Открытый урок по музыке в 5-м классе по теме "Русские сезоны в Париже"

Разделы: Музыка


Раздел: Музыкально-театральные жанры. Урок № 5. III четверть.5 класс.Программа В.В. Алеева.

Цель урока: Сформировать представление о гастролях русских артистов в Париже в начале XX века.

Задачи:

Обучающие:

  1. Сформировать понятие «Русские сезоны» в Париже.
  2. Познакомить с историей создания балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».
  3. Раскрыть особенности музыкального языка И.Ф. Стравинского.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию творческих и хоровых навыков.
  2. Научить определять характер звучания музыкальных фрагментов.
  3. Развивать интерес к прослушанной музыке.

Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь и уважение к русскому искусству.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Жанр урока: Тематический.

Вид урока: Урок-экскурсия.

Используемые методы: «Синквейн», викторина, словесные, наглядные.

Средства: компьютерная презентация.

Техническое оснащение класса:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Экран
  • Баян

Используемый аудио и медиа-ресурс:

  • Direct MEDIA Энциклопедия «Импрессионизм в музыке».
  • Папка «Аудио», в которой собраны отрывки из балета «Петрушка» Стравинского.

План урока:

  1. Орг. момент (1 мин.)
  2. Повторение пройденного материала (5 мин.)
  3. Постановка цели урока (2 мин.)
  4. Объяснение нового материала.
    а) компьютерная презентация (10 мин.)
    б) слушание и анализ музыкального произведения (10 мин.)
    в) пение, работа над песней (7 мин.)
  5. Закрепление нового материала (8 мин.)
  6. Домашнее задание (1 мин.)
  7. Итог урока (1 мин.)

Ход урока

1. Орг. момент.

Музыкальное приветствие учителя и учащихся.

Презентация. Приложение 1. (Слайд 1, портрет И.Ф.Стравинского)

Звучит отрывок из балета И.Ф. Стравинского «Петрушка»

2. Повторение пройденного материала.

Учитель: Ребята, наш урок открывает сегодня музыка известного композитора И.Ф. Стравинского, который прославился в начале XX века. Мы послушали отрывок из балета «Петрушка». Давайте вспомним материал прошлого урока и разгадаем кроссворд. Если кроссворд отгадаем верно, то ключевое слово будет означать вид искусства.

  1. Кто из русских композиторов, написал оперу «Жизнь за царя»? (М.И. Глинка)
  2. С помощью чего выражается замысел писателя в балете? (мимики)
  3. Что помогает актёру балета выразиться? (жест)
  4. Кто из композиторов написал мазурку, прослушанную на прошлом уроке? (Ф. Шопен)
  5. Как называется оформление сцены? (декорации)
  6. Где происходит действие оперы или балета? (на сцене)
  7. Как называется основа оперы или балета? (либретто)
  8. Какой отрывок из оперы Глинки мы прослушали на прошлом уроке? (мазурка)
  9. Назовите жанр театральной музыки, в котором смысл содержания выражается через пение? (опера)
  10. Назовите один из китов музыки, который служит основой балета? (танец).

Учитель: Молодцы. Как называется искусство, которое у нас получилось?

Ученик: Один из видов искусства – это литература?

Учитель: Ребята, что композиторы брали для своих балетов в литературе?

Ученик: Для своих балетов в литературе композиторы брали сюжеты.

Учитель: Повторите, как называется литературная основа балета?

Ученик: Литературная основа балета называется либретто.

Учитель: Домашнее задание было, составить синквейн к слову балет. Кто предложит свой вариант?

Ученики представляют свои работы.

3. Постановка цели урока.

(Слайд 2, тема урока)

Учитель: Тема нашего урока «Русские сезоны» в Париже

Запись темы урока в тетради.

Вспомните музыкальный эпиграф, который звучал в начале урока. Кто из вас был внимательным и запомнил композитора и название балета?

Ученик: В начале урока звучал балет Стравинского «Петрушка».

Учитель: Правильно. У каждого искусства бывают свои «звёздные» часы – это самый популярный момент или расцвет искусства, который притягивает внимание людей. Одним из таких «звёздных» часов балета стали знаменитые «Русские сезоны» в Париже

(слайд 3, задачи урока)

Сегодня мы узнаем, что такое «Русские сезоны», почему они были популярны в начале XX века и, конечно, музыкальный эпиграф к уроку был взят не случайно, т.к. мы познакомимся с самым ярким балетом И. Стравинского «Петрушка», который впервые был исполнен в «Русских сезонах».

4. Объяснение нового материала.

У вас на партах лежат трансфертные листы (Приложение 2) 

(слайд 4, трансфертный лист)

В них всего 6 квадратов. В течение урока мы должны заполнить каждый квадрат и записать в нём самое важное, что поможет вам в подготовке домашнего задания к следующему уроку, и с помощью которого вы легко сможете ответить на вопросы викторины в конце урока. Заполнять вы их будете самостоятельно, а потом проверим, что у вас получилось.

а) Компьютерная презентация.

В начале XX века у художника Александра Бенуа родилась идея показать русский балет за рубежом. Он познакомил талантливого хореографа Михаила Фокина с Сергеем Дягилевым

(слайд 5, портреты Фокина и Дягилева)

Дягилев и взялся организовать выступление русских артистов в Париже. В мае 1909 года после долгой подготовительной работы (репетиций, написания декораций, поиска денег) в Парижском театре «Шатле» открылся первый сезон «Русских балетов»

(слайд 6, афиша «Русских сезонов»)

Так выглядела афиша «Русских сезонов»

Учитель: Кто мне ответит, что такое «Русские сезоны»?

Ученик: «Русские сезоны» – это гастроли русского балета в Париже.

(слайд 7, определение «Русских сезонов»)

Учитель: Правильно, в трансфертных листах у вас появляются уже первые записи.

Просмотр слайдов и запись в листах фамилий.

Великие создатели «Сезонов».

  • Композиторы: Н.А. Римский-Корсаков
    (слайд 8, портрет)
  • С.В. Рахманинов
    (слайд 9, портрет)
  • И.Ф. Стравинский
    (слайд 10, портрет)
  • Художники А. Бенуа, Н. Рерих, А. Головин
    (слайд 11, портреты)
  • Выдающиеся танцоры: Вацлав Нижинский
    (слайд 12, портрет)
  • Тамара Карсавина
    (слайд 13, портрет)
  • Анна Павлова
    (слайд 14, портрет)

Самая известная балерина, с которой начинается классический балет XX века, – Анна Павлова, участница «Русских сезонов»

(слайд 15, афиша выступления А. Павловой)

Так выглядела афиша из выступлений Анны Павловой в Париже в 1909 году. Самое знаменитое выступление в карьере Павловой – «Умирающий лебедь» на музыку французского композитора Сен-Санса. Это был самый любимый ее номер. «Приготовьте мой костюм Лебедя», – сказала она перед смертью, пытаясь перекреститься, словно перед выходом на сцену. Символично, что она ушла из жизни в 50 лет мировой знаменитостью на исходе карьеры. Жизнь без танца была ей не нужна.

Вашему вниманию я предлагаю фрагмент из фильма «Анна Павлова»

Приложение 3 Просмотр видеофрагмента из фильма «Анна Павлова»

Учитель: Ребята, есть ли у вас квадрат в трансфертном листе, посвящённый великой русской балерине? (учащиеся самостоятельно вписывают имя балерины)

Презентация балета

Одним из ярких событий «Русских сезонов» стал балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» (слайд 16, название балета).

Либретто балета написал художник А. Бенуа, который работал вместе с С. Дягилевым (слайд 17, портреты Бенуа и Дягилева).

Действие балета происходит в старом Петербурге в 1830 годах во время народных гуляний на Масленой неделе (слайд 18, декорация А.Бенуа к балету), (слайд 19, герои балета).

Основные действующие лица: Петрушка, Балерина, Арап – куклы, между которыми развёртывается драма

Учитель: Ребята, кто мне ответит, что значит драматическое произведение, драматический характер? (предполагаемые ответы)

(слайд 20, определение драматического произведения)

Запишем это слово в трансфертном листе – квадрате восьмом. Драматическое произведение – это произведение, основанное на переживании, вызывающем чувство страдания.

(слайд 21, герои балета)

Это история несчастной любви Петрушки, традиционного персонажа народного театра, к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который, в конце концов, убивает соперника – Петрушку. Вся эта трагическая история происходит на фоне масленичного весёлого гулянья. На масленичном гулянье появляется приезжий фокусник, который оживляет своих кукол: Петрушку, балерину и Арапа. В каждой кукле есть частица человеческой души. Наибольшими человеческими качествами наделён Петрушка. Он мучается оттого, что наполовину подневольный шут и получеловек умеет чувствовать. В отличие от него Балерина и Арап – существа очень примитивные и грубые, больше куклы, чем люди. Автор в этом произведении раскрывает душевное одиночество несчастного Петрушки, которому противостоит окружающий его мир в лице грубого и злого Арапа, пустой легкомысленной Балерины и равнодушной праздной толпы.

б) Слушание и анализ музыкального произведения.

Учитель: Балет написан в четырёх картинах. Мы прослушаем отрывок из первой картины. В ней композитор нарисовал народное гулянье.

«Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной танцовщицей. Он играет на шарманке, потом на трубе. Танцовщица танцует, отбивая такт треугольником, два барабанщика привлекают внимание толпы. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трёх кукол: Петрушку, Балерину и Арапа. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивлению толпы Петрушка, Арап и Балерина пускаются в пляс».

Задание: Внимательно прослушайте отрывок. Скажите, с помощью чего композитор передаёт народное гулянье? Какие мелодии использует он в этом отрывке?

Звучит отрывок «Русская» Картина первая.

Учитель: С помощью чего передаёт композитор народное гулянье?

Ученик: Композитор передаёт народное гулянье с помощью характера музыки. Характер праздничный, весёлый, задорный.

Учитель: Какие мелодии он использует в этом отрывке?

Комментарий. Возможно, учащимся 5 го класса дать ответ на этот вопрос будет трудно, нужно задать им наводящие вопросы.

Ученик: Композитор использует мелодии, похожие на русские народные песни, танцы, наигрыши.

Учитель: Правильно, композитор использует мелодии, похожие на народные, а иногда он включает в свою музыку интонации настоящих народных мелодий. Так, как это делали Н.А.Римский – Корсаков, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, чтобы показать всю красоту русского национального фольклора.

Беседа по картине Кустодиева «Масленица».

Вглядитесь внимательно в картину Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» (слайд 22, картина Кустодиева «Масленица»)

Как вы думаете, беззвучна она или звучит в вашем воображении? Есть ли контраст в картине?

Ученик: В картине присутствует контраст. На фоне белого снега выделяется тёмная, разноцветная толпа.

Учитель: Как вы думаете, созвучна ли картина отрывку из балета Стравинского, который мы сейчас послушали? В чём проявляется сходство?

Ученик: Сходство картины и музыкального фрагмента проявляется в характере.

Учитель: Правильно. И в картине, и в отрывке из балета мы слышим весёлое, раздольное праздничное гулянье.

Как вы думаете, почему балет называется «Петрушка»?

Ученик: Балет называется так потому, что главный герой – Петрушка.

Учитель: Правильно, а давайте познакомимся с ним поближе. Каков же он Петрушка? С одной стороны - клоун, веселящий народ. С другой стороны -страдающая душа, способная на глубокие переживания. Значит, в его музыкальном портрете проявляется двойственность. Сейчас мы послушаем отрывок «У Петрушки»

Задание: Внимательно вслушаться в музыку и определить, с помощью каких интонаций передаётся двойственность характера Петрушки?

Звучит отрывок «У Петрушки».

(Угловатость в музыке передаёт куклу – Петрушку, а интонации, похожие на вздохи, – переживания человека)

(Слайд 23, высказывание Мясковского о балете Стравинского)

Учитель: Н. Мясковский (великий советский композитор) сказал о балете Стравинского так: «Петрушка – это сама жизнь. Вся музыка его полна такой бодрости, свежести, доступности, такого здорового и не подкупного веселья, такой несдержанной удали.., словно вы сами в снежно – солнечный масленый суетливый день… попали в праздничную, хохочущую толпу и «слились с ней в неразрывное ликующее целое».

В течение урока мы заполняли трансфертные листы, состоящие из 9 квадратов. Как вы думаете, что мы записали в них?

Ученик: (предполагаемые ответы)

Учитель: В квадратах записаны самые важные моменты урока. С помощью этих записей на следующем уроке вы легко сможете рассказать материал о создании «Русских сезонов». Давайте проверим, что у вас получилось?

Ученики, объясняют записи из своих тетрадей.

Учитель: Я предлагаю отдохнуть. 

Один-два-три-четыре-пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим….
          Поочерёдно сгибаем пальцы: мизинцы – большие.
Кисти рук сжать в кулак, выпрямить.

Плавно отводим руки назад.

Закладываем руки за спину.

Голову поднимаем выше.

Спокойно дышим.

в) Пение, работа над песней.

Дыхательная разминка.

Учитель: Продолжаем дышать ровно, спокойно. Вдохнём глубоко ртом, выдохнем носом и наоборот. Подышим часто носиком, ротиком. Резкий вдох носом и ртом, плавный выдох и наоборот.

Приготовили нотную шкалу в тетрадях.

Распевка. (Ребята показывают в тетрадях, учитель на доске, затем можно пригласить ученика к доске)

До, ре, ми, ми, ре, до (плавно, легато)
До, ре, ми, фа, ми, ре, до (плавно)
До, ре, ми, фа, (плавно) соль, соль, соль, соль (отрывисто, стаккато)
Соль, фа, ми, ре, (плавно) до, до, до (отрывисто)

Распевка поётся несколько раз в разных тональностях по возрастанию.

Учитель: Сегодня мы знакомимся с новой песней. Называется она «Родина».

У неё нет автора, значит она какая?

Ученик: если у песни нет автора, значит она народная.

Учитель: Правильно. Эту песню сочинили в народе.

Задание:Внимательно послушайте песню в моём исполнении. Определите характер, расскажите, о чём в ней поётся.

Родина.
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля, –
Это русское раздолье,
Это русская земля.

Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга –
Это русские картины,
Это Родина моя.

Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка,
Это Родина моя.

Учитель: Какой характер был в песне? (спокойный, раздольный, широкий, неторопливый, степенный).

– О чём пелось в песне? (о нивах, полях, горах и долинах, о родной стороне, о нашей Родине).

Работа над песней.

– Слушаем внимательно мотив и поём первый куплет песни.

– Прохлопываем ритм первого куплета, акцентируем внимание на синкопирование и распевы.

– Слушаем мотив, но не поём, а только прохлопываем ритм.

– Работа над звукопроизношением (приём инопланетяне)

– Исполняем всю песню.

5. Закрепление нового материала.

Игра «Удачная рыбалка»

Учитель: Наверное, многие из вас любят ходить на рыбалку. Сейчас вы будете ловить рыбу. Поймав рыбку, ответьте на вопрос.

Викторина с вопросами:

  1. Музыка, каких композиторов звучала на уроке? (И. Стравинского, Сен-Санса).
  2. Где проходили «Русские сезоны», в каком веке? (в Париже, в начале XX века).
  3. Кто был организатором «Русских сезонов»? (С. Дягилев)
  4. Назовите известную балерину начала XX века и её самый знаменитый номер? (Анна Павлова, «Умирающий лебедь»)
  5. Какой художник рисовал декорации к балету «Петрушка»? (А. Бенуа)
  6. Назовите балет, композитора, главных героев балета, с которым мы познакомились на уроке? (И. Стравинский, балет «Петрушка», Арап, Балерина и Петрушка).

Учитель: Молодцы.

(слайд 24, домашнее задание)

6. Домашнее задание:

  1. Выучить записи в трансфертных листах. Подготовить рассказ о гастролях русского балета в Париже.
  2. Нарисовать главных героев балета И.Ф. Стравинского.

7. Итог урока.

Ребята, у вас на парте лежат карточки двух цветов. Оцените наш урок.

Поднимите красную карточку, если урок вам понравился или синюю, если не понравился.

Выставление оценок. Окончание урока.

Приложение 4