомона, пахнуть весной).

Берёзки (заждаться тепла, покривиться от времени).

Церквушка (виднеться между искривлёнными стволами берёз).

Забор (обласкать тёплым светом, освещать весенним солнцем, отбросить холодные синие тени на посеревший снег).

Лес (узкой полоской синеть на горизонте, едва виднеться вдали).

Облака (нежно голубеть, пропитать нежным весенним воздухом.).

Пруд (освободиться ото льда).

6. Чтение работ учащихся.

Как вы думаете, чьи работы ваших коллег заслуживают высокой оценки?

7. Итог урока.

Для того чтобы принять резолюцию, прошу высказать мнение о нашей сегодняшней работе, выделив основные её этапы: что было проанализировано на уроке, каким материалом пополнились наши знания по русскому языку.

Благодарю всех за работу.

Заседание редакционной коллегии закрыто.

8. Домашнее задание: §33 (стр.147-148).

Упр. 251 (стр.149-150) или написать сочинение-этюд на тему “Мгновения весны” (“Как начинается весна” и др.), используя изученные конструкции.

Литература:

  1. Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 268, [4] с.: ил., 8 л. цв. вкл. §32, стр.142.
  2. Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 268, [4] с.: ил., 8 л. цв. вкл. Упражнение 252, стр.150.

Приложение