Создание условий подготовки руки дошкольника к письму через игровую деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


«От пятилетнего ребёнка до меня – один шаг,
а от новорождённого до пятилетнего – страшное расстояние».
Л.Н. Толстой

Развитие ребёнка начинается в наиболее благоприятный период – период дошкольного детства. В это время формируются необходимые психические функции и социально значимые качества личности. Именно в дошкольном детстве идёт активное развитие познавательных возможностей ребёнка и закладываются предпосылки будущеё учебной деятельности.

Одна из основных задач детского сада – подготовить ребёнка к обучению в школе: создать соответствующие условия, направленные на формирование у дошкольника необходимых навыков, которые позволят ему легко войти в школьную жизнь, адаптироваться к новой роли ученика, создадут основу для накопления новых знаний и умений.

Под руководством воспитателя дети приобретают самые необходимые знания и умения  в различных видах детской деятельности. Они усваивают простейшие знания почти всей дисциплины школы:

– рисуют и лепят;
– учат стихи;
– наблюдают изменения в природе;
– знакомятся со счётом и буквами;
– поют;
– выполняют физические упражнения.

Практика показывает, что несмотря на большую работу, проводимую в детских садах, у многих дошкольников плохо развита моторика мелкой мускулатуры рук, мал опыт выполнения графических заданий, нет необходимых моторных навыков, не сформировано зрительное восприятие, недостаточно развита зрительная память и зрительно-моторная координация. Вследствие этого, дети испытывают затруднения в учёбе, у них происходит резкое изменение поведенческих реакций, снижается оценка своих способностей и возможностей, появляется отрицательное отношение к учёбе, наблюдаются отклонения в психоневрологической сфере, происходит сдвиг в иммунной системе, что негативно отражается на физическом и психическом здоровье детей.

Современные исследования показали, что 70% детей поступивших в школу с 7 лет, предметом, вызвавшим наибольшее затруднение, назвали письмо.

Таким образом, владение навыками письма является одним из важнейших и наиболее проблемных из видов учебной деятельности.

Данная проблема заинтересовала меня, поэтому основной целью моей работы с детьми стала создание условий  подготовка руки к письму в старшем дошкольном возрасте.

Игра является основной деятельностью ребёнка–дошкольника, потому систематизированные мною графические упражнения носят игровой характер. Выполняя их, дети становятся участниками увлекательной игры и тренировка руки происходит для них незаметно, интересно и весело.

Работа с детьми проводится во вторую половину дня с подгруппой детей и индивидуально в форме игровых упражнений.

Структура игры:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Ввод детей в игровой сюжет.
  • Игровое задание.
  • Выполнение задания детьми.
  • Пальчиковая гимнастика. 

                                                                                                                                                  

Работа с детьми делиться на 3 этапа:

Цель I этапа: развивать зрительно-ручную координацию, формировать умение, не отрывая карандаша от листа бумаги, вести линию по образцу.

Используются игры:

Цель II этапа: развивать зрительно-ручную координацию, формировать умения не отрывая карандаша от листа бумаги, вести линию без образца, учить ориентироваться на листе бумаги. В игровой форме, ребёнку предлагается заштриховать фигуру, дорисовать вторую половину предложенной картинки.

Используются игры:

Цель III этапа: развивать зрительную ручную координацию, ритмическую организацию движений, уметь ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Используются игры:

Результатом систематического использования игровых упражнений является хорошо развитая средняя и мелкая моторика руки, зрительно-ручная координация, сформированность пространственного представления, мышления, речи, памяти, произвольного поведения.
Для выявления уровня подготовки руки к письму проводиться диагностика сформированности мелкой мускулатуры рук и зрительно-ручной координации 2 раза в год (Приложение 10).

Результаты диагностики позволяют сделать вывод об уровне сформированности моторных навыков у каждого ребенка и наметить дальнейшую работу (Приложение 11).
В настоящее время я разрабатываю систему игр и игровых упражнений по развитию моторных умений и  навыков у детей среднего дошкольного возраста.