Проведение мониторинга по профилактике вредных привычек как способ формирования социально устойчивой личности

Разделы: ОБЖ, Социальная педагогика


Культура здорового образа жизни (ЗОЖ) человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. В Уставе Всемирной организации здравоохранения [6] записано, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Чем выше приоритет здоровья в обществе, духовная культура человека, тем выше уровень культуры здорового образа жизни каждого его члена. Для повышения духовного образовательного уровня и пропаганде ЗОЖ необходимо создать мощную здоровье-сберегающую и профилактическую среду.

Данная проблема вызывает интерес как на государственном уровне: Концепция модернизации Российского образования до 2010 года [2] Закон РФ “Об образовании” [1], “Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде”, [3] постановление Правительства Свердловской области. “О противодействии распространения пьянства, алкоголизма и наркомании на территории Свердловской области”[5] так и общественном уровне.

Образовательная программа ИРРО “Урал. Человек. Истоки” “Духовная культура Урала” помогает определить новую стратегию сохранения здоровья, духовное возрождение личности, основанное на социальной ценности здоровья и идее ответственности каждого человека за него как перед обществом, так и перед самим собой, а также “…в системном подходе и выявлении структурных связей. Это касается системы отношений человека с окружающими его людьми и воспитательной средой. Воспитательное пространство носит не только социальный, но культурных характер, несет в себе систему ценностей, посредством, которой это пространство становиться социокультурным”. [Погорелов С.Т. 4]

В апреле 2009 г. в г. Первоуральск совместно с епархией прошла учредительная конференция Движения “Попечительства о народной трезвости”, на которой рассматривался вопрос, о том, что именно образовательные учреждения является одной из важнейшей систем здоровье-сбережения и сохранения нравственности и духовной культуры.

Исходя из этого в целях обеспечения единого подхода к формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья учащихся – физического и нравственного в школе разработаны комплексные программы “Профилактики алкоголизма, наркомании, табакокурения, токсикомании и Вич-инфекции” и “Здоровье”. В рамках программы профилактики в апреле 2008 г. проведен мониторинг “Вредные привычки”, который предполагал научно обоснованное, диагностико- прогностическое, плановое отслеживание деятельности по профилактике вредных привычек в МОУ СОШ № 7.

Цель проведения мониторинга стало получение объективной информации о проблемах употребления спиртных напитков и табакокурения в параллели 6–7-х классов.

По результатам исследований, которые в 6–7-х классах 62% учащихся пробовали курить, 58% учащихся имели опыт употребления спиртных напитков. В сравнении с 2006 годом этот процент увеличился почти в 1,5 раза.

Анализ мониторинга дал возможность пересмотреть профилактическую работу в школе, и сделать акцент в организации профилактики вредных привычек на формирования у детей представлений об общечеловеческих ценностях и здоровый образ жизни, на развитие духовной и нравственной культуры учащихся.

Проведение мониторинга стало первым этапом работы по профилактике вредных привычек. На втором этапе были разработаны формы, методы и технологии основанные на межведомственное взаимодействие по вопросам профилактики вредных привычек несовершеннолетними с социальными структурами различного уровня и формированию у детей и молодежи умений и навыков активной психологической защиты от антисоциальной деятельности. На этом этапе в организации профилактической и воспитательной деятельности были предложены следующие методические рекомендации: использовать в работе превентивное обучение и создание классных агитбригад, пропагандирующих здоровый образ жизни, ролевое моделирование в форме ролевых игр, телевизионных шоу, создание социальных рекламных роликов, организация выпуска наглядно-агитационных и методических материалов в помощь учащимся, родителям, педагогам, разработаны классные часы “Нравственность и здоровье”, встречи-беседы с специалистами молодежного центра “Социум”, детской психиатрической больницы № 8, с инспекторами ОДН.

Промежуточное подведение итогов работы по профилактике вредных привычек показало анкетирование в параллелях 7–8-х классов в апреле 2009 г:

  • отмечены положительные сдвиги в снижении распространенности курения среди учащихся, при этом число, курящих девочек уменьшилось на 9 человека (13%);
  • сократилась численность мальчиков с положительным отношением к алкоголю и курению на 6 человек (4%);
  • наиболее запоминающимися формами работы, которые назвали учащиеся – беседы с сотрудниками внутренних дел и тренинги со специалистами детской психиатрической больницы № 8, создание социальных роликов, классный час “А что дальше?...”

Таким образом проведенная работа по разрешению поставленной нами проблемы позволяет говорить, что успешная реализация профилактической программы и расширение ее направленности стало возможным в условиях межведомственного подхода, взаимодействия сотрудничества образовательного учреждения со специалистами здравоохранения, управления образования, управления внутренних органов, в позитивной подаче информации и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся, использовании социокультурных ценностями своей малой Родины, которые является условием гражданского становления, успешной социальной адаптации.

На следующем этапе работа в данном направление является:

  1. Продолжение мониторинга “Вредные привычки” в МОУ СОШ № 7.
  2. Работа с семьей с целью разъяснения родителям в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения и раннего алкоголизма детей.
  3. Использовать социокультурный подход как эффективное развитие личности и обучение, обеспечивающий единство целей семьи, самого учащегося и школы.

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации “Об образовании”. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – С. 58.
  2. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р. www.president.kremlin.ru. С. 4.
  3. Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования Росси от 28.02.200. № 619. – М.: 2000. – С. 12.
  4. Материалы научно-практической конференции “Социокультурный подход в современном образовании: опыт реализации регионального образовательного проекта “Урал. Человек. Истоки”. Екатеринбург, ИРРО, 2009 г. С. 170.
  5. Постановление правительства Свердловской области “О противодействии распространения пьянства, алкоголизма и наркомании на территории Свердловской области” от 17.11.2004 г. № 1073 – ПП. С.1.
  6. Устав (конституция) Всемирной организации здравоохранения принят в г. Нью-Йорке 22.07.46. С.1.
  7. Дипломированный социальный педагог: Специфика профе6ссиональной деятельности в системе профессиональной подготовки / Под ред. М.А.Галагузовой, М.Н.Костиковой. – Екатеринбург, 1996 г.
  8. Жирова Т.М. Твоя жизнь – твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни. Психолого-педагогические рекомендации для преподавателей и родителей. – Москва: Глобус, 2007. С. 160.