Авторская программа: "Я хочу быть здоровым"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель программы:

  • развивать культуру здоровья у детей и подростков;
  • научить школьников ответственно относиться к своему здоровью;
  • научить распределять физические нагрузки в разный период физиологического развития (правильно и рационально составлять режим дня)
  • помочь детям с ослабленным здоровьем адаптироваться в школьной среде, используя специальные физ. упражнения;
  • научить детей оценивать свое физическое развитие и уровень физической подготовленности;
  • привлечь родителей  в помощи укрепления здоровья своих детей;
  •  помочь школьникам стать здоровыми и счастливыми.

Компоненты программы:

  • учебная программа
  • исследовательская работа
  • оздоровительные мероприятия
  • внеклассные мероприятия (участие в школьных и городских соревнованиях, в неделе «Здоровый образ жизни», днях здоровья, выпусках газет, тематических классных часах, в проведении родительских собраний.)
  • мониторинг оценки физического здоровья и резистентности (учет заболеваний в течение учебного года)

Задачи программы:

дать:

  • знания о здоровье и здоровом образе жизни, культуре здоровья.
  • оценку развития здоровья конкретной группы детей

научить:

  • составлять свой режим дня
  • восстанавливать здоровье (аутотренинг, музыкотерапия)
  • комплексам физических упражнений при различных заболеваниях (сердечнососудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы (ДЦП).

воспитать:

  • культуру самообразования;
  • культуру ЗОЖ

формировать:

  • нравственные убеждения;
  • достоинство;
  • терпимость;
  • здоровую и морально устойчивую личность.

Категория учащихся: подростки 14-15 лет.

Объем программы:  34 часа – 1 час в неделю.

Реализация программы:

  1. Ежегодно проводить анализ результатов медицинского обследования  и доводить его до сведения родителей.
  2. Ежегодно проводить отслеживания  оценки физического развития конкретной группы
  3. Создать банк данных (карту развития) школьника и учета заболеваний в течение уч. года.
  4. Создать из числа учащихся группы с отклонениями в здоровье (зрение, ОДС, нервно-психологические заболевания).
  5. Разработать методические рекомендации для родителей по укреплению здоровья детей.

Пояснительная записка

Общеизвестно, что одним из основных показателей уровня развития государства и его социального благополучия являются показатели продолжительности жизни и состояния здоровья. Его гражданские социально-экономические изменения, в нашей стране в конце 20 в начале 21 века привели к катастрофическому снижению человеческого потенциала.
Наша  жизнь постоянно преподносит примеры того, как очевидно нарушается соотношение требований к разуму и телу: первые из них завышены, а вторые занижены. Как следствие – деградация современного человека гиподинамия, недостаток естественных движений. А это патология сердечнососудистой системы, и отклонения в осанке, быстрая утомляемость, вялость, огромное число простудных заболеваний, плохое усвоение учебного материала, отклонения в психике.

По словам В. А. Фетисова, более половины юношей и девушек, оканчивая школы, уже имеют 2-3 хронических заболевания, и в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последние 12 лет годных к военной службе с 92% сократилось до 67%, а временно не годных возросло в 5 раз. Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физ. подготовленности. Таким образом, в России на сегодняшний день сложилась тревожная ситуация, судящая довольно мрачные перспективы развития государства.

Ребенок – наше продолжение наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжелая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребенка нужно потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач здоровья сбережения может помочь ребенку сохранить здоровье.

Формирование всесторонне развитой личности – важная задача школы. Современные дети и подростки часто не имеют четкого представления о закономерностях процессов, протекающих в  их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения, способах поддержаниях высокого уровня работоспособности, культуре физической  деятельности, т.е. не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящие время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе. В обращении президента РФ к федеральному собранию одним из важных аспектов в образовании выделено здоровье ,поэтому именно реализация этой программы внесет свою лепту в воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения.

Учебно-тематическое планирование

Содержание

Часы

Практическая часть

ЗУН

Форма работы

Дидактическое оснащение

1. Введение. Заполнение листков здоровья. 1     беседа Книга рекордов Гиннеса, медицинские карты
I  

Систематизация структуры здоровья

2        
1 Критерии оценки здоровья детей 2 Определение физического развития (масса,
окружность грудной клетки, осанка)
Знать понятия:
физическое развитие,
осанка;
научить определять нарушения ОДС
исследование Весы, метр.
II Новая методология адаптивного физического воспитания 7        
2 Средства физического воспитания 1   Туризм,
танцы,
закаливание
беседа  
3 Физические упражнения: активные и пассивные 1   Произвольные движения,
Расслабление,
восстановление
игра Комплексы упражнений
4 Скоростно-силовые упражнения 2 Веселые старты Координация,
инертность,
выносливость
игра Спортивный зал, спорт. инвентарь
5 Беседы с родителями 1 Собрание «Генетика, природа и здоровье» Наследственность, традиции,
предрасположенность.
беседа  
6 Подвижные игры 2 Разучивание игр Психологический настрой,
восстановление дыхания,
развитие памяти
игра Спорт. инвентарь
III Методы адаптивного физического воспитания 2        
7 Занятие – рекомендации «как составить режим дня» 1 Родительское собрание «Портрет индивидуальных особенностей ребенка» Хронометраж,
рациональное время
Лекция, беседа Проект режим дня
8 Я составляю свой режим дня 1 Составление плана-сетки   проектирование Тетрадь, альбом
IV Формы адаптивного развития 3        
9 Физкульт
паузы – профилактика гиподинамии
2 Упражнения для позвоночника
Дыхательные
Самомоссаж
Гимнастика для глаз
Элементы упражнений игра Комплексы ф. пауз
10 Динамические перемены – активный отдых 1   Научить упражнениям для расслабления,   а также развивающие восприятие. игра  
V Методы исследования индивидуальных особенностей детей. 10        
11 Оценка физ. здоровья 1     Наружный осмотр  
12 Осанка:
Кифоз, лордос,
сколиоз
1 Выявление кривизны позвоночного столба. Форма спины    
13 Определение развития мускулатуры 1        
14 Плоскостопие 1 Исследование свода стопы   исследование Гуашь, альбом
15 Форма ног, тип телосложения 1   Атлет, астеник,
X-образная,
О-образная форма.
исследование  
16 Объем грудной клетки, моя масса тела 1     Посещение ФАПа Весы, метр
17 Определение индекса Брока 1 Практическая работа   исследование Индивид. карта.
18 Индекс Кетле 1 Практическая работа   Исследование Индивид. карта.
19 Грудной показатель 1 Практическая работа   исследование Индивид. карта.
20 Антропометрические показатели 1 Практическая работа   исследование Индивид. карта.
VI Дети с ослабленным здоровьем 4        
21 Адаптивная физкультура 1   Лечебная физкультура    
22 Утренняя гимнастика 1   Комплекс зарядки для девочек мальчиков    
23 Самочувствие, сон, аппетит 2        
VII Лечебные упражнения 5        
24 С-С-С, гипертония, гипотония, бронхит 4 Разучивание и проведение лечебной гимнастики      
25 Лето. Закаливание организма 1 Туризм, Школа безопасности.      

Литература:

  1. Антропова М.В. Образование и здоровье школьников. Методические рекомендации для работников системы образования. М.1988.
  2. Антропова М.В., Л.М. Кузнецова. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф».2002.
  3. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука.1992.
  4. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. АСТ. Астрель. М. 2003.
  5. Безруких М.М. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. М. 1994.
  6. Потапчук А.А. Осанка и физическое здоровье детей. Санкт-Петербург. 2001.
  7. Сапин М.Р. Анатомия человека. В 3 т. «Джангар» 1998.
  8. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М. Медицина. 1992.

Приложение 1

Приложение 2