Активизация познавательной деятельности на уроках географии: «Высотная поясность в Андах»

Разделы: География


Тема: Высотная поясность в Андах.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применяя их в знакомой и новой учебной ситуации средствами компьютерной технологии, с элементами исследовательской деятельности в форме ГСО.

Образовательная цель: сформировать у учащихся представления о причинах изменения природы в горах на примере Анд.

Развивающая цель: продолжить формирование умения характеризовать природные пояса в горах; решать проблемные задачи.

Воспитательная цель: воспитание интереса к предмету. Развитие эстетического вкуса, гармоничного цветового восприятия.

Методы: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: Физическая карта Южной Америки. природные зоны Южной Америки, атласы VII кл,  таблица «Высотные поясность в Андах», таблица «Животный мир Анд» компьютер, компьютерная презентация,  игра геолото «Высотная поясность»,

Методы познания: картографический, исторический, практический, сравнительный, прогноза.

Презентация

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Игра «Пятый лишний» (слайды 3, 4)

II. Целеполагание

– Мы изучаем высотную поясность Анд и изменения природы человеком. Что мы уже знаем об этом? (учитель выписывает на доске). Что же вы хотите еще узнать?

ЗНАЕМ!                           УЗНАЕМ!

(Вопросы записываем на доске)

– Как происходит изменение природных зон в горах?
– Какие закономерности влияют на размещение природных зон?
– Как изменена природа человеком?
– Какие меры применяют для возобновления и сохранения природы этого материка?

III. Мотивация

– А начать я хочу с легенды о вожде индейского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа.
«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», — говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвертому, с веткой крушины. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».
Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. Перед вами лежит горная система — Анд. И в конце урока ответьте мне на вопрос: почему вождь индийского племени отдал самую большую дань признания юноше, который пришел с пустыми руками? Если выполните все, окажетесь на вершине горы, и в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин географии будет преодолена. Итак, в путь. (Слайд 5)

IV. Актуализация знаний

– В каких природных зонах находится Ю. Америка?
– Почему они изменяются при движении с севера на юг?
– Как называется явление смены природных зон по широте?
– Назовите ключевые слова этого определения. (Слайд 6)

V. Изучение нового материала

I блок.  Высотная поясность в Андах.

– Назовите ключевые слова определения «Высотная поясность»
Почему в горах происходит смена природных поясов?
Впервые  – открыл и описал высотную поясность А. Гумбольт немецкий географ  во время своего путешествия в Ю.Америку. (Слайд 7)

Ученики рассматривают таблицу «Высотная поясность в Андах».

Отвечают на вопросы:

– Сравните две таблицы на доске «Высотная поясность « и «широтная зональность»
– Везде ли в горах будет одинаковое кол-во природных поясов
– От чего это зависит?
– Какие закономерности расположения природных зон вы выделите?

Закономерности:

Смена высотных поясов в горах происходит значительно быстрее, чем смена зон на равнинах;
Первый пояс всегда соответствует природной зоне, в которой находиться гора;
Чем выше горы, тем больше набор природных зон;
Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы.

Демонстрация слайдов «Закономерности размещения природных зон в горах» (Слайд 8)

(Записывают в тетрадь)

Закрепление I блока.

– От чего зависит набор природных зон в горах?
– Какая зона образует первый пояс гор?
– В каких горах будет больше всего природных поясов?
– В чем отличие смены природных зон в горах и на равнине?

Игра географическое лото «высотная поясность» (Слайд 9)

II блок.  Изменение природы человеком

– Воздействие на природу континента началось много лет назад, и были они не значительны. Начиная с XV Iв с приходом на материк европейцев началось хищническое использование природных богатств.

Самостоятельная работа. Используя текст учебника, заполните таблицу: Изменение природы человеком.

Закрепление II блока

Вопросы:

– В чем сказалось отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу материка?
В каких природных зонах особенно велики изменения природы под влиянием деятельности человека?
Какие меры применяют для возобновления и сохранения природы этого материка?
Найдите на карте национальные парки.

VI. Закрепление

– А теперь пришло время  ответить мне на вопрос: почему вождь индийского племени отдал самую большую дань признания юноше, который пришел с пустыми руками? Правильно дети. И мы  с вами  выполнили все, и оказались  на вершине этих замечательных гор, Горы, вершины которых покрыты  снегом, Горы – вершины которых спрятались за облаками, горы - где встречаются Альпака – один из видов лам с исключительно тонкой и нежной шерстью. Кондор – самая крупная летающая птица с размахом крыльев более 3 м. Шиншилла – грызун с самым густым и мягким мехом. И самое главное в ваших глазах сияет победа. И еще одна из вершин географии преодолена нами.

Демонстрация презентации «Горы Анды» (Слайды 10, 11)

VII. Домашнее задание

I уровень: §30.п.5, 6.
II уровень: Географы считают Ю.Америку материком многих природных «рекордов». Назовите их.
III уровень: Составить компьютерную презентацию «Природа Ю.Америки» (Слайд 12)

VIII. Подведение итогов

Педагогическая рефлексия:

– Какие цели были поставлены сегодня на уроке?
– Как были они достигнуты.
– Что мы узнали, чему научились?
– Каким способом деятельности мы этого достигли?
Социальная рефлексия:

– Комфортно ли было вам на уроке?
– И в заключении я тоже как вождь индийского племени хочу отдать вам большую дань признания и вместо ветки-символа поставить вам хорошие оценки.

Литература:

  1. Журнал «География в школе» № 2 1998 г.
  2. Н.Л.Галеева Н.Л.Мельничук. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии. М.2007 г.
  3. Современный урок географии. Ч 6. методические разработки уроков для 7 класса под.ред. И.И.Бариновой – М.: Школьная Пресса, 2003 г.
  4. Коринская В.А, Душина И.В, Щенев В.А. География материков и океанов. Методическое пособие 7 класс. М, Дрофа  2000 г.