Чтение как общеучебный навык

Разделы: Логопедия


Проблеме формирования и развития правильного навыка чтения в настоящее время уделяется огромное внимание. Но почему именно этому навыку уделяется столько внимания и сил и со стороны учителей, и родителей детей? Зачем в школе постоянно контролируют развитие и динамику данного навыка, бесконечно проверяя технику чтения?

Учителей начальных классов, учителей-логопедов очень часто сравнивают с инспекторами ГИБДД, с той лишь разницей, что последние штрафуют за превышение скорости, а учителя, проверяя технику чтения, за низкую скорость.[1] Родители очень часто спрашивают: “Для чего вы проверяете, да еще так часто, технику чтения?” Они не знают, что, делая такую проверку, мы не только и не столько интересуемся самой скоростью (хотя, конечно, и ей тоже), сколько другими, более важными характеристиками этого процесса, например, пониманием и выразительностью.

Дело в том, что навык чтения – это один из важнейших общеучебных навыков. Что это значит? Например, ребенок плохо считает. Значит, мы можем прогнозировать его неуспешность только по одному предмету – по математике. Но если ребенок не читает, либо читает очень медленно, с ошибками, то его неуспеваемость прогнозируема не только по чтению, но и по математике, т.к. он не сможет прочитать задачу или будет читать ее очень медленно и не успеет решить. И по русскому языку – не сможет прочитать ни правило, ни упражнение, и по трудовому обучению – не сможет прочитать инструкцию по выполнению поделки. Примеров можно приводить много. Главное понять, что именно потому, что данный навык используется при изучении любого предмета, он является общеучебным и приобретает огромную значимость.

Родители детей даже не предполагают, что когда мы проверяем технику чтения, то смотрим не только на количество слов, прочитанных за минуту, но и все основные характеристики, которые включает в себя процесс чтения.

Навык чтения не так прост, как кажется на первый взгляд. Он включает в себя два компонента: техническая и смысловая сторона.

К технической стороне относятся следующие характеристики: способ чтения, темп (скорость чтения), динамика чтения и правильность.

Каким может быть способ чтения? Один из распространенных неправильных способов чтения – это чтение по буквам. Такой способ является следствием неправильного обучения ребенка, которого учили не кратко, звуком “м”, “н” называть букву, а так, как она называется в алфавите “эм”, “эн”. Ребенок не может понять слияния букв и у него получается ни “ма”, а “эм-а” – это и есть неправильный побуквенный способ чтения. Необходимо заметить, что исправлять побуквенное чтение – долгая и кропотливая работа, ведь переучивать всегда труднее, чем учить. Необходимо вести специальную разъяснительную работу среди родителей по формированию правильного слогового навыка чтения. Перед началом обучения чтению ребенка родителям необходимо проконсультироваться у любого специалиста, владеющего методикой правильного обучения чтению. Это воспитатели, учителя начальных классов, учителя-логопеды, педагоги-психологи.

Правильный способ чтения на начальном периоде обучения – это чтение по слогам. Причем, давно замечено, что легче дети начинают читать слоги, где гласный на первом месте, а согласный – на втором. Ребенок долго тянет гласный и присоединяет согласный: “а-а-ам”. Затем ребенка учат читать слоги, где согласный на первом месте, а гласный – на втором: “ма”, “на”. Как только малыш начинает читать слоги такого типа, значит, он научился слоговому чтению.

Совершенствуя свой навык, ребенок осваивает следующую ступеньку в овладении способами чтения: трудные, незнакомые слова он продолжает читать по слогам, а легкие, знакомые – целым словом, слитно, уже не выделяя слог в качестве единицы чтения – это способ слог+слово.

И, наконец, способ чтения целыми словами, когда все слова ребенок читает целиком.

Следующая характеристика чтения – это темп чтения или скорость. Это число, которое мы получаем при чтении ребенком текста за одну минуту. Проверяя технику чтения учитель смотрит все компоненты данного навыка, но все же одним из главенствующих показателей при выставлении оценки является именно количество слов, прочитанных за одну минуту. А вот и программные требования, которые должен читать учащийся начальных классов. Первый класс – 35-55, второй – 65-70, третий – 85-90, четвертый – 95-120 слов в минуту.[1]

Динамика – это увеличение скорости чтения. Например, проходит какое-то время, ребенок читает все лучше и быстрее, его успехи фиксируются учителем, который, сравнивая показатели скорости по времени следит за динамикой чтения. Если от одной проверки к другой у ребенка увеличивается количество слов, прочитанных за одну минуту, то у него положительная динамика в развитии навыка чтения; если количество слов становится меньше, то – отрицательная динамика. Это значит, что необходимо выяснять причины такой динамики и подбирать упражнения и методы, которые бы способствовали становлению положительной динамики. Если скорость чтения остается постоянной, то говорят о неизменной динамике, которая тоже может быть вызвана различными причинами. В случаях неизменной и отрицательной динамики необходимо добиваться положительной динамики.

Правильность – это чтение без ошибок. Какие ошибки допускают чаще всего учащиеся начальных классов? Это, в первую очередь, различные искажения. Ребенок понимает, что ему нужно прочитать быстрее, он торопится, не думает и допускает ошибки в ударениях. Желая прочитать быстрее и больше, ребенок не задумывается о чтении окончаний, не дочитывает слова или читает окончания по-другому. Нередки и повторы слов.

К смысловой стороне относятся следующие характеристики: выразительность и понимание прочитанного (осознанность). Если сравнивать все составляющие навыка чтения, то именно осознанности принадлежит ведущее, главенствующее место в этом комплексе. Действительно, чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, понять ее смысл, содержание. Более того, обучая ребенка чтению, мы как раз и обращаем внимание именно на эту сторону чтения, говоря: “Прочитай, что получилось?” А если ребенок не понял, то просим прочитать его еще раз.

Особую роль в понимании содержания читаемого играет выразительность. Хорошо известно, что дети любят, когда книги читаются эмоционально, с яркими эмоциональными акцентами, придающими особый смысл сюжетным линиям, позволяющим познать все тонкости авторской мысли. Между тем, выразительность является одним из компонентов навыка чтения, и научить читать выразительно достаточно сложно. Полноценное выразительное чтение возможно, когда техника чтения автоматизирована.[1]

Существует два типа чтения: чтение про себя и чтение вслух. Для ребенка, который только начал читать недопустимо чтение про себя. И для вырабатывания хорошей скорости, чтения без ошибок, выразительности необходимо чтение вслух. Про себя может читать ребенок с хорошей, автоматизированной техникой чтения.

Развитие желания чтения – это очень длительный и кропотливый процесс, требующий от родителей терпения и огромного внимания. Развитие желания читать необходимо начать с тех положительных эмоций, которые получает ребенок во время занятий чтением. Перед тем, как начать читать, необходимо создать благоприятную обстановку. Если вы устали, или устал ребенок, без сомнения отмените чтение. Перенесите его на другое время.

Другой совет: ограничьте время, отведенное для чтения, 20-30 минутами, не больше!

Постоянно подбадривайте ребенка! Любая положительная оценка повышает значительность ребенка в собственных глазах, и это очень важный стимул. Примером может быть такая оценка: правильность, скорость, настроение. Определяя собственный уровень работы на занятии, ребенок будет осознавать свои действия, а, следовательно, и процесс чтения станет более целенаправленным.

Сделайте опору на желания ребенка. Нужно понять: важно не только и не столько то, что желаем мы, а то, что желает ребенок. Не пытайтесь его ломать и переделывать: он не виноват в своих желаниях. Если вы знаете, что ребенок увлекается изучением животных, компьютерных игр, единоборствами, путешествиями, посоветуйте ему взять в библиотеке или купить книгу именно такого содержания. Но только помните о возрасте: книга должна ему соответствовать.

Выберите правильное время для чтения с ребенком. Прежде всего, время для чтения не должно ущемлять интересов ребенка. Иначе чтение станет обузой. Нельзя использовать выражения типа: “Я запрещаю тебе идти на улицу, пока ты не прочитаешь!” Предложите ребенку самому выбрать наиболее удобное для него время. Предложите читать ежедневно 15-20 минут перед сном. Как показывает опыт, эти занятия очень быстро входят в привычку, а остановка на самом интересном месте побуждает у ребенка желание открыть книгу вновь, возможно, не дожидаясь вечера.

Способствовать формированию потребности читать будут и представления ребенка о том, как он продвинулся на этом пути. Поэтому обязательно показывайте ребенку его достижения. Лучшим средством для этого служит ведение таблицы учета достижений ребенка на этих занятиях – таблица достигнутых результатов. В ней есть дата, скорость чтения и количество ошибок.

И помните, что самый страшный враг – это равнодушие! [1]

Желаю удачи и успехов!

Список литературы

1. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89, 2004. – 240 с. (Практическая психология)

Презентация