Урок математики "Координаты на плоскости"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цель: Познакомить учащихся с понятиями: абсцисса, ордината, координатный угол, ось абсцисс, ось ординат.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с новыми понятиями “координатный угол”, “ось абсцисс”, “ось ординат”.
  2. Учить читать записи вида А(2;5)
  3. Воспитывать интерес к математике.

Оборудование:

  1. Карточка с девизом урока.
  2. Плакат с изображением прямых.
  3. Плакат с изображением углов.
  4. Листы для игры “Морской бой”
  5. Словари.
  6. Линейки.
  7. Простые и цветные карандаши.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
I. Организационный момент.

- Сегодня мы будем с вами работать под девизом:

“Начинаем мы опять

Строить, измерять, считать.”

- Как вы понимаете эти строки?

 

 

 

 

- Сегодня на уроке мы будем выполнять то, что умеем.

II. Актуализация знаний.

1. Фронтальная работа.

На доске плакат с изображением прямых.

- Какие геометрические фигуры изображены?
- Что можно сказать об этих прямых?

- В каком случае из прямых получится угол?

На доске вывешивается плакат с изображением углов.

- Какие углы вы знаете?

2. Игра “Морской бой”.

Детям выдаются листы с координатным углом (приложение №1)

-Нарисуйте в координатном угле один однопалубный и один двухпалубный корабли.

Такой же лист с изображением кораблей и у учителя.

- Начинаем игру.
- Что помогло нам играть?
- Это и есть тема нашего урока:

Координатный угол, координаты. (карточка на доске)

- А вас не удивляет, что вы это уже знаете?

На доске появляется?

 

 


- На рисунке изображены прямые.
- Это параллельные, пересекающиеся и перпендикулярные прямые.

 

 

 

 

- Угол получится при пересечении прямых.

 

 

 

 

- Углы бывают острые, тупые, прямые и координатные.

 

 

- Ученики рисуют данные корабли на своих листах.

 

Дети вместе с учителем играют.

- Нам помогли играть координатный угол и координаты кораблей.

 

- Наверное, мы узнаем что-то новое.

III.

 

 

 

 

 

IV.

Постановка проблемы.

Работа в группах. (Дети разделены на группы)

-Вспомним правила работы в группах.

Каждой группе выдается задание. Приложение № 2

- Давайте послушаем отчеты групп.
- Что заметили при построении отрезков?
- Почему это произошло?
- Люди какой профессии каждый день сталкиваются с координатами точек?

“Открытие” детьми нового знания.

1. Фронтальная работа.

- В математике у каждого элемента, геометрической фигуры есть свое название, имя. Давайте попробуем дать название координатам.

- Молодцы. Но в математике эти координаты называются абсцисса и ордината.

(На доске в теме урока появляются слова: абсцисса, ордината)

- Давайте обратимся к истории и узнаем значение этих слов. У вас на столах лежат словари и листы с данными из интернета. Найдите и прочитайте значение этих слов.

 

 

 

- Из чего построен координатный угол?

- Эти лучи в математике называются осями и у них тоже есть свое название. Как вы думаете их можно назвать?

- В математике эти оси называются: ось Ох и ось Оу. На чертеже направления осей обозначают стрелками. Посмотрите на свои чертежи и исправьте на них ошибки. (Учитель на одном из чертежей показывает, что нужно сделать)

2. Работа в группах.

- Задание № 3 на с.54 выполняйте, пользуясь карточкой.
- Определите координаты точек, запишите их.
- Как узнать координаты точки?
- Какой вывод можно сделать?

 

 

- Как можно прочитать запись А(2;5)?

 

Дети называют правила.

Дети выполняют задания.

Каждая группа показывает свою работу и отчитывается.

- Отрезки расположены в разных местах координатного угла.
- Это получилось потому, что координаты поменяли местами.
- Это авиадиспетчеры, которые отслеживают и прокладывают маршруты полета самолетов.

 

 

Предположения детей.

 

 

 

- АБСЦИССА – расстояние от точки до оси Оу

ОРДИНАТА (расположенная на равных расстояниях) – перпендикуляр на плоскости, опущенный из точки на ось абсцисс.

- Координатный угол построен с помощью лучей.

Предположения учеников.

 

Ученики направляют своего представителя от группы и они исправляют ошибки.

 

Дети выполняют задания.

Отчеты групп.

- Чтобы обозначить числами положение точки надо провести перпендикулярные прямые к сторонам угла и назвать сначала абсциссу, а затем ординату.

- Эту запись можно прочитать так:

  1. Точка А с абсциссой 2 и ординатой 5;
  2. Точка А с координатами 2 и 5;
  3. Координаты точки А – пара чисел 2 и 5.
V. Закрепление.

- Постройте в тетради координатный угол.

- Постройте точки:

  • девочки – А(2;3) В(6;7) С(10;3)
  • мальчики – А(8;2) В(8;9) С(4;9)

- Соедините точки.

- Какая фигура получилась?

(Проверка по образцу)

- Что помогло вам построить фигуру?

Дети строят координатный угол.

Ученики строят точки.

Ученики соединяют точки.

- Получился треугольник.

- Помогли координаты точек: абсциссы и ординаты.

VI. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

-Узнали, что строить точки и фигуры помогают координаты (абсциссы и ординаты).
VII. Самооценка.

- Оцените свою работу на уроке, пользуясь девизом урока.
- Спасибо за работу. Урок окончен.

 

Ученики оценивают свою работу.