Интегрированный урок по математике и природоведению по теме "Устные и письменные вычисления многозначных чисел", "Леса России"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: компьютер, интерактивная или маркерная доска, тетради, канцелярские принадлежности, карточки с выражениями (6 шт.).

1. Орг. момент.

Уч-ль: Начинается урок
Он пройдёт ребята впрок.
Постарайтесь всё понять
Будем правильно считать
И природу познавать.

- Сегодня мы с вами проведём совместный урок математики и природоведения.

2. Устный счёт.

Уч-ль: Заполните пустые пропуски в данных фигурах.

1-й слайд (см. презентацию).

Дети выходят к доске и записывают свои варианты ответов.

(числа на ножках каждой фигуры складываются и делятся на 2)

3. Арифметический диктант.

Уч-ль: Приготовьтесь записывать числа в строчку через клеточку:

- Запишите число 272727

- Запишите число, следующее за числом 39049

- Запишите число, предыдущее числу 401610

- Запишите число, стоящее между числами 5479 и 5481.

- А теперь обменяйтесь тетрадками с соседом по парте и проверьте запись.

2-й слайд.

- Назовите самое маленькое число.

- Назовите самое большое число.

- Запишите эти числа в тетрадь порядке возрастания.

- Давайте проверим, какая запись у вас получилась.

Дети вслух зачитывают свои записи.

4. Закрепление порядка действий, сообщение темы по природоведению.

Уч-ль: Прослушайте, пожалуйста, аудиозапись (включается запись голосов лесных птиц).

- Скажите мне, где можно услышать эти звуки?

Дети: В лесу.

Уч-ль: Правильно в лесу.

3-й слайд.

Уч-ль: Сегодня мы поговорим о лесе, о его видах и лесных обитателях.

- Как вы считаете, без чего не было бы леса?

Дети: Без деревьев.

Уч-ль: Правильно.

- Назовите, какие деревья изображены на слайде.

4-й слайд.

(По мере ответов детей выплывают названия деревьев под их изображением).

- Как вы думаете, до каких размеров в высоту могут вырасти эти деревья?

Дети высказывают свои мнения, которые фиксируются на доске.

Уч-ль: Чтобы узнать до каких размеров в высоту могут вырасти эти деревья, я предлагаю вам выполнить следующее задание в тетрадях.

5-й слайд.

Уч-ль: Прежде чем приступить к решению, давайте расставим порядок действий.

(Дети выходят к доске и расставляют порядок действий с комментированием, замет записывают в тетрадь и вычисляют).

Уч-ль: Ответьте мне на вопрос, в чём будет измеряться высота деревьев?

Дети: В метрах.

Уч-ль: Правильно. Сколько метров в высоту может достичь сосна?

Дети: 40м.

(На слайде выплывает правильный ответ).

Уч-ль: А теперь я предлагаю вам послушать интересную информацию об этом дереве. (Выходит один подготовленный ученик и рассказывает детям информацию).

6-й слайд.

Уч-ль: Давайте расставим порядок действий.

(Дети выходят к доске и расставляют порядок действий с комментированием, замет записывают в тетрадь и вычисляют).

Уч-ль: Сколько метров в высоту может достичь ель?

Дети: 30м.

(На слайде выплывает правильный ответ).

Уч-ль: А сейчас послушайте информацию об этом дереве. (Выходит один подготовленный ученик и рассказывает детям информацию).

7-й слайд.

Уч-ль: Давайте расставим порядок действий.

(Дети выходят к доске и расставляют порядок действий, замет записывают в тетрадь и вычисляют).

Уч-ль: Сколько метров в высоту может достичь берёза?

Дети: 15м.

(На слайде выплывает правильный ответ).

Уч-ль: Послушайте информацию об этом дереве. (Выходит один подготовленный ученик и рассказывает детям информацию).

Уч-ль: Назовите среди этих деревьев самые высокие.

8-й слайд.

Дети: Это сосна и ель.

Уч-ль: Это правильно. Назовите одним словом, какие это деревья?

Дети: Хвойные.

Уч-ль: Верно. А как называются леса, в которых растут только такие деревья?

Дети: Хвойные леса или тайга.

Уч-ль: А как будут называться леса, в которых растут разные деревья?

Дети: Смешанные леса.

Уч-ль: Это верно. Какой вид леса ещё существует?

Дети: Широколиственные леса.

Уч-ль: Молодцы. Какой вид леса преобладает в нашем крае?

Дети: Тайга.

Уч-ль: А вы знаете, какую площадь занимают леса в нашем округе?

Дети: Нет.

5. Физминутка.

Уч-ль: Мы это с вами сегодня обязательно узнаем, но чуть позже, а сейчас проведём физминутку для глаз.

9-й слайд.

6. Изучение нового материала, сообщение темы по математике.

Уч-ль: Давайте сейчас вспомним алгоритм вычисления данных выражений.

На доске записаны выражения:

(1 ученик у доски объясняет, остальные записывают в тетрадях и вычисляют).

Уч-ль: Сегодня на уроке мы с вами будем вычислять выражения с многозначными числами.

- Письменное сложение и вычитание многозначных чисел выполняется так же, как сложение и вычитание трёхзначных чисел.

- Я предлагаю сейчас поработать в группах и выполнить вычисление с многозначными числами. На вычисление даётся одна минута, поэтому распределите обязанности в группе.

(Дети рассаживаются по группам и получают карточку с выражениями).

Карточка каждой группе на отдельном листе:

Уч-ль: Представители каждой группы выйдите к доске и продемонстрируйте результаты своей работы. Каждой группе были даны одинаковые выражения, давайте посмотрим, одинаковые ли вы получили результаты.

(Если дети допустили ошибки в вычислениях, то их необходимо обсудить).

- А теперь давайте вернёмся к вопросу о площади лесов в нашем округе. Результат первого вычисления даст нам ответ на наш вопрос.

- Какую же площадь занимают леса нашего округа?

Дети: 213500

Уч-ль: В каких единицах измеряется площадь?

Дети: В км2

Уч-ль: Верно, леса нашего округа занимают 213500 км2. Попробуйте догадаться, почему на карточке изображено именно это насекомое.

Дети: Это комар, самое распространённое насекомое нашего округа.

Уч-ль: Молодцы. Результат второго вычисления говорит нам о том, сколько комаров приходится на 10км2.

7. Закрепление изученной темы.

Уч-ль: Какие животные обитают в лесу?

(Дети приводят свои варианты).

Уч-ль: А сейчас соединив выражение с правильным вариантом ответа, вы узнаете, сколько видов данных животных всего существует.

10-й слайд.

(Дети выходят к доске и соединяют линией ответ с выражением).

Уч-ль: Молодцы, а мы переходим к следующему животному, обитающему в наших лесах. О каком животном я говорю?

11-й слайд.

Дети: Это лось.

Уч-ль: Правильно. Решив эту задачу, вы узнаете, сколько может весить этот лесной обитатель.

(Дети самостоятельно решают задачу в тетрадях, а некоторым детям даётся индивидуальная карточка с облегчённым вариантом).

Уч-ль: В чем будет измеряться масса веса лося?

Дети: В кг.

Уч-ль: И сколько же может весить наш герой?

Дети: 584 кг.

Уч-ль: Давайте проверим.

12-й слайд.

8. Итоги, рефлексия.

Уч-ль: Чему мы сегодня учились на уроке?

- Что нового вы для себя сегодня узнали?

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Нужно ли знать математику при изучении природоведения?

- Какую роль в природе и жизни человека играет лес?

9. Домашнее задание.

Математика - с.62 №297, 295

Природоведение - сообщение о любом животном леса.