Внеклассное занятие по математике в 3-м классе "Как люди научились записывать числа"

Разделы: Начальная школа


Цели: прививать интерес к математике, знакомство с историей развития математики, развивать мышление, память, воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.

I. Вступительная беседа

В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Когда люди еще не умели делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде отложенных ракушек и камешков, в виде узелков, завязанных на ремне или веревке.

Очень разные и порой даже забавные цифры у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. А «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы написать 15, надо ставить 5 палочек и одну подкову. И так до сотни. Для сотни придуман был крючок, для тысячи - значок в виде цветка. Десять тысяч обозначали рисунком пальца, сто тысяч – лягушкой, а миллион фигурой человека с поднятыми руками (рисунки).

Ученики записывают числа с помощью значков

Значительно позднее появилась римская нумерация. Вот посмотрите римскую нумерацию: I – один, II – два, III – три. На руке человека пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако рисунок руки делали очень простым. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком Y, и этот значок стал обозначать цифру 5.

А сколько записано здесь: VII? VIII?

А как записать десять? (двумя пятерками, только одна из них перевернута)

А где в наши дни употребляются римские цифры? (на часовом циферблате, в книгах обозначают часть, главу, век)

Дети решают примеры, записанные римскими цифрами.

После того как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записывать, применяя буквы (рисунок)

Способ записи чисел, которым мы пользуемся сейчас, был создан в Древней Индии, и перевезен в Европу арабами. Поэтому мы называем их арабскими цифрами. Но правильнее их называть все-таки индийскими.

- Вы познакомились с образованием чисел и сегодняшнее наше занятие посвящено числам. Но мы не только будем говорить о цифрах и числах. Мы будем считать, решать, отгадывать, проявлять смекалку.

Летит выше звезд математика наша
Уходит в моря, строит здания, пашет.
Сажает деревья, турбины кует
До самого неба рукой достает.

II.  Проведение конкурсов

1. Загадки (по ходу отгадывания загадок, на доске вывешиваются цифры)

Вот шея гибкая,
Вот тело,
К воде склонилась голова.
Ты птицу нарисуй умело,
И это будет цифра …(«два»)

Налитая, симпатичная
Цифра самая отличная («пять»)

Летом траву я кошу на лугах,
Зимою я на гвозде в сенях («семь»)

Я – горбатая старушка,
Или стружка-завитушка,
Или ласточка, смотри («три»)

Делал Егорка с мамой уборку,
Опрокинул стул в квартире,
Стал тот похож на цифру …(«четыре»)

Похожа эта цифра на крючок,
А может, на обломанный сучок.
На одной ноге в болоте,
Вы меня легко найдете («один»)

Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружков.
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружок («восемь»)

Я важней всех потому,
Что запутать вас могу.
Если я перевернусь,
То другою окажусь («девять»)

Цифра эта – дверной замок:
Сверху крюк, внизу - кружок  («шесть»)

С нулем гуляет единица.
Не может с ним наговориться («десять»)

2. Задачи – шутки

Что легче: килограмм ваты или килограмм железа?

Курица на двух ногах весит 2 килограмма. Сколько весит курица на одной ноге?

В клетке находилось 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться?

Два колхозника шли из деревни в город, а на встречу им еще пять колхозников. Сколько колхозников шли из деревни в город?

3. Игра «Семеро одного не ждут»

Начинают играть 8 человек. Они становятся по кругу. Внутри круга 7 кеглей. Под музыку ребята ходят по кругу и выполняют различные движения. Вдруг музыка заканчивается – все стараются схватить кегли. Тот, кому кегли не досталось, выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется один участник.

4. Собери пословицы

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глазу.

 - Какие еще пословицы  вы знаете?

5. Ребусы

ко100чка

по100вой

40а

по2л

Р1а

ви3на

3тон

па3от

6. Задачи в стихах

В зоопарке я стоял,
Обезьянок все считал:
Две - играли на песке,
Три – уселись на доске,
А двенадцать - спинки грели.
Сосчитать вы их успели? (17)

Ежик по лесу гулял
И грибочки собирал:
Белых три и два опенка,
Две лисички, три масленка,
Большую волнушку нашел он под елкой.
Сколько грибов у ежа на иголках? (11)

Есть у нашего Андрейки
Шесть монет по две копейки
На покупку сладкой плюшки
Сколько денег у Андрюшки? (12)

Мышка зерна собирала,
По два зернышка таскала.
Принесла уж девять раз.
Каков Мышкин стал запас? (18)

Кормушки повесили дети для птиц.
Туда прилетели десять синиц,
Четыре вороны, шесть снегирей,
Сорока-воровка и с ней воробей.
Кто на вопрос побыстрее ответит,
Сколько же птичек увидели дети. (22)

Я сегодня рано встала,
Кукол всех своих считала:
Три матрешки – на окошке,
Две матрешки – на перинке,
Пупсик с Катей, Буратино,
И Петрушка в колпачке
На зеленом сундучке.
Я считала, я трудилась,
Но потом со счету сбилась.
Помогите мне опять
Кукол всех пересчитать. (9)

III. Чтение стихов о математике

Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом и при том,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!

Почему корабли
Не садятся на мель,
А по кругу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
Ма-те-ма-ти-ка!

Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо, прежде всего,
Математику знать,
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Ма-те-ма-ти-ка!

IV.  Подведение итогов, награждение победителей

 - Что нового, интересного узнали на занятии?