Экологическое занятие "Могучая травинка"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • расширить кругозор детей по экологии, краеведению, окружающему миру;
  • познакомить с растениями-лекарями нашего края; дать практические советы по их применению;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • “зажечь” детей удивительным ощущением красоты, единства, ценности мира;
  • способствовать формированию потребности активно участвовать в экологической деятельности.

Оборудование:

  • стенд “Зеленая аптека для детей”;
  • выставка “Применение лекарственных растений в косметике и бытовой химии”;
  • выставка “Растения- лекари”
  • пословицы: “Лес голову бережет”, “Деревья украшения земли”.

Ход занятия

1. Организационный момент:

(В кабинет входит “доктор”).

“Попрошу всех ровно встать
И команды выполнять
Все дышите, не дышите! Все в порядке, отдохните.
Вместе руки поднимайте,
Превосходно, опустите
Наклонитесь, разогнитесь!
Встаньте прямо! Улыбнитесь!
Да, осмотром я доволен,
Из ребят никто не болен
Каждый весел и здоров, и к занятиям готов!”

Педагог: (доктору) – Спасибо!

Садитесь, пожалуйста. Ребята, я очень довольна, что перед началом нашего занятия ваше самочувствие и ваше настроение превосходное. А это значит, что вы, сейчас шутя, разгадаете следующие загадки:

“На горе шумит,
А под горой молчит”

(Лес)

“В шубе летом,
А зимой раздетый?”

(Лес)

“Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.”

(Лес)

Педагог: Правильно, ребята, молодцы!

"Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твоё молчание немое.
И твой таинственный язык
Как что-то близкое родное”

(слайд 1-4)

Тихо звучит музыка, слышатся голоса птиц.

- Педагог: (тихо) А сейчас на секундочку все закройте глаза и скажите мне, что вы видите, что ощущаете при слове “лес”.

Ответы детей: Видим деревья, цветы, слышим голоса птиц.

- Педагог:

Вам хорошо в лесу? – (да).
У вас спокойно на душе? – (да).
Вам приятно слышать пение птиц? – (да).
Вы чувствуете себя здоровыми и сильными? – (да).

- Педагог: Недаром, ребята, врачи утверждают, что у сердечника в лесу становится нормальный пульс, выравнивается давление крови и даже температура.

Ученые считают, что у человека, находящегося в лесу, возрастает величина биотока головного мозга. Она вырастает настолько, что вы, находясь в лесу, смогли бы усвоить самый сложный урок. Даже троечники, занимаясь в лесу, стали бы отличниками. Не зря в древности люди, чтобы принять важное решение сходились под большим дубом. Отсюда и пошла пословица “Лес – голову бережёт”.

- Педагог:

Сейчас, ребята, давайте вспомним, что же такое лес? (Природное сообщество).

А какие типы лесов вы знаете? (Смешанные, широколиственные).

А теперь определим по карте растительности Пензенской области, какие типы лесов преобладают в нашем крае? (Сосновые и сосново-широколиственные).

-Педагог: Правильно! В какой части преобладают сосновые леса?

(В восточной).

-Педагог: Найдите, пожалуйста, город в нашей области, название которого созвучно с типом леса?

(Сосновоборск).

Молодцы! А какие еще типы лесов встречаются в Пензенской области? (Работая с физической картой, дети называют: широколиственные с липой и кленом; широколиственные с преобладанием ясеня; березовые и сосновые леса).

(слайды 5-8)

- Педагог: Ребята, посмотрите на эту живописную картину. Вот эта синяя гладь – Сурское море, а это здание, со всех сторон окруженное лесом, санаторий “Березовая роща”. (слайд 9). П очему эта здравница так называется? Почему именно здесь построен санаторий ? (ответы детей).

- Педагог: Молодцы, ребята! А сейчас давайте вспомним, из каких ярусов состоит природное сообщество – лес? Как называется верхний ярус леса? (Деревья).

“Деревья украшения земли” – гласит народная мудрость. Давайте сейчас вспомним названия деревьев. Итак, кто быстрее?

Викторина “ДЕРЕВЬЯ” (дети должны вставить пропущенные буквы).

О О П С Я
         
Ь И Х С Е
         
А А А А Ь

- Педагог: Молодцы! А теперь давайте вспомним средний ярус – кустарники.

Какие кустарники вы знаете?

- Малина;
- Шиповник;
- Орешник и т.д.

(слайды 10-14)

- Педагог: И, наконец, нижний ярус (дети – травы).

(слайд 15).

А знаете ли вы, что среди трав, кустарников и деревьев есть друзья – растения, обладающие лечебными свойствами? Именно им, лекарственным растениям, мы и посвятим наше занятие “Могучая травинка”. Мы сегодня познакомимся с лекарственными растениями Пензенской области, узнаем об их применении в косметике и бытовой химии, и научимся использовать их в повседневной жизни.

2. Основная часть.

“Путешествие в мир лекарственных растений”.

Лекарственные растения были известны человеку еще в глубокой древности. Задолго до появления человека на земле животные уже использовали некоторые растения. Известно, что кошки и собаки от некоторых заболеваний едят траву – валерьяну. (слайд 16)

Сибирские олени – маралы восстанавливают свои силы, поедая траву и корни левзеи.

(слайд 17)

Раненые олени отыскивают красную гвоздику, известную в науке как средство, которое останавливает кровотечение.

(слайд 18)

- Растительный мир подарил человеку огромное богатство – лекарственные растения, которые всегда были источником жизни, пищи и здоровья.

- Первое из известных сочинений о лекарственных растениях принадлежит выдающемуся врачу Древней Греции – Гиппократу.

(слайд 19)

Он описал более 200 видов растений, применявшихся в медицине его времени. Гиппократ считал, что растения нужно употреблять в том виде, в каком их создала природа. Поэтому, отправляясь к больному, он отдавал следующие распоряжения своему сборщику трав. “Все соки, выжатые и вытекающие из растений, следует доставлять в стеклянных сосудах, все листья, цветки и корни в новых глиняных банках. Использование лекарственных трав в России приняло особый широкий размах в середине 17 века. Царём Алексеем Михайловичем был создан

специальный “Аптекарский приказ”, согласно которому лекарственными травами снабжался не только царский двор, но и армия. Были созданы “аптекарские огороды” - сады, где специально выращивали такие растения. В Москве их было несколько. Заготовки дикорастущих лекарственных растений также велись в очень широких масштабах. А на крестьян была наложена особая “Ягодная повинность”, включавшая в себя и сбор лекарственных трав.

- Сейчас я приглашаю вас отправиться вместе со мной в путешествие “В мир лекарственных растений .” Прежде чем отправиться, давайте разомнёмся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

“Мы немного отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Тут травинки и цветы,
Тут деревья высоки.
Все они в лесу растут,
Людям пользу принесут.
Вылечат, поддержат дух,
Не губи их юный друг”.

(Звучат голоса птиц, (слайд 20)).

- Педагог: Ребята, угадайте, о каком лекарственном растении идет речь:

“Золотая серединка, и лучи идут кругом,
Эта может быть картина:
Солнце в небе голубом
Нет не солнце на бумажке,
На лугу цветы …….(ромашки)

(слайд 21)

- Правильно, ромашка один из самых любимых полевых цветов. Именно у этого цветка отрывают поочередно лепестки, чтобы выяснить: любит не любит, к сердцу прижмет, к черту пошлет.. Можно конечно , гадать и на настоящей лекарственной ромашке, но она не так привлекательна, да и лепестки ее пальцами не ухватишь, настолько они мелки и сильно изогнуты к стеблю.

(слайд 22)

- В мае на растении появляются первые цветки, собранные в соцветия – корзинки. Краевые длинные лепестки обрамляют корзинку белым венчиком. В течение дня лепестки меняют свое положение. Рано утром они отогнуты вниз, к полудню постепенно поднимаются, к 16 часам принимают горизонтальное положение, а 19 часам, т. е. ближе к вечеру, вновь прижимаются к стеблю.

- Ромашка – одна из самых популярных лекарственных растений. Настои и отвары из ромашки применяют при различных заболеваниях: при простуде, боли в животе. В косметике- при изготовлении кремов, шампуней, бальзамов-ополаскивателей, туалетного мыла, зубных паст, влажных антибактериальных салфеток. Вот она какая аптечная ромашка.

- Педагог:

“На лужайке заревой,
Где роса и радуга,
Появился… (зверобой)
Молодой и радостный,
Вскинул желтые лучи
И лепечет поутру :
“ Я пришел людей лечить
Обращайтесь к доктору.”

- “Как без муки нельзя испечь хлеб, так и без зверобоя нельзя лечить многие болезни людей и животных”, - говорят народные лекари. И называют его травой от 99 болезней. Зверобой- древнейшее и широко применяемое народное средство. В народной медицине зверобой часто применяют в виде сложных смесей с другими лекарственными растениями. Настои и отвары применяют при болезнях желудка и кишечника, печени и сердца. Свежее растение растирают и прикладывают снаружи при ушибах, ломоте или для заживления ран.

А название свое растение получило из-за губительного действия на животных – ЗВЕРОБОЙ!

“Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко.
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.”

(слайд 23)   (ландыш).

По склонам расцветает самый изящный и душистый из весенних цветов – ландыш. Любимый цветок многих народов. Особенно его почитают французы, которые в первое майское воскресенье отмечают праздник в его честь. Одна из легенд рассказывает, что цветок влюбился в весну, а когда она ушла, он так горько плакал, что кровь выступила у него из сердца и окрасила слезы. Это - красные плоды, которые появляются на стебле после цветения. Заготавливают отдельные цветки и листья ландыша. Цветки собирают в начале цветения, когда они только что распустились и еще не пожелтели. Собранное сырье быстро доставляют к месту сушки, стараясь не мять его, для чего ландыш рыхло укладывают в корзины, которые во время перевозки защищают от солнца. Настои и отвары из ландыша в большей степени применяют при лечении различных сердечных заболеваний. Широко используют в парфюмерной промышленности. Занесен в красную книгу.

“Стоит Егорка
В красной ермолке
Кто не пройдет
Всяк поклон отдает.”

(земляника).

(слайд 24)

- Известна она с глубокой древности, семена ее найдены в постройках каменного века. Родиной земляники считают Европу, где она применяется как пищевое и лекарственное растение. В сочинениях Гиппократа есть сведения об использовании ее в качестве эффективного средства при простудных заболеваниях. Лечебными свойствами обладает все растение. Лекарство это приятное и вкусное. Сок и растертые ягоды в народной косметике применяют издавна для удаления веснушек.

- Ну а эту траву и слепой знает!

(крапива).

Крапива – один из самых распространенных сорняков. Как лекарственное растение она известна давно. Отвары из ее листьев стали широко применять при кровотечениях. Это ее свойство останавливать кровь сослужило добрую службу во время Великой Отечественной Войны и спасло тысячи жизней раненых солдат. Ну а косметологи рекомендуют использовать экстракты крапивы как средство для укрепления роста волос и уничтожения перхоти.

- Ой, ребята, мы с вами на лесной опушке. И такой запах ! Как только в народе не называют эту траву: лесная мята, духовой цвет, пчелолюб. А кто знает, как же правильно называется эта трава?

(душица).

С лечебной целью используют надземную часть. Принимают ее при бессоннице, головной боли, отсутствии аппетита. Ванны с душицей успокаивающе действуют на центральную нервную систему. Более эффективна душица в составе различных сборов (чаев). Кроме медицины используется в парфюмерии, в кулинарной промышленности, добавляют в квас.

- Ребята, какие еще лекарственные растения вы знаете?

- чистотел;
- мать-и мачеха;
- мята перечная;
- одуванчик лекарственный;
- пижма;
- пустырник.

- В рассказе о лекарственных растениях часто сегодня звучали слова: настой, отвар. Можно ли все это приготовить в домашних условиях? Давайте спросим об этом нашего детского врача.

Врач подходит к демонстрационному столику, рассказывает и показывает, как можно в домашних условиях приготовить необходимый сбор. Заостряет внимание на том, чем отличается настой от отвара.

- В некоторых селениях имелись старушки, обладающие познаниями лечебных свойств трав. Их называли лекарками, травницами, знахарками. Они лечили настоями, отварами, делали из трав мази. Секреты своего мастерства держали в тайне и передавали по наследству. Но приходили, к таким знахаркам не только избавится от недугов.

(Инсценированный отрывок из Толстого “Князь Серебряный”).

Старушка читает заговор на плакун траву.

“Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слезы по чисто полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебе покорится, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь слово при тебе крепко и твердо. Век веком!

“- Что же ты молчишь, старуха? Али нету у тебя зелья, али корня, какого приворотить ее? Говори, высчитывай, какие есть чародейные травы? Да говори же колдунья!

- Всякие есть травы. Есть колюка - трава, сбирается в Петров пост. Обкуришь ею стрелу, промаху не дашь. Есть тирлич-трава, на Лысой горе под Киевом растет. Кто носит ее на себе, на того век царского гнева не будет.

Есть еще адамова голова, коло болот растет, подарки приносит. Есть голубец болотный; коли хочешь идти на медведя, выпей взвару голубца, и никакой медведь тебя не тронет. Есть ревянка – трава; когда станешь из земли выдергивать, она стонет и ревет, словно человек, а наденешь на себя, никогда в воде не утонешь.

- А боле нет других?

- Как не быть, батюшка, есть еще кочедыжник, или папоротник; кому удастся сорвать цвет его, тот всеми кладами владеет. Есть Иван – да – Марья; кто знает, как завзяться, тот на первой кляче от лучшего коня удерет.

- А такой травы, чтобы молодушка полюбила постылого, не знаешь?

Мельник замялся.

- Не знаю, батюшка, не гневайся, родимый, видит бог, не знаю!
- А такой, чтобы любовь свою перемочь, не знаешь?
- И такой не знаю, батюшка; а вот есть разрыв – трава: когда дотронешься до замка или до двери железной, так и разорвет на куски!
- Пропади ты пропадом со своими травами!

Педагог:

Добрые и злые травы. Сколько о них сложено сказаний, легенд и песен! Добрые названы ласково: травушка-муравушка, мурава духовитая, трава шелковая. Злые – отталкивающие: лихие травы, лютые коренья, отрава. Растения- целители, которыми врачевали от недугов и хворости, исстари почитались особо.

Где же их можно найти? Да вот же они, совсем рядом, стоит только повнимательнее присмотреться к окружающей природе (педагог подходит к доске и перечисляет растения – целители).

Но какие же правила мы должны с вами знать, чтобы сохранить природную аптеку, которая служила, служит, и будет служить еще не одному поколению людей.

(Вырабатываются правила).

- Если растение редкое и занесено в Красную книгу, то рвать его нельзя.
- Не рви все растения в том или ином месте, часть их оставляй в природе, чтобы в этом месте лекарственные растения не исчезли.
- Собирай их так, чтобы не повредить другим растениям, а также животным.
- Лекарственные растения можно собирать только там, где чисто и красиво. Где поблизости нет шоссейных дорог и свалок.

Лекарственные растения - наши верные друзья. Так будем же и мы им друзьями!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Викторина.

  • Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга).
  • Растение, которым сводят бородавки. (Чистотел).
  • Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь. Ближайший родственник Кощея. (Бессмертник).
  • Именем этого лекарственного растения названа вредная тетка из мультфильма о похождениях поросенка Фунтика. (Белладонна).
  • Как называется состав различных лекарственных растений? (Сбор).
  • Лекарственное растение, растущее вдоль дорог. (Подорожник).
  • Это жгучее растение при варке зеленых щей способно заменить собой щавель. (Крапива).
  • Как называется лечебное средство, приготовленное на основе лекарственных растений и воды? (Отвар).
  • Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные. (Ромашка).
  • Одно из имен этого полезного растения – репейник, второе его имя может служить для неуважительного отзыва о ком – нибудь в среде подростков. (Лопух).
  • Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята).

Конкурс “Живая буква”.

(На мультимедиа появляются большие буквы).

Какая команда быстрее вспомнит название лекарственных растений.

Л – ландыш;
П – подорожник;
М – мята, мелисса;
З – зверобой;
К – крапива.

Конкурс “Стоп-кадр”.

(Слайды: лекарственные растения: валерьяна, зверобой, крапива, чистотел).

Какая команда быстрее угадает, та и получит фишку.

 Конкурс “Прогулка в лес”.

 (Каждой команде дается по 2 лекарственных растения.

Задача: кто быстрее и правильно угадает)

Конкурс “Фиточай”.

“Листья не простые
В чашку мы кладём
Воду наливаем
И с вареньем пьём.”

(Чай).

Задание: определить по вкусу и запаху растение. использованное для заваривания фиточая.

Конкурс: “Сам себе лекарь”.

_ Мы сегодня много говорили о том, что лекарственные растения обладают лечебными свойствами. Одни помогают от кашля, другие от болезней сердца, третьи снимают усталость.

А вот какие же травы можно использовать детям? Медики советуют, (педагог подходит к стенду “Зелёная аптека для детей”) для профилактики и лечения простудных заболеваний использовать мать-и-мачеху;

Землянику;
Подорожник;
Шалфей;
Иван-чай;
Багульник;
Тысячелистник.

Вот такие травы желательно иметь в домашней аптечке.

Сегодня мы научились с вами делать настои и отвары. Значит, и научимся оказать первую медицинскую помощь сами себе.

Давайте возьмём в руки брошюрку “Сам себе лекарь” и посмотрим: Что же нужно сделать для того, если под вечер вы неожиданно закашляли? Настой, из какого лекарственного растения можно приготовить?” (алтея лекарственного).

- Молодцы! Правильно!

А если вы промочили ноги, и у вас открылся насморк? Какие растения-целители придут на помощь? (мать-и-мачеха, багульник, земляника).

- Молодцы!

Есть одно средство для предупреждения насморка. Это упражнение “насос”. Если вы это упражнение будете выполнять каждое утро по 15 раз- то, поверьте, никакие простудные заболевания вам не будут страшны. (доктор показывает упражнение и выполняет его вместе с детьми)

Ну, вот и подошло к концу наше занятие “Могучая травинка”. Как вы думаете, ребята, почему оно у нас прошло под таким названием?

(Ответы детей обобщаются педагог).

Подведение итогов конкурса.

(Считаются фишки, награждаются команды, подводится итог занятия).

Рефлексия: (проводит педагог).

Ребята, если занятие интересное, и вы взяли полезное для себя и своей семьи, то наклейте белый лепесток на нашу ромашку.

Если занятие интересное, но ничего полезного для себя вы не взяли, то наклейте синий лепесток.

Если занятие не интересное и нечего полезного вы для себя не взяли, то наклейте зеленый лепесток.

Ребята, я смотрю, наша ромашка ожила и стала очень красивой. Значит, занятие вам понравилось, и вы взяли много интересного и полезного для себя.