Современные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности школьников

Разделы: Биология


Важнейшей задачей лицея № 131 является выявление и стимулирование творческой активности учащихся в различных сферах учебной деятельности. С помощью этого могут проявляться, развиваться и совершенствоваться методики работы с одаренными и талантливыми детьми. Именно это и заложено в основе концепции “Поиск, поддержка и развитие одаренных и талантливых детей”, разработанной и активно внедряющейся в лицее № 131. Она складывается из отдельных блоков в процессе урочной и внеурочной деятельности В рамках данной концепции у меня сложилась своя система работы по развитию природных способностей, интеллекта, воспитанию нравственных ценностей , таланта и одаренности учащихся. Платон утверждал: “ Вы знаете, что начало – это самая важная часть любой работы, особенно в случае, если это молодая и хрупкая личность; в это время характер начинает формироваться и желаемое впечатление будет воспринять более благоприятно”. Поэтому философия моего преподавания заключается в воспитании поколения мыслящего, жаждущего получать все новые и новые знания; систематизации работы с учащимися разного уровня обученности на основе креативного развития их индивидуальных способностей.

Цель работы: обеспечение возможностей творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Из сумм качеств, необходимых современному выпускнику, я для себя выделяю как особо важное качество – творческую активность. Развитая способность к творчеству является наиболее емким качеством человека, т.к. включает в себя и умение самостоятельно познавать и обучаться, и обладание критическим мышлением, и высокий уровень коммуникабельности и толерантности, и хорошие навыки экспериментальной работы, и умение грамотно ставить цели и достигать их.

Работая в направлении развития творческой активности детей, удается решить две альтернативные задачи:

– “разбудить спящих” детей, т.е. вовлечь в активную познавательную и созидательную работу малоактивных слабых учеников через их равноправное сотрудничество с сильными учениками в достижении общей цели – успеха ученика;
– наиболее полно раскрыть потенциал одаренных детей, вовлекая их в исследовательскую деятельность, связанную с реальными проблемами современного общества, совместную работу с научными сотрудниками и другими специалистами.

Что же такое творчество? Существует более 140 определений понятий творчества. Для меня более близко определение С.Кейплана: “Творчество – это социальное явление, связанное с преобразованием мира; это – процесс, направленный на открытие мира и самого себя”.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Только творческий подход к процессу получения знаний способствует становлению учебно-исследовательской работы в лицее.

Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и различных формах и проявлениях.

Прежде всего, это урочная деятельность лицеистов. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, с компьютером, умению работать с информацией. Конечно же, исследовательская деятельность-процесс комплексный, он не может охватывать только один предмет. Необходимы хотя бы минимальные знания в различных областях. Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование– по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важно:

  1. – правильно выбрать тему исследования, учитывая как интересы , так и материальные возможности учащихся;
  2. – научная новизна характеризующая получением новых знаний о человеке, обществе, природе, расширением и углублением этих знаний, оригинальностью способов исследования и обоснования известных положений;
  3. – практическая значимость означает актуальность, полезность и реальную возможность применения результатов исследования на практике;
  4. – исследовательский характер;

Организуя исследовательскую работу ставятся следующие задачи для учеников:

  • Развивать умения основных элементов самостоятельной индивидуальной деятельности– обучить постановке цели, задач работы, составлению плана исследования, использованию различных источников информации, обработке полученной информации.
  • Отработать умение устного и письменного общения, что способствует коммуникативной компетенции исследователя.
  • Освоение новых информационных технологий.

Учитывая уровень юных исследователей, а также опыт работы других учебных заведений были разработаны свои требования к работам и критерии оценки работ.

Требования к работам:

  • Конференции допускаются исследовательские, творческие работы.
  • Работы должны быть выполнены самостоятельно.
  • Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность знаний.
  • Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.
  • Работа должна иметь практический и теоретический интерес.
  • Оценивается личностная новизна исследования.
  • Учитывается графическая грамотность выполнения чертежей и схем, дизайнерское решение разработки.

Учитель окончательно достигает своей цели, лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней.

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. М., 2002.
  2. Галеева Н.Л. Результативность личностно-ориентированного образовательного процесса: Методическое пособие// Завуч. 2003. № 2.
  3. Галеева Н.Л. Учитель биологии в пространстве педагогического эксперимента. Биология в школе. 2003. № 7, 2004. № 4.
  4. Гин. А. Приемы педагогической техники. М., 2006
  5. Граник Г.Г. Когда книга учит. М., 2002.
  6. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2001.
  7. Сиротюк А.Л . Коррекция обучения и развития школьников. М., 2001.