Система работы по развитию речи в УМК "Гармония"

Разделы: Начальная школа


Презентация 1
(Слайд 1)

Пишут ли в жизни сочинения? Пишут записки, письма, научные статьи, инструкции, объявления, ведут личные дневники, записи в деловых журналах, сочиняют загадки, сказки, пишут рассказы, стихи, но…сочинения? Едва ли. Тогда зачем же писать их в школе? Имеет ли смысл учить тому, что в реальной речевой практике никогда не встречается? Не правильнее ли сразу пытаться выражать свои мысли, впечатления в тех формах, которые существуют в речевом общении? Зачем оттачивать умение пользоваться словом, точно формулировать мысли в работе над абстрактными “сочинениями”, когда можно учиться писать реальные письма, воспоминания, сочинять загадки и сказки, писать с натуры словесные этюды, составлять для сверстников сборники кулинарных рецептов, полезных советов и т.п.?

Жизнь подсказывает важный вывод: пора в общении с детьми перестать говорить о сочинениях – нужно перейти на язык конкретных жанров.

Конечно, понятие “сочинение” должно остаться в методике обучения русскому языку, оно необходимо как общее обозначение особого вида речевого упражнения. Как определяет М.Р.Львов, “сочинение школьное – учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира” (Словарь-справочник по методике русского языка. – М., Просвещение, 1988.).

В реальном общении создание “речевого продукта” предполагает его восприятие адресатом, выражение к нему определенного отношения, ответную реакцию. Так пусть и детские работы находят своего адресата – читателя или слушателя. Пусть мама получит записку, поздравление, бабушка – письмо, в подарок сочиненную сказку, пусть дети обменяются сборниками полезных советов, кулинарных рецептов, дневниковыми записями.

В реальном общении мы не пользуемся речью “вообще”, мы создаем высказывания того или иного стиля: разговорного, научного, официально-делового, художественного, публицистического. Значит, и детей нужно нацеливать на создание не речи вообще, а речи определенного стиля. Конечно, в начальных классах в центре внимания должны быть лишь те стили, которые актуальны для речевой практики младших школьников. Слайд 2. Так, при создании высказываний важно иметь в виду три стиля: деловой, художественный и разговорный. Задача деловой речи – строго, по-деловому, не выражая своего отношения, сообщить точные сведения, если надо, объяснить их. Задача же художественной (изобразительной) – словами нарисовать все то, о чем хочешь поведать, передать при этом именно свое видение мира, свои чувства, свое настроение. Задача речи разговорной – поделиться своими мыслями, впечатлениями, планами, обменяться ими с собеседником. От того, какую из этих задач мы решаем, зависит то, как будем строить свою речь: о чем скажем, какие слова используем, как построим предложения. В такой организации работы и проявляется столь необходимый при обучении сочинениям стилевой (стилистический) подход. При этом он вовсе не предполагает обязательного рассмотрения с детьми понятия “стиль речи” – для школьников он может остаться “за кадром”, важно лишь правильно поставить речевую задачу и помочь в ее решении. Учителю же при подготовке к проведению сочинения обязательно нужно решить, над каким стилем речи он намерен работать.- без этого он не поставит задачу перед детьми, не направит их усилия в нужное русло. Понятно, что этюд, загадка, сказка, воспоминания – это тексты, в которых будут решаться задачи художественного стиля, памятка, инструкция, объявление – делового, записка, письмо – разговорного, хотя в записке могут быть элементы делового, а в письме – художественного стиля.

Слайд 3. Из всего сказанного очевидно, что жанр и стиль речи – это те понятия, которые нужно иметь в виду, обдумывая работу по развитию речи. Третье понятие, важное для успешной работы – типы речи.

Самыми актуальными для младших школьников, для их письменной речи, можно считать повествование и описание предмета. Каждый из этих типов может быть как делового, так и художественного стиля.

Все выше сказанное нашло отражение в УМК “ГАРМОНИЯ”, в учебниках русского языка “К тайнам нашего языка” под редакцией М. С. Соловейчик. В целом одной из главных особенностей программы и учебника “К тайнам нашего языка” можно определить так:

  1. Коммуникативная направленность, т.е. нацеленность на обучение школьников устному и письменному общению средствами русского языка.
  2. Широкое использование детского языкового опыта и природной языковой интуиции, их обогащение и развитие на основе деятельностного подхода к изучению языка и практическому овладению им.

Так, важным компонентом работы в 1 классе является накопление некоторых знаний о речи и совершенствование речевой деятельности школьников. В содержании и организации работы есть существенные основные отличия от традиционного решения вопросов.

  1. Еще в период обучения грамоте внимание первоклассников привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные в тот момент два главных требования к речи: быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – составляют стержень работы над культурой речи и речевого поведения в течение всего учебного года.
  2. Первоклассники практически наблюдают над стилевым расслоением речи, они учатся разграничивать “сухую” научно-деловую и эмоциональную, образную, художественную речь. Первая для детей названа деловой, а вторая картинной, изобразительной, так как в ней словами рисуются картины, которые слушающий или читающий представляет себе.
  3. Обучаясь созданию речевых произведений, первоклассники осваивают конкретные жанры: устное воспоминание, записку, телеграмму, поздравление; знакомятся со структурой письма и пишут свое первое письмо – учительнице. Слайд 4.

Ориентация на обмен записками детей и родителей требует, конечно, специального разговора с родителями, объяснения им своего замысла, причем касающегося не только обучения, но и воспитания школьников. Записка в общении близких – это проявление внимания людей, заботы друг о друге. Хорошо, если этот способ общения принят в семьях. Мы придумываем речевые ситуации, позволяющие органично использовать записку как способ общения ребенка с кем-то из взрослых, сверстников.

Дети знакомятся со структурой записки: обращение, текст записки и обязательно подпись. В учебнике приводятся примеры записок школьников, причем, авторы сделали замечание о том, что “ребята разрешили прочитать их записки”. Необходимо поинтересоваться, понимают ли учащиеся, почему авторы сделали это замечание. Существующую элементарную норму, закон для воспитанного человека: нельзя брать чужие личные вещи, нельзя без разрешения читать письма, записки, которые не тебе адресованы, мы обязательно объясняем.

(Примеры детских записок. Слайд 5.)

Знакомство с особенностями письма, с его структурой происходит на фоне более широкого разговора об общении людей:

– Любите ли вы с кем-то делиться своими мыслями, чувствами, рассказывать о каких-то событиях своей жизни, о планах? Но всегда ли тот человек, с кем хочется поделиться, бывает рядом? Как поступают в таких случаях? Высказываются мысли о том, что люди пишут письма друг другу. Письмо – это тоже речь, только письменная. Напоминаем о требованиях к речи, обсуждаем, какие письма приятно получать. После знакомства со структурой письма выясняем, чем письмо отличается от записки. Обращаем внимание на то, что вежливый человек чаще всего в письме не только рассказывает о себе, но и проявляет интерес к тому, кому он пишет, поэтому задает ему вопросы. Учимся коллективно писать адрес школы, дома же дети под руководством взрослых напишут свой адрес. Результатом всей подготовительной работы является написание писем учительнице. (примеры писем. Слайды 6,7)

Во 2-м классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Важное понятие, которое вводится во 2-м классе, – текст. Одновременно с ним второклассники узнают и два других: тема и основная мысль. С этого момента начинается целенаправленное формирование основных текстовых умений: осознавать тему и основную мысль текста, отбирать в соответствии с ними необходимые сведения, последовательно располагать и излагать их. Дети учатся тщательно обдумывать, а потом, после записи, улучшать свои тексты. В этом им помогают вводимые во 2 классе памятки “Текст” и “Редактор”. (слайд 8)

Второклассники продолжают учиться создавать высказывания уже знакомых жанров (записки, письма, воспоминания, поздравления), а также осваивают новые, овладевая при этом как разговорно-художественной (“картинной”) речью, так и деловой: они сочиняют загадки и пишут мини-инструкции в виде кулинарных рецептов. По-прежнему большое значение придается становлению устной деловой речи – способности излагать изучаемый материал, вести рассуждения и объяснять принятые решения.

Остановимся подробнее на работе над этими жанрами. При анализе известной загадки: На зеленой тонкой ножке

Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал,
И растаял этот шар.

Уточняем, как она устроена. На доске появляется перечень основных признаков:

1. Предмет не назван.
2. Назван другой, похожий на него.
3. Показаны важные признаки.
4. Рифма.

На доске появляется рисунок бочки.

– Можно использовать слово бочка ? (Нет.)

– На что, на кого похожа бочка? (На дом, на самовар, на женщину в широком платье.)

Из нескольких сравнений выбираем: похожа на толстую женщину в широком платье.

– Какое слово подойдет, чтобы заменить предмет?

(Выбор делается из слов на доске: бочка, кадка, малышка, толстуха, толстушка.)

Останавливаемся на слове толстушка.

Записывается первая строчка: Стоит толстушка.

–  Из чего сделана бочка? (Из дерева.)

– Какой же живот у этой толстушки? (Деревянный живот.) (2-я строчка).

– Для чего нужна бочка? (Воду хранит.)

– Обсуждаем, все ли удачно. (Нет рифмы.)

В результате подбора рифмы получилось:

Стоит толстушка,
Деревянный живот,
Воду бережет. (слайд 9, 10)

Дети записывают загадку в тетрадь, чтобы не забыть и загадать друзьям, домашним. Проведенная работа подтолкнула детей к самостоятельному творчеству. Они стали пытаться сами сочинять загадки.

Не солнце, не луна.
Не греет, не дымит,
А светит и горит. (Лампа.)

Не человек, а говорит.
Сказки сказывает.
Утро и вечер вещает,
Новости освещает. (Телевизор.)

Но речевая работа не должна ограничиваться лишь развитием художественного стиля речи детей. В практике общения им нужна и деловая речь, в частности, конструктивная. Как что-то сделать – вот тот тип высказывания, которым, как мне кажется, должны постепенно овладеть младшие школьники. Для начала обучения подходит жанр кулинарного рецепта. Всю поэтапную работу нам подсказывают страницы нашего учебника. Научившись составлять рецепты, мы устраиваем конкурс на лучший кулинарный рецепт, причем, каждый должен попытаться сам создать свой рецепт.

В 3-м классе продолжается работа над созданием текстов. Проводится обучение рассказам о словах, построение повествования и описания предмета; у школьников формируется умение строить предложения со значением оценки, выражая в них главную мысль текста или его части. Ребята знакомятся с жанром этюдов. Названные понятия вводятся в четвертой четверти, но речевая подготовка ведется на протяжении всего учебного года.

Речевые уроки 3-го класса носят названия:

  • “Учимся рассказывать о словах”,
  • “Учимся рассказывать о действиях”,
  • “Рисуем словесные картины и учим друг друга”,
  • “Продолжаем учиться хорошей речи”,
  • “Еще немного из истории слов”,
  • “Оцениваем, описываем, повествуем”,
  • “Рисуем словесные этюды”. (слайд 11)

Причем, уроки развития речи запланированы в конце изучения большой темы, чаще всего, в конце четверти, 4–5 уроков подряд. Такая работа способствует более полному целенаправленному речевому развитию.

Хочется обратить внимание на первую тему. Тексты о словах неоднократно предлагаются для изложения. Так, дети узнают истории происхождения слов подушка, красная строка, столица, каникулы и др.

В теме “Оцениваем, описываем, повествуем” расширяются знания и оттачиваются речевые умения. Если в течение года при изучении частей речи учащиеся практически осваивали особенности построения текстов разных типовых значений, то здесь вводятся понятия: повествование, описание предмета, оценка действительности. Кроме того, небольшие словесные зарисовки выделяются в особый жанр: этюд. Авторами учебника введен прием, который помогает ученикам лучше понять особенности типов речи и научиться практически их разграничивать. Это прием кино- или фотосъемки: если то, о чем говорится, можно передать в одном кадре – перед нами описание; если нужно несколько кадров – повествование; нельзя передать в кадре – это оценка действительности или рассуждение. Повторение всех ранее освоенных жанров в конце 3 класса предлагается в виде кроссворда. (слайд 12)

Ответы в кроссворде: телеграмма, записка, загадка, поздравление, письмо, инструкция, рецепт, воспоминание, этюд, викторина.

В соответствии с ним мы предлагаем ребятам сочинять загадки, составлять телеграммы, инструкции, писать воспоминания об интересных событиях учебного года, поздравления с его окончанием, рисовать (по воображению) летние этюды и т.п. В результате появились такие работы.

(слайд 13 – Что я узнала на экскурсии в музее)

Представления учеников о видах текстов и их строении в 4 классе пополняются благодаря знакомству с рассуждением и новыми жанрами (дневниковая запись, объявление, объяснительная записка, рассказ и др.)

Один из первых речевых уроков в 4 классе называется “Делаем дневниковые записи”. Здесь ученики знакомятся с назначением личного дневника и особенностями оформления в нем записей. Авторы так объясняют введение в учебник этого жанра.

По заключению психологов, личный дневник может стать одним из способов психологической разгрузки школьника, снятия стресса. Так пусть ребята узнают о возможности выплеснуть свои мысли и чувства на бумагу. Конечно, запись в “личный дневник”, которая делается на уроке, – это не ведение такого дневника, а только обучение ему. И все же в отдельных случаях мы не обязываем сдавать эти записи на проверку, а лишь предлагаем сделать это, тем самым создавая условия для добровольного решения вопроса ребенком.

(слайд 14 – Экстремальная поездка)

Четвероклассники осваивают понятие “Пересказ от 3 лица”, начинают учиться самостоятельно работать над изложением. В связи с этим вводится памятка “Как писать изложение”. (слайд 15)

Познакомившись с понятием выборочное изложение, четвероклассники начинают учиться осуществлять такой пересказ.

На последних уроках первой четверти происходит знакомство с особенностями объявления как речевого жанра. Редактирование чужих объявлений помогает ребятам лучше понять специфику жанра, чтобы потом потренироваться в создании собственных.

“Размышляем, фантазируем, рисуем…” В этой теме можно ограничиться пересказом сказки, а можно сочинить свои. Так появилась сказка “Волшебный клен”, которую сочиняла Иванова К. (с помощью мамы), затем она была напечатана в Амурской областной газете для детей “Классная газета”. (слайд 16)

В одном из выпусков этой газеты было также напечатано летнее воспоминание Курмачевой Алены “С днем рождения, Артем!” о том, как она побывала на дне рождения шахтерского города Артема. (слайд 17)

В школьной газете “Школьная правда” в рубрике “Проба пера” печатались стихи Лемзяковой Ангелины, Кожиной Натальи, Савинковой Екатерины. (слайд 18, 19)

Так, ведя детей от жанра к жанру, обучая созданию как художественных, так и деловых текстов, мы помогаем младшим школьникам накапливать реальный речевой опыт, учим их речевому общению, побуждаем к творчеству. Ученица 4 класса Кожина Наталья создала книжку-малышку, которая была опубликована в журнале для детей Амурской области “Наш весёлый городок”. Это работа была отмечена дипломом и подарком. (слайд 20)

Собрание сочинений к концу 4 класса выглядит так: (слайд 21)