Фронтальное лексико-граматическое занятие на тему "Домашние животные"

Разделы: Логопедия


Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательная задачи:

  • уточнить, систематизировать словарь по теме,
  • формировать слоговую структуру слов,
  • формировать грамматически правильную речь.

Коррекционно-развивающая задачи:

  • развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук,
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, голос, фантазию, мимику, речевое дыхание, навыки ориентировки в пространстве.

Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать доверительные и партнёрские отношения в коллективе.

Оборудование:

  • песочница с песком,
  • миниатюрные фигуры домашних животных, автомобилей, домов, людей, деревьев,
  • аудиозапись с голосами домашних животных.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит аудиозапись с голосами домашних животных.

Логопед. Чьи голоса вы слышали?

Дети. Голоса домашних животных.

II. Введение в тему.

Логопед. Ребята, где живут домашние животные?

Дети. Рядом с человеком.

III. Сообщение темы занятия.

Логопед. Сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в деревню, где живут домашние животные.

IV. Изучение нового.

Логопед. Перед вами сказочная деревня.

Логопед показывает на песочницу с расставленными в ней миниатюрными фигурками.

Логопед. Придумаем название этой деревни.

Дети придумывают название деревни.

Логопед. Послушайте, что произошло в этой деревне. Недавно в деревню прилетел инопланетянин (человечек с другой планеты) он засыпал всех домашних животных песком.

1. Дидактическая игра «Найди домашнее животное».

Логопед. Нам нужно найти домашних животных. А в этом нам поможет письмо жителя деревни.

Логопед читает письмо.

Логопед. Первое домашнее животное находится около дерева. Вам нужно найти дерево, раскопать песок около него и найти домашнее животное.

Логопед. Кого вы нашли?

Дети. Корову.

Логопед. Второе домашнее животное находится около красной машины.

Найдите красную машину и раскопайте около неё песок.

Логопед. Кого вы нашли?

Дети. Собаку.

Логопед. Третье домашнее животное находится около белого камня. Найдите белый камень и раскопайте песок около него.

Логопед. Кого вы нашли?

Дети. Козу.

Логопед. Четвёртое домашнее животное находится около чёрного камня. Найдите и раскопайте песок около него.

Логопед. Кого вы нашли?

Дети. Лошадь.

Логопед. Пятое домашнее животное находится около синей машины.

Логопед. Найдите синюю машину и раскопайте около неё песок.

Логопед. Кого вы нашли?

Дети. Свинью.

Логопед. Шестое домашнее животное находится около розовой машины.

Найдите розовую машину и раскопайте около неё песок.

Логопед. Кого вы нашли?

Дети. Овцу.

Логопед. Вот и нашли мы всех домашних животных, назовём их.

2. Дидактическая игра « К кому подходит человечек?»

Логопед. Ребята, посмотрите, к домашним животным приближается маленький человечек. Назовём, к кому из домашних животных подходит маленький человечек.

Отвечаем полным предложением.

Дети. Маленький человечек подходит к корове, к собаке, к козе, к лошади, к овце, к козе.

3. Дидактическая игра « Волшебные домики».

Логопед. А чтобы инопланетянин не заколдовал домашних животных, нам с вами нужно на песке начертить волшебные домики.

Первый домик – это круг. Второй домик- это треугольник.

Дети на песке чертят домики.

4. Дидактическая игра « Домики».

Логопед. А теперь расселим домашних животных по домикам. В круг поселим тех домашних животных, в названии которых два слога, а в треугольник тех домашних животных, в названии которых три слога. Назовём домашних животных, в названии которых два слога, три слога.

5. Психогимнастика.

Логопед. Посмотрите, ребята, инопланетянин подошёл к домикам, увидел в них домашних животных и удивился, потом улыбнулся. Дети изображают эмоции инопланетянина. Человечку понравились домашние животные, и он решил не забирать их с собой на планету.

V. Физминутка. «Игра с песком» (на напряжение и расслабление мышц рук). Автор М. И. Чистякова

Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удерживать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками.

VI. Закрепление.

6. Дидактическая игра «Три слова».

Логопед. Выпустим домашних животных из домиков. Для этого нужно громко произнести три слова: лошадь, коза, овца.

Дети произносят слова.

Логопед. Посмотрите, исчезли домики?

Дети. Нет.

Логопед. Значит нужно снова повторить заклинание шёпотом с закрытыми глазами: собака, корова, свинья.

Логопед. Закройте глаза и произнесите заклинание.

Дети произносят заклинание, потом открывают глаза и домики «исчезают» (песок разравнивается).

Логопед. Вот мы и выпустили из домиков домашних животных.

7. Дидактическая игра « Расскажи о животном».

Логопед. Ребята, расскажите маленькому человечку о каком-либо домашнем животном.

Дети составляют несколько предложений о животном.

Логопед. Человечек с другой планеты доволен вашими рассказами. На память он хочет сфотографировать домашних животных, но у него волшебный фотоаппарат, который фотографирует рисунки с песка.

8. Дидактическая игра «Фотографии».

Логопед. Ребята, нарисуйте домашнее животное на песке, чтобы инопланетянин смог его сфотографировать.

Дети рисуют на песке домашних животных.

VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед. Дети, где мы сегодня с вами побывали?

Дети. Мы побывали в деревне.

Логопед. Что мы делали в деревне?

Дети. Помогали домашним животным.