Использование форм и методов эвристического обучения на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


В настоящее время различными авторами и коллективами авторов создаются новые программы и курсы для начальной школы по ознакомлению с окружающим миром. В практике преподавания окружающего мира стали активно использоваться новые формы обучения. Таковым является эвристический подход к образованию, который позволяет расширить возможности проблемного и развивающего обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата.

Эвристическое обучение обеспечивает положительные результаты изучения главных объектов изучения. Доказано, что после таких занятий, увеличивается возможность переноса старых знаний в новую ситуацию.

Самостоятельное открытие ребенком каких-либо истин повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе.

Эвристическую деятельность детей повышает создание благоприятной атмосферы, доброжелательность оценок со стороны учителя. Поощрение оригинальных высказываний ребенка является хорошим средством для развития познавательной активности на уроке. Немаловажную роль здесь играют открытые вопросы, побуждающие учащихся к размышлениям и к поиску разнообразных ответов на одни и те же вопросы. Еще лучше, если самим детям позволить ставить подобные вопросы и отвечать на них.

Развитие эвристических способностей учащихся можно стимулировать через введение их в необычную, гипотетическую ситуацию, через постановку вопросов типа: «А что было бы, если?» В том же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески их применять в возникшей ситуации. Хорошие результаты дают задания, предполагающие внимательное изучение какого-либо объекта с целью увидеть и описать его особенности.

Активизировать мыслительные процессы ребенка можно путем постановки перед ним следующих заданий:

  1. познавательного характера (соотнесите, перечислите, сформируйте, установите, опишите);
  2. на понимание (расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете, покажите взаимосвязь, объясните смысл);
  3. на сферу применения (продемонстрируйте, объясните цель, воспользуйтесь этим, чтобы решить);
  4. аналитического характера (разложите на составляющие, объясните причины, сравните, классифицируйте, объясните почему);
  5. синтетического характера (создайте, объедините по признаку, что произойдет, если соединить, придумайте другой вариант);
  6. оценочного плана (определите, отберите и выберите, что вы думаете о…).

Таким образом, с помощью систематической работы учителя по анализу ученических мнений, учащиеся приобретают навык обсуждения, рецензирования. Они учатся задавать вопросы об изучаемом объекте, практически всегда могут выдвинуть собственную версию ответа. Наблюдается улучшение образного видения детей, толкование знаков и символов, конструирование собственных образов и символов. Обнаружено, что 25% учеников начальных классов, занимающихся по эвристической методике, не только достигают творческих результатов, но и могут успешно выполнить базовые контрольные работы по всем учебным предметам на год вперед.

Работа по развитию исследовательских умений на уроках окружающего мира должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать экологический материал, с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем. Необходимо помочь учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, увидеть возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Пропедевтическая работа должна проводиться следующими средствами:

  • проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;
  • уроком-исследованием (в начале урока постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы);
  • кратковременными исследованиями – наблюдениями с описаниями.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности рекомендую использование:

  1. загадок, ребусов, шарад, кроссвордов, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;
  2. игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.);
  3. связи с литературным сказочным материалом: исследование Знайкой и Незнайкой лунного камня как источника невесомости и т.п.;
  4. игр-исследований, фантастических исследований;
  5. ролевых игр, игр-путешествий в новые страны – пути Великих географических открытий.

Для проведения исследования учащимся предлагаю следующие темы: «Мой домашний любимец», «Кактусы», «Разные кошки – разные характеры», «Как вырастить цветок», «Возникновение радуги» и т.п.

Таким образом, организационно-педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Хотя ведущая деятельность младших школьников – учение, игра занимает очень большое место в жизни. Большой интерес для детей представляют игры в процессе обучения. Это игры развивающие воображение, творческое мышление, предоставляющие возможность ученику проверить и развивать свои творческие способности.

В игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Дидактическая игра – сложное, многообразное явление. Ценность таких игр в том, что с их помощью школьники знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, что очень важно для развития мышления.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Важное значение имеют логические задачи на разных этапах урока. Это упражнения на сообразительность, на проверку использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Логическая задача ставит учащихся в ситуацию, когда они должны сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Самый простой вид такой задачи – загадки. Это рассказ-загадка, ответ на который может быть правильным в том случае, если учащиеся осознали определенные связи и закономерности в окружающем мире, увидели их «отражение» в содержании логической задачи. Загадки позволяют приоткрыть завесу таинственности над объектом или явлением, увидеть его с неожиданной, новой стороны (новизна открытия для ребенка!), прочувствовать радость, догадки, озарения, открытия. Такие открытия связаны, с процессами воображения, сравнения, которые возникают в момент отгадывания именно эти процессы позволяют увидеть необычное в обычном, а обычное – в необычном.

На протяжении нескольких лет учу своих ребят осмысливать специфику словесного искусства и проявлять интерес к самостоятельному словесному творчеству через знакомство с приемами противопоставления, сравнения, метафоры. Учащиеся делают вывод: чтобы сочинить загадку, надо использовать эти приемы. На уроке выбираем предмет, выделяем самые важные приметы. Например, ребята выбрали глобус. Его приметы: круглый, вращающийся, цветной, разноцветный, модель земного шара. Используя эти признаки и приемы описания, сравнения, противопоставления, ребята, разделившись на группы, сочиняют загадки о глобусе. И вот, результат:

1-я гр. Этот шарик повернешь –      2-я гр. Перед нами шар цветной
 В любой город попадешь. Зелено-сине-голубой
 А рукою проведешь – Ты смелей его вращай
Океан за миг пройдешь Путешествие начинай.

 Затем учащиеся анализируют сочиненные тексты и доказывают, что это загадки.

Таким образом, мы видим, что целенаправленная работа над загадками, развивает творческое образное видение предмета, что приводит к собственным решениям, открытиям, поиску, созданию нового образа по собственному замыслу. Логическая задача всегда предполагает напряжение умственных сил, сообразительности, выдумки, позволяющих ученику действовать эвристически, что приводит к созданию собственного продукта деятельности и представляет собой элемент творчества в рамках изучаемой темы.

Эффективной формой во внеклассной работе является эвристическая олимпиада. Она имеет целью предоставить ученикам возможность максимально творческого самовыражения в различных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эта форма помогает учителям начальных классов выявить за короткие промежутки времени учащихся, способных создать творческие продукты небольшого объема.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, что эвристический подход позволяет потенциально способным детям достигнуть результатов, которые превышают образовательные стандарты. Постепенное включение элементов эвристического обучения в педагогический процесс приводит к тому, что у учащихся вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, защита и отстаивание его перед другими.