Занятие по ознакомлению с окружающим детей среднего дошкольного возраста по теме "Путешествие в осенний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Формирование экологической культуры через наблюдения и экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • создать условия для обобщения представления детей о лесе и его обитателях в осенний период;
  • уточнить и расширить знание детей о свойствах воды и воздуха;
  • Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе, доброе отношение друг к другу.

Оборудование: посох, картинки животных, осенние листья, камни, песок, водоросли, пластмассовые рыбки, еловые шишки, баночки с водой.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель:

В круг ребята становитесь,
Но за руки не беритесь,
А послушайте загадку
И скажите мне отгадку.

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся
Как это время года зовется?

Дети: Осень.

Воспитатель:  Дети, а вы хотите отправиться в осенний лес?

Дети: Да.

(стук в дверь)

Воспитатель: Интересно кто же это? Вы тихонечко постойте, а я пойду, посмотрю.

(воспитатель подходит к двери и приносит куклу, одетую в костюм лесовика)

Лесовичек: Кто здесь в лес собрался, а меня не спросил? А вы знаете кто я?

Дети: Нет.

Лесовичек:

Это я – седой старик,
Называюсь лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.

В лес собрались, хорошо. Но пока мне не скажите правила поведения в лесу, никуда вас не пущу. Вот мой посох, друг другу передавайте, да правила леса скорей называйте.

Игра «Волшебный посох»

(дети называют правила поведения в лесу)

Лесовик. Молодцы, по этой тропинке пойдете и на полянку попадете.

Основная часть

Воспитатель: Вот и пришли мы на полянку

(звучит музыка)

Ребенок:

Здравствуй, лес,
Волшебный лес,
Полон сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи,
Ты же видишь: мы свои.

Воспитатель: Перепутали животные свои домики. Растерялись. Не знают, как зиму зимовать. Давайте поможем им найти свои домики.

Воспитатель: Как называется зимнее жилище медведя?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Что белка готовит себе на зиму?

Дети: Грибы, шишки.

Воспитатель: Где она живет?

Дети: В дупле.

Воспитатель: Где живет лиса?

Дети:  В норе.

Воспитатель: Есть ли жилье у зайца?

Дети: Нет. Он прячется от врагов в глубоком снегу.

(дети заселяют животных в свои домики)

Воспитатель: Молодцы дети, помогли животным найти свои домики, теперь им не страшно зиму зимовать.

Игра «Осень в гости к нам пришла»

Дети:

Осень в гости к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает,
С дерева листы срывает.

Листья на ветру кружатся
И под ноги к нам ложатся,
Но, а мы гулять пойдем
И листочки соберем.

(дети под музыку исполняют песню и сопровождают действиями)

Воспитатель: Березовый листок, лети ко мне в кузовок, кленовый листочек лети ко мне в кузовочек и т.д.

Опыты с водой

(звучит запись: шум моря)

Воспитатель: Дети, а что за шум вы слышите?

Дети: Вода шумит.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь неподалеку есть маленькое озеро. Давайте подойдем к нему. Что вы видите на дне озера?

Дети: Камни, песок, водоросли, рыбок.

Воспитатель: Вода какая?

Дети: Прозрачная, бесцветная, мокрая, холодная.

Воспитатель: Мимо пролетела ворона и уронила перо в озеро, почему оно не утонуло?

Дети: Оно легкое.

Воспитатель: Возьмите камень. Какой он? Что произойдет, если его бросить в воду?

(высказывания детей)

Вывод. Перо легче воды, оно не тонет. Камень тяжелый, он тонет в воде.

Воспитатель: Озеро подарило нам волшебные капельки, давайте возьмем по одной и найдем себе товарища с такой же капелькой.

(дети по цвету капельки находят себе товарища и проходят за столы, где лежит такая же капелька)

Опыты с воздухом

Воспитатель: Возьмите трубочку, подуйте на ладошку. Что вы чувствуете?

(ответы детей)

Воспитатель: Подуйте в воду. Что вы видите?

Дети: Появляются пузырьки.

Вывод. Воздух легче воды.

Опыты с песком.

Воспитатель: Дети, а вам понравилась наша прогулка?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте лесовичку сделаем приятное, испечем пирожки. На опушке леса много песка, из него и сделаем пирожки.

(дети трогают сухой песок, пересыпают его в ладошках)

Воспитатель: Песок какой?

Дети: Сухой, сыпучий, прохладный.

Воспитатель: Можно ли из него слепить пирожки?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что для этого нужно сделать?

Дети: Полить его водой.

(дети поливают песок водой, смотрят как она впитывается и затем лепят из песка.)

Итог

Лесовичек: Спасибо дети за подарки. Мне очень понравилось, как вы вели себя в лесу. Вы хорошо знаете правила леса, и я приглашаю вас в гости в зимний лес.

(он дарит детям корзину с яблоками)

Литература

1. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Издательство «Т. Ц. Сфера» 2004.

2. О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» 2006.