Литературные игры для 5-х классов, посвященные творчеству Д.Н. Мамина-Сибиряка

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Познакомить с творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка.
  • Развивать читательский кругозор учащихся.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

Звучит музыка.

"Он был как обломок яшмы, красивой, узорчатой яшмы, занесённый далеко от родных гор".

Д. Н. Мамин-Сибиряк:Рослый, широкоплечий, с открытым лицом и чудными, немного задумчивыми глазами. Он выделялся в любой толпе. Характер был подстать внешности, такой же необузданный, вспыльчивый, но и мягкий, добрый одновременно. Даже его псевдоним, Мамин-Сибиряк, как будто уже нёс в себе тепло родного дома, парного молока и добрых материнских рук.

Сегодня мы обращаемся к творчеству Мамина-Сибиряка в связи со 155-летием со дня его рождения - проведём литературные игры и узнаем, кого можно назвать знатоками творчества Мамина-Сибиряка. Судить будет справедливое жюри:

В литературных играх принимают участие учащиеся 5-х классов. Давайте познакомимся с командами. Каждая команда представляет своего капитана и говорит название команды.

Вначале нашей игры предлагаю вспомнить сказки Мамина-Сибиряка. Именно сказки вы слышали и читали с самого детства. Наиболее известны его "Алёнушкины сказки". Они трогательны, поэтичны, щемяще-прекрасны. Они написаны с такой самозабвенной любовью и нежностью, что до сих пор заставляют смеяться и плакать читателей. Мамин-Сибиряк признался: "Это моя любимая книга, её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное".

Первый вопрос зрителям: Почему цикл этих сказок называется "Аленушкины сказки"? (Он писал их для своей дочери, жена рано умерла, и он сам воспитывал дочь, посвятил ей всю жизнь. Отсюда столько нежности).

Сейчас команды должны показать своё домашнее задание - инсценировку отрывка из сказки Мамина-Сибиряка. Выступление команд оценивается по пятибальной системе. Очень внимательны должны быть зрители, т. к. вы должны сказать полное правильное название сказки, отрывок из которой будете смотреть. Все команды также должны быть внимательны - выступления помогут ответить на вопросы блицтурнира.

На сцену приглашаются артисты

5-а класс: "Сказка про Воробья-Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу".

5-б класс: "Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост".

5-в класс: "Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке".

5-г класс: "Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про Мохнатого Мишу, короткий хвост".

Слово жюри

Следующий тур нашей игры - блиц-опрос для команд. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Если команда не знает правильного ответа, может ответить другая команда и заработать дополнительный балл.

Вопросы для блицтурнира:

1. Кого первого встретила в своей жизни козявочка? (Аленький цветочек).

2. Назовите полное имя хвастуна зайца из сказки про храброго зайца? (Заяц длинные уши, косые глаза, короткий хвост).

3. Сколько комаров задавил медведь в первый раз в сказке про Комара-Комаровича:? (500)

4. Кто был отцом Серой Шейки? (старый Селезень).

5. Кто нашёл червяка в сказке про Воробья Воробеича? (бекасик песочник, а воробей украл)

6. Как Алёнушка разделила 4 яблока на три части в сказке про Воробья Воробеича? (1 - папе, 1 - Лизе, 2 - себе).

7. Что из вежливости ел кот Мурка? (печёнку и рыбу).

8. Что бы сделал кот Мурка, если бы был кухаркой? (всем бы наливал молоко).

9. Как канарейка из сказки про Воронушку чёрную головушку оказалась на улице? (вылетела в форточку).

10. На что жаловалась последняя муха всю зиму? (на одиночество).

11. Куда залез башмачок на Ванькиных именинах? (под диван).

12. Кого куклы обвинили в драке на Ванькиных именинах? (башмачок и зайчика).

13. Кто съел целый десяток козявочек? (воробей).

14. Где нашли Храброго Зайца после встречи с волком? (в ямке под кустиком).

15. Кто выручил медведя из беды в сказке про Комара Комаровича? (лягушка).

16. Почему Серая Шейка не могла улететь со стаей? (лиса перекусила крылышко).

Слово жюри:

Ребята, Мамин-Сибиряк писал не только сказки, он написал много рассказов. Сейчас мы вспомним некоторые из них.

Конкурс капитанов: вы должны узнать, о каких рассказах идёт речь, назвать главного героя рассказа. Если не знаете правильного ответа, то может ответить капитан другой команды и заработать дополнительный балл для своей команды. Конкурс оценивается в два балла: 1-за правильное название произведения, 1-за названного героя.

Зачитываются отрывки из произведений.

"Деревенский мальчик, оставшийся сиротой, попадает в город, в сапожную мастерскую, к чужим неприветливым людям. Маленькое детское сердце разрывалось от тоски по Родине". ("В ученье", Серёжа)

"Этот худенький, похожий на галчонка мальчик работает круглый год в шлифовальной мастерской, словно маленький каторжник. Вся его жизнь проходит в этой мастерской, куда не попадает солнце. Он словно не отделим от колеса, которое вынужден вертеть целый день". ("Вертел", Прошка)

"Крайняя нужда заставляет героя пойти в сторожа на зимовье. Он терпит холод и голод, не получает обещанной помощи от богатых купцов, обманувших его. Трагично погибает, замёрзнув на пути в деревню". ("Зимовье на Студёной", дед Елеска)

"Умный охотничий пёс не стал брать зубами зайчишку с переломленной лапкой, в него не смог выстрелить старый опытный охотник. Собака и её хозяин полны заботы о зайце, они вылечили его". ("Богач и Ерёмка", охотник, собака)

Слово жюри:

Следующий конкурс "Пантомима", т. е. вы должны изобразить молча, только жестами, движениями, мимикой героев произведений Мамина-Сибиряка. Зрители должны узнать героев. Выступление команды оценивается в 5 баллов. За правильно угаданных героев - дополнительный 1 балл.

Команды получают задания.

1. Изобразить Зайца и его друзей из " Сказки о Храбром Зайце длинные уши, косые глаза, короткий хвост".

2. Изобразить Медведя и назойливых комаров из "Сказки про Комара Комаровича".

3. Из сказки "Ванькины именины" изобразить драку героев.

4. Изобразить кухарку и кота из "Сказки о Молочке и овсяной Кашке и сером котишке Мурке"

Командам даётся несколько минут на обдумывание.

Вопросы болельщикам:

1. Когда родился Д. Н. Мамин-Сибиряк? (6 ноября 1852г.)

2. Где родился Д. Н. Мамин-Сибиряк? (в посёлке Висимо-Шайтанского завода-40 км от г. Н. Тагила)

3. Назовите настоящую фамилию писателя.

4. Где дольше жил Мамин-Сибиряк на Урале, в каком городе? (г. Екатеринбург)

Выступления команд.

Слово жюри:

Готовясь к сегодняшней игре, вы много читали произведений Мамина-Сибиряка и рисовали рисунки. Лучшие рисунки отметили члены жюри. Следующее задание командам: узнать по рисунку произведение. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Награждение лучших "художников".

Слово жюри:

Итак, сегодня мы вспомнили творчество замечательного писателя, нашего земляка Д. Н. Мамина-Сибиряка. Хочется надеяться, что его произведения оставили след в ваших сердцах. На Уральской земле всегда есть люди, которыми мы можем гордиться.