Организация личного труда учителя

Разделы: Химия


Труд учителя с каждым годом все более усложняется. Сложнее становится предмет преподавания, учителю приходится тратить много времени на изучение новейших достижений науки и подготовку к занятиям. Не уменьшаются затраты времени на внеклассную работу с детьми.

Пожалуй, ни одна специальность не требует такой четкой организации труда, как учительская. Это объясняется тем, что успех деятельности учителя в рабочее время (уроки, воспитательные мероприятия) в решающей степени зависят от того, как он трудился в нерабочее время (готовился к урокам, проверял тетради, проводил дополнительные занятия, решал воспитательные задачи).

Учитель с первых дней работы в школе обязан научиться рациональным методам труда, четкому распределению усилий и времени. Текучка, неорганизованный труд могут засосать человека, выбить его из колеи, привести к параличу. Учитель будет делать все наспех, кое-как, урывками, перенапрягаться, чрезмерно уставать, раздражаться, а значит, в конечном счете, – снижать уровень учебно-воспитательного процесса и подрывать свое здоровье.

При всех объективных трудностях можно найти способы упорядочить свой труд. Этому нужно научиться.

Идеальное распределение времени: 8 часов на труд, 8 часов на отдых и сон, 8 часов на дорогу, транспорт, домашние дела, спорт, личные увлечения, самообразование и удовольствия.

С учетом реального положения дел на каждую неделю примерно составляется какой-то более или менее разумный режим работы. Распределение времени на неделю дает возможность варьировать временем.

Учитель обязан знать законы физиологии и гигиены умственного труда. Он обязан усилием воли заставить себя трудиться рационально. Утром – зарядка, прогулка до школы, спокойная реакция на любые раздражения (даже самые экстремальные),

Очень важно, чтобы учитель понимал, что с точки зрения НОТ нужно различать три этапа подготовки к урокам: широкая предварительная научная подготовка по ведущим темам программного материала, по вопросам педагогики и психологии. Эта работа ведется летом, в каникулы, в специально отведенное время. Она позволяет основательно подготовить себя в общенаучном плане: иметь должный кругозор, создать научную базу для преподавания, солидный запас знаний. Для этого изучаем научную, научно-популярную и методическую литературу, подбираем материал в Интернете для подготовки к урокам. Статьи, вырезки из журналов и газет хранятся в папках, к которым делается картотека. Материалы, подобранные в Интернете, – в отдельных файлах и папках компьютера АРМ.

Второй этап подготовки – составление тематического плана, специальная разработка отдельной темы или подтемы за 2 – 3 недели или за месяц до изучения темы. Тематическое планирование позволяет своевременно подготовиться к изучению всей темы, или ее раздела, распределить материал, упражнения и задачи по мере их усложнения по урокам, продумать методы работы, формы опроса и контроля, использование наглядных средств, ТСО, практических, самостоятельных и других видов работ. Правда, в таких разработках должна быть определенная вариативность. Удобно также хранить эти варианты в компьютерных файлах, т.к. их легко копировать, изменять и печатать. Кроме того, используем для подготовки граф-схемы, выполненные в технологии ИНЛОККС, как для отдельных тем, так и для отдельных уроков (приложения 1, приложение 2).

И, наконец, составление плана данного урока. Основная задача учителя при его составлении так спланировать работу, чтобы дать возможность одним ученикам получить задания повышенного уровня, установить их особые наклонности, которые надо развивать специально. Другим – привить навыки самостоятельной работы, активизировать их мыслительную деятельность, третьим – не дать возможности увильнуть, не выполнить задание, отвлечься от учебы. Это нелегкая участь учителя, но других путей нет.

Так для правильной организации учебного процесса, обеспечивающего глубокое изучение материала при наименьшей затрате времени и сил и педагога и учащихся мы стремимся накопить материал по предмету к каждому уроку для активизации процесса обучения. Для этого формируем папки по классам и темам, где накапливаем разноплановый материал по темам каждого урока.

В процессе изучения любого предмета особое значение имеет обратная связь, постоянный контроль за качеством усвоения учебного материала и ростом способностей учеников, очень важно это при изучении такого предмета как химия. По каждой теме курса химии в папках или компьютерных файлах храним по нескольку вариантов карточек, химических диктантов, упражнений, задач, т.к. уровень подготовки не только отдельных учеников, но и классов – разный.

Например, по теме “Тела и вещества” учащимся предлагаем несколько вариантов диктанта, который позволяет за несколько минут выявить уровень усвоения материала и расширить знания учащихся о телах и веществах.

Задание: выписать в отдельные столбики тела и вещества.

1 вариант. Кирпич, поваренная соль, мел, железная кнопка, вода, сахар, проволока, свеча, химический стакан, стеклянная воронка.

2 вариант. Алюминий, ложка, гвоздь, льдина, медь, углекислый газ, снежинка, пробирка, алюминиевая проволока, линейка, парафин, вода.

3 вариант. Кислород, гвоздь, авторучка, стекло, кастрюля, уксус, железо, медная проволока, ртуть, ключ, серебряный браслет, олово.

Для проверки знаний учащихся по теме “Химические формулы. Вычисления по химическим формулам” также используем несколько вариантов карточек с разным уровнем сложности.

1 вариант.

1. Что обозначают записи 3СuО, 2Сu, О2, 2О?
2. Вычислите массовую долю алюминия в оксиде алюминия Al2O3.

2 вариант.

1. Что обозначают записи 4SiO2, 7H2SO3, Fe(OH)3
2. Вычислите массовую долю кислорода в гидроксиде алюминия (Al(OH)3)

Такие наборы разноуровневых заданий, которые хранятся в виде файлов, которые легко изменить, распечатать в нужном количестве позволяют сильно сэкономить время. Кроме того, использование разного шрифта в учительском варианте, позволяет в течение 1-2 минут проверить работы учащихся.

При решении задач (например, на определение молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания) удобно пользоваться для закрепления умений учащихся по данной теме картонными карточками, которыми могут пользоваться дети при решении задачи первоначально, а слабоуспевающие – в течение нескольких уроков и при выполнении домашнего задания.

Алгоритрм.

  1. По относительной плотности вычислить молярную массу вещества.
  2. Рассчитать количество вещества оксида углерода (IV) и атомов углерода:

(CO2) = m(CO2)/M(CO2); (C) = (CO2)

3. Вычислить количество вещества воды и атомов водорода:

(H2O) = m(H2O)/M(H2O); (H) = 2 (H2O)

4. Найти массы углерода и водорода в продуктах горения, а следовательно, в исходном веществе:

m (C) = (C) • M(C); m (H) = (H) • M(H).

5. Определить сумму масс углерода и водорода.

Если она равна массе вещества, то это вещество – углеводород. Если сумма масс углерода и водорода меньше массы вещества, то в его состав входит третий элемент – кислород. В этом случае вычисляют его массу и количество вещества.

6. Найти соотношение между количествами вещества атомов углерода и водорода, а также кислорода при его наличии в веществе.

7. Записать простейшую формулу вещества, вычислить молярную массу и сравнить ее с рассчитанной по условию задачи (пункт 1).

Если молярная масса, вычисленная по простейшей формуле, меньше, чем определенная по условию задачи, то для определения молекулярной формулы вещества надо истинную молярную массу разделить на молярную массу, вычисленную по простейшей формуле. Затем индексы в простейшей формуле увеличить во столько же раз, во сколько раз истинная молярная масса больше молярной массы, соответствующей простейшей формуле.

При объяснении нового материала предлагаем учащимся разные способы решения задач. Так для решения задач на вывод формулы вещества по относительной плотности его паров и массе (объему или количеству вещества) продуктов сгорания предлагаем два способа решения.

Задача. При сжигании 0,57 г органического вещества в избытке кислорода образовалось 1,76 г оксида углерода (IV) и 0,81 г воды. Выведите молекулярную формулу вещества, если относительная плотность его паров по воздуху равна 3,931.

Первый способ решения выполняем по ранее предложенному алгоритму.

1. Вычисляем молярную массу вещества: М (в-ва) = 29Dвозд(в-ва) = 29 г/моль•3,391 = 114 г/моль

2. Рассчитываем количество вещества оксида углерода (IV) и атомов углерода:

(CO2) = m(CO2)/M(CO2) = 1,76г/44 г/моль = 0,04 моль; (C) = (CO2) = 0,04 моль.

3. Вычисляем количество вещества воды и атомов водорода:

(H2O) = m(H2O)/M(H2O) = 0,81 г/ 18 г/моль = 0,045 моль;

(H) = 2 (H2O) = 2•0,045 моль = 0,09 моль.

4. Находим массы углерода и водорода в продуктах горения, а следовательно, в исходном веществе:

m (C) = (C) • M(C) = 0,04 моль• 12 г/моль = 0,48 г;

m (H) = (H) • M(H) = 0,09 моль• 1 г/моль = 0,09 г.

5. Находим сумму масс углерода и водорода: m(C) + m (H) = 0,48 г + 0,09 г = 0,57 г.

Суммарная масса углерода и водорода (0,57 г) соответствует исходной массе вещества,

следовательно, в его составе кислород не содержится – это углеводород

6. Находим соотношение между количествами вещества атомов углерода и водорода:

(C) : (H) = 0,04 : 0,09 = 4 : 9.

7. Определяем простейшую формулу вещества, вычисляем по ней молярную массу.

Простейшая формула вещества С4Н9;

М(С4Н9) = 57 г/моль (меньше истинной).

8. Определяем молекулярную формулу вещества:

М (СxHy)/ M (C4H9) = 114 г/моль/ 57 г/моль = 2, следовательно (С4Н9)2 –> С8Н18 – это октан

Ответ: молекулярная формула вещества С8Н18

Второй способ решения предполагает использование уравнения реакции горения органического вещества.

1. Составим уравнение реакции горения органического вещества, состоящего предположительно из трех элементов: углерода, водорода и кислорода, т.к. продуктов горения два: углекислый газ и вода.

0,57 г

1,76 г

0,81 г

CxHyOz + (x + y/4) O2 = x CO2 + y/2 H2O

1 моль 2 х моль 3 y/2 моль

114 г/моль

44 г/моль

18 г/моль

114 г

44х г

9y г

4. Найдем молярную массу вещества: М (в-ва) = 29Dвозд(в-ва) = 29 г/моль•3,391 = 114 г/моль

5. Составим и решим пропорции, из которых рассчитаем х и y: х = 114 г • 1,76 г/ 0,57 г • 44 г = 200,64/25,08 = 8; y = 114 г • 0,81 г/ 0,57 г • 9 г = 92,34/5,13 = 18

6. Подставим значения х и y в формулу CxHyOz, получим С8Н18, рассчитаем молярную массу углеводорода: М (С8Н18) = 114 г/моль, следовательно, кислорода в данном веществе нет. Молекулярная формула вещества С8Н18.

Учащиеся выбирают тот способ решения, который им более понятен, в любом случае главное – эффективность.

При проведении лекций, обобщающих уроков учитель использует такую форму работы как презентация (приложение 3). Это требует определенных затрат времени и сил, но при проведении уроков все затраты компенсируются. Для создания новых презентаций и сбора материалов для их создания привлекаются учащиеся, которые при выполнении такой работы пополняют свои знания, приобретают навыки работы с информацией.

Большое место учитель отводит самостоятельной работе учащихся с учебником, как при изучении нового материала, так и при обобщающем повторении. Помимо составления плана с опорными словами детям предлагается работа по составлению граф-схем в классе и дома и использованию их при ответе (приложение 4). При помощи мультимедийного проектора учитель имеет возможность предложить для проверки правильности выполнения заданий учащимися спроецировать на экран свой вариант правильного ответа.

По каждой теме курса химии создаем несколько вариантов проверочных работ, которые формируются в зависимости от уровня подготовки класса по предмету, а также в зависимости от других особенностей класса или отдельных учащихся.

Например, для проверки знаний и умений учащихся по теме “Уравнения химических реакций” предлагаем следующие варианты проверочной работы:

1. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций:

Ca + O2 = CaO; Al + O2 = Al2O3; N2O5 + H2O = HNO3 и т.д.

2. Допишите уравнения реакций и расставьте коэффициенты:

Ca + O2 = ; Al + O2 = ; S + Cl2 = ; P + F2 = ; и т.д.

3. Напишите уравнения реакций взаимодействия между веществами и расставьте коэффициенты: а) сера + калий; б) алюминий + кислород; в) сера + фтор и т.д.

Эти “мелочи” помогают учителю следить за работой всех учащихся, не допускать отставания, вовремя обнаруживать пробелы в знаниях учеников и заполнять их. Так проводить уроки сложнее, но это помогает регулировать формирование знаний всеми учащимися в процессе обучения, что и является одной из главных задач каждого учителя.