"Число и род имён существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с грамматическими характеристиками категорий числа и рода имен существительных, а именно с родовыми окончаниями.

Учебный материал: презентация (Приложение 1) для компьютера, презентация для работы на интерактивной доске (Приложение 2), карточки с индивидуальными заданиями, таблица окончаний (демонстрационная и индивидуальная), клей.

Ход урока.

I. Оргмомент.

1. Знакомство с темой урока (слайд 1, Приложение 1).

2. Эпиграф (слайд 2, Приложение 1):

Мы живем в стране российской,
Признаем язык английский,
Итальянский, датский, шведский,
И японский признаем,
И китайский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
(По С. Михалкову)

3. Мотивировка учащихся:

- На уроке мы действительно будем писать, думать и даже петь на нашем родном языке и сделаем в области русского языка открытие.

4. Создание ситуации успеха (информация с “Экрана настроения”).

5. Массаж рук, мысленно посылая себе слова любви, добра, удачи.

6. Информация дежурных. Запись даты урока.

II. Минутка каллиграфии (слайд 3, Приложение 1).

1. Учитель:

-Посмотрите на верхнюю строку. Что будем контролировать при письме? (На доске строчные буквы: д, р, у, з, ф)

(Одинаковую длину элементов, выходящих вниз за строку)

Запись букв по образцу учителя.

2. Воспитательное воздействие.

-Прочитайте предложение на второй строке. (Мы – друзья!) Поднимите руку, кто может так сказать о своих одноклассниках? Очень приятно узнать, что у нас такой дружный классный коллектив. Запишите это предложение.

3. Лексическая работа.

-Прочитайте “про себя” пословицы. Какой темой они объединены? (О дружбе)

(Новых друзей наживай, а старых не теряй. Муравьиная рать и льва победит.)

Пояснение значения каждой пословицы, замена слов “рать”, “наживай” похожими по смыслу. Запись одной пословицы по выбору учащихся, контролируя высоту букв и одинаковую длину элементов, выходящих вниз за строку.

III. Орфографическая разминка (слайд 4, Приложение 1).

Даны слова: площа..ь, к..пуста, п..сатель, умн..жение, за..ц, заг..ловок, л..сица, ед..ница, ра..каз.

  1. Распределение данных слов на три тематические группы по принадлежности к учебным предметам (слайд 5, Приложение 1).
  2. Запись слов “математической” группы, комментируя орфограммы.
  3. Запись слов “литературной” группы.
  4. Ответ на вопрос, что могут составить слова из группы “окружающего мира” (слайд 6, Приложение 1).
  5. Запись составленной цепи питания, комментируя орфограмму.
  6. Итог этапа урока.

ЗРИТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА “МОРСКАЯ” (рисование “глазами” линии горизонта, парусника, радуги, солнышка).

IV. Работа по теме урока.

1. Дидактическая игра “Найди лишнее слово” (слайд 7 - 10, Приложение 1)

Ключ к игре находится в теме урока. Повторение темы урока.

  • Деревня, дядя, воля, земля;
  • Деревья, перья, стулья, семья;
  • Ладонь, огонь, конь, окунь;
  • Места, стена, вёдра, вёсла

2. Актуализация знаний учащихся о способах определения числа и рода имен существительных (с помощью вспомогательных слов).

3. Актуализация знаний учащихся об изучаемом разделе русского языка (“Состав слова”)

4. Использование эвристического приема: мы должны сделать открытие и узнать, какая часть слова в русском языке указывает на число и род имен существительных.

5. Создание ситуации предположения.

6. Чтобы убедиться в правильности/неправильности предположения выполним задания (карточки с заданиями находятся в индивидуальных конвертах для каждого ученика):

Задание 1 (устно).

Подбор слов заданного рода по рядам (аукцион).

Задание 2. Самостоятельная работа.

Запишите слова в три столбика по родам. Выделите окончания.

Вариант 1  Вариант 2
Конверт, задача, пальто, песня, море, дедушка, голубь. Ученик, поляна, зеркало, цапля, Костя, кровать, гвоздь, желе, папа, морковь, дядя.

Вывод: существительные одного рода имеют одинаковые окончания.

Задание 3. Работа в парах.

Запишите существительные в единственном и множественном числе. Во множественном числе выделите окончания.

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Рябина  Ягода  Осина
язык  книга дождь
слово  окно облако

Вывод: имена существительные во множественном числе имеют одинаковые окончания.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА ( пение песни хором с танцевальными движениями)

7. Ответ на вопрос, подтвердилось ли наше предположение.

8. Заполнение таблицы окончаний имен существительных электронным маркером на интерактивной доске и ручкой индивидуальных таблиц у каждого ученика. Вклеивание таблиц в тетради. Размещение демонстрационной таблицы на стенде “Сегодня на уроке” (слайд 1, 2; Приложение 2).

Рисунок 1

Таблица окончаний имен существительных (индивидуальная для заполнения и вклеивания в тетрадь)

Рисунок 2

Таблица окончаний имен существительных (демонстрационная)

V. Первичное закрепление изученного материала.

Учитель:

-Какое открытие сделали на уроке?

-Теперь мы знаем, какая важная роль есть у окончания слова и на следующих уроках будем указывать, например, книга, окончание -а-, женского рода; книги, окончание -и-, множественного числа. А при изучении раздела “Предложение”, узнаем еще одну роль окончаний в русском языке – служить для связи слов в предложении.

-Применим полученные знания.

Задание 4. Работа в парах.

Поставить выделенное слово в форму множественного числа. Записать новое предложение.

Темной ночью прилетела сказочная птица.

Взаимопроверка.

VI. Итог урока.

Игра “Верю - не верю”

  • Учащиеся кивком головы подтверждают или опровергают высказывания учителя:
  • имена существительные изменяются по числам (да);
  • имена существительные изменяются по родам (нет);
  • имена существительные имеют род (да);
  • на число и род имен существительных указывает приставка (нет);
  • число и род существительного можно определить по окончанию (да);
  • новые знания помогут мне в дальнейшей учебе и в жизни (да)

VII. Домашнее задание.

Учитель:

-Мы хорошо поработали и я могу предложить творческое домашнее задание – написать синквейн по выбору к темам: “Язык” - наиболее легкий вариант, “Род” - вариант сложнее. По желанию можно оба варианта.

VIII. Рефлексия.

Учитель:

-Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке (активностью, правильностью ответов, письменной работой).

-Кто не доволен? Чем? Почему?

-Я доверяю вам выставить себе отметку в дневнике за урок в первой половине клетки, а во второй половине на перемене появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут.

IX. Занимательные задания (резервные).

Игра “Доскажи словечко”

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я … (конец).

Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все …(антракт);
На время что-то прекратив,
Мы объявляем … (перерыв);
В игре, в труде устали слишком –
Дают уставшим …(передышку);
После урока непременно
Нужна ребятам … (перемена)

X. Окончание урока.