Учимся читать быстро

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Учителя начальных классов имеют в своей педагогической копилке немало возможностей по  достижению результативности в обучении чтению. В рамках коррекционно-развивающих занятий с учащимися, уроков психологического развития в 1 классах педагог-психолог также может использовать различные приёмы, способствующие развитию техники чтения.

Данное занятие может проводиться как педагогом-психологом, так и учителем начальных классов в рамках кружковых занятий. При этом отдельные задания можно варьировать и использовать на уроках для развития различных познавательных процессов.

Оборудование: проектор, экран или интерактивный программно-аппаратный комплекс.

Цели и задачи:

  • развитие познавательных мотивов (формирование стремления к новым знаниям и сведениям, желания освоить новые умения, совершенствовать то, что уже имеется);
  • формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения;
  • развитие внимания, памяти, самоконтроля, мыслительных навыков;
  • развитие речи, воображения;
  • формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребенка к себе и своим качествам;
  • формирование умения работать в группе.

Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на занятии: при подготовке и проведении урока используются информационные и иллюстративные материалы сети Интернет; для подготовки материалов к уроку учителем используются Microsoft Power Point, Microsoft Word. Учащиеся творческой группы подбирают картинки к заданиям уроков, предлагают свои упражнения для развития познавательных процессов.

Деятельность учителя на уроке:

  • введение в тему урока, нацеливание на необходимость умения быстро и выразительно читать, развивать познавательные процессы;
  • создание определенного положительного эмоционального фона, без которого невозможно эффективное усвоение знаний  (легкие, способные вызвать интерес задания, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции учащегося);
  • организация разговора с детьми о внимании, памяти, мышлении и выполнение развивающих упражнений;
  • введение между этапами занятия упражнений для профилактики нарушений зрения, дыхательной гимнастики;
  • подведение итогов, обсуждение занятия, ответы учащихся на вопросы «Что понравилось, какие упражнения вам хочется еще повторить? Что не понравилось? Какие задания показались сложными?»;
  • в конце урока дети опускают белые квадратики в прорези «Коробочки эмоций» (на крышке которой наклеены прямоугольники разных цветов - красного, желтого, черного, серого и т.п.- и в них сделаны прорези), отслеживается, таким образом, эмоциональное состояние учащихся после занятия.

Межпредметные связи

Русский язык, чтение – показывается, насколько необходимо быть внимательными, для чего нужно уметь мыслить, как это влияет на успешность на уроках, в частности, на  технике чтения.

Основные  умения  и  навыки, приобретаемые  в  ходе  занятий

Данные занятия создают условия для развития у учащихся 1 классов познавательных интересов, формируют стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывают у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий у детей  исчезает боязнь ошибочных шагов при чтении, снижается тревожность, появляется  интерес и желание читать. Занятия способствуют формированию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.

Ход занятия

Приложение

Приветствие. Беседа с детьми о внимании, памяти, мышлении, необходимости умения быстро и выразительно читать, развивать познавательные процессы.

Слайд 2. «Буквы из ларца». Найдите в клеточках слово «ларец» и другие слова.

Слайд 3. «Проверьте себя» (приведены слова, которые можно найти в таблице). При наведении на анимированного колобка раздаются аплодисменты.

Слайд 4. Упражнение для профилактики нарушений зрения. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 с. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.            

Слайд 5. Чтение слогов в темпе скороговорки. После окончания работы при наведении на анимированного колобка раздаются аплодисменты.

Слайд 6. Чтение текста со скрытой верхней частью строчки (для того чтобы прочитать строчку, нужно успеть прочитать вторую до того, как она скроется, при этом развивается умение читать про себя, увеличивается объём памяти, так как требуется запомнить слова другой строчки, распределяется внимание, умение выполнять несколько дел одновременно). Аплодисменты.

Слайд 7. Интонационная разминка. Прочитать скороговорку, выражая различные эмоциональные состояния (каждый клик  - «весело», «зло, агрессивно», «грустно»). Затем, изменяя темп – «быстро», «медленно, крадучись».

Слайд 8. «Рассыпанные предложения».

Слайд 9. «Проверьте себя». При наведении на анимированного колобка раздаются аплодисменты.

Слайд 10. Дыхательная гимнастика. «Свеча». Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну свечу. А теперь – две. Сделайте глубокий вдох и выдохните двумя порциями, задувая каждую свечку. А теперь – три. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть их, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Слайд 11. «Тихо-громко». Произносим  скороговорку. Поднимаясь выше и выше, планка задает уровень громкости – чем выше, тем, соответственно, громче.

Слайд 12.  Одним из недостатков чтения является малое поле зрения.  Для расширения угла зрения используются таблицы Шульте. Концентрируя взгляд в центре таблицы (зеленая точка), необходимо найти по порядку числа от 1 до 16 и наоборот. При этом важно охватывать всю таблицу целиком.

Слайд 13. «Пирамида». Числовая пирамида состоит из двух равномерно расходящихся сверху вниз рядов случайных чисел и ряда последовательных чисел (от 1 до 8), расположенных посередине. Осевые центральные числа ориентируют ребёнка во время выполнения упражнения. Фиксируя взгляд на числах центральной от взора линии, необходимо распознавать одновременно и числа, расположенные в расходящемся ряду, записывая последовательность в тетради. В конце все вместе проверяют написанное. Постоянное выполнение упражнения также способствует расширению угла зрения.

Слайд 14. Упражнение для профилактики нарушений зрения. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 с. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Слайд 15. «Фотоглаз» (тренировка памяти). За отведенное время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем слово «ручка».

Слайд 16. Рефлексия занятия. «Коробочка эмоций». В конце урока дети опускают белые квадратики в прорези «Коробочки эмоций» (на крышке которой наклеены прямоугольники разных цветов - красного, желтого, черного, серого и т.п.- и в них сделаны прорези), отслеживается, таким образом, эмоциональное состояние учащихся после занятия.

Упражнения для развития техники чтения  должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка. Необходимо поддерживать, одобрять, хвалить детей за малейшие успехи. В заключение подчеркну, что, постоянно применяя описанные выше приёмы, можно добиться ощутимых результатов в развитии скорости чтения, развитии внимания и памяти в процессе восприятия текстов, в преодолении негативного отношения к чтению в целом, что в свою очередь способствует становлению беглого осознанного чтения детьми.

Информационные источники

1. Андреев, О.А., Хромов, Л.Н. Учитесь быстро читать. М.: Просвещение, 1991 г.

2. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 1. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.

3. Грекова Т.А. Развитие техники чтения у школьников 1-й ступени. https://urok.1sept.ru/articles/212562  

4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.