Программа факультативного курса для 2–4-х классов по теме "Занимательная грамматика"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Курс изучения “Занимательной грамматики” рассчитан для учащихся 2–4-х классов.

Этапы реализации программы факультативного курса:

  • подготовительный;
  • непосредственно реализация (план прилагается);
  • оценка эффективности;
  • коррекция в соответствии с анализом эффективности;
  • дальнейшее использование в школе.

Анализ эффективности программы факультативного курса:

  • диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
  • анализ занятий проведенных по плану;
  • разработка рекомендаций.

План реализации

программы факультативного курса “Занимательная грамматика” 2 класс (32 часа)

Тема занятия, виды работ

  Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование.
  Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”.
  Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания.
  Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”.
  Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются.
  Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”
  “Грамматическое домино”.
  Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)”
  Что такое азбука? Алфавит. Игра “Кто– кто в алфавите живет?”
  Легкие головоломки. Технология составление головоломок.
  Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса.
  Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении.
  Играем в загадки. Технология составления загадок.
  Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”
  Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.
  Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова)
  Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник.
  Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.
  Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.
  Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””
  Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово”
  Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце слов)
  Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.
  Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное””
  Дружба имени существительного с прилагательным.
  Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!
  Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”
  Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.
  Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.
  Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская “Учусь составлять кроссворд” Технология составления кроссвордов.
  Крылатые слова и выражения.
  Итоговое занятие. Анкетирование.

План реализации

программы факультативного курса “Занимательная грамматика” 3 класс (32 часа)

Тема занятия, виды работ

  Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование.
  Как ты слышишь звуки и пишешь слова? Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?
  Как ты слышишь звуки и произносишь слова? Умеешь ли ты правильно и точно говорить?
  О словах с непроверяемыми безударными гласными. Игра “Где прячется ошибка?”
  Научись правильно определять смысл слов. Незаменимые советчики. Работа с толковым словарем.
  Слово или не слово? Игры “Угадай слово”, “Собери слово”
  Беседа о богатстве русского языка. Почему мы так говорим? Игра “Пословица, я тебя знаю”
  Олимпиада по русскому языку. Школьный тур.
  Волшебный клубок орфограмм (безударные гласные, проверяемые ударением и непроверяемые)
  Волшебный клубок орфограмм (парные звонкие и глухие согласные)
  Волшебный клубок орфограмм (непроизносимые согласные)
  Слово одно, а значений несколько.
  Решение орфографических задач. Как мы дружны с грамматикой.
  Слова – близнецы (омонимы). Игра “Умеешь ли ты различать многозначные слова и омонимы?”
  Слова – друзья (синонимы). Игры “Знаешь ли ты синонимы?”. “Скажи одно и то же по-разному”
  Антонимы. Зачем они?
  Составление кроссвордов.
  Слова – родственники.
  Друзья корней – приставки и суффиксы.
  Научись правильно писать трудные слова.
  Слова – части речи. Игра “Я знаю части речи”
  Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Сказка “Как у существительных род появился”
  Интересное о падежах имён существительных.
  Роль имён прилагательных в связной речи.
  Роль глаголов в связной речи.
  Времена глаголов заменяют друг друга.
  С глаголами раздельно частицу НЕ пиши.
  Знакомство с наречиями.
  Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
  Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как?
  О роли орфографии. Рассказ – беседа о роли орфографии.
  Итоговое занятие. Сколько языков на Земле? Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. Анкетирование.

План реализации

программы факультативного курса “Занимательная грамматика” 4 класс (32 часа)

Тема занятия, виды работ

  Транскрипция. Звуковой анализ слов. Игра “В мире звуков”. Анкетирование.
  Способы словообразования.
  Словообразовательный анализ слова.
  Сложные и сложносочиненные слова. Образование сложных слов в нестандартных ситуациях.
  Олимпиада по русскому языку. Школьный тур.
  Фразеологизмы. По страницам русской истории.
  Почему их так называют? Происхождение слов.
  Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.
  Новые слова. Игра “Какое слово моложе”. Новые имена и названия.
  Слова – пришельцы. Игра “Почему их так называют”. О наших именах.
  Фразеологические словари. Многозначность фразеологизмов.
  Работа с крылатыми выражениями. Составление крылатых выражений из отдельных слов.
  Фразеологизмы-синонимы. Замена выражений синонимами.
  Интеллектуальный марафон.
  Фразеологизмы-антонимы.
  Однозначные и многозначные слова.
  Омонимы. Омоформы. Омографы.
  Синонимы. Образование синонимических рядов.
  Антонимы. Подбор антонимов разных частей речи.
  Форма родительного падежа множественного числа имен существительных.
  Несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных.
  Универсальные заменители – местоимения.
  Хорошо ли ты знаешь глагол? Откуда появились глаголы – исключения?
  Приставки. Многозначные и омонимичные приставки.
  Правописание приставок.
  Суффикс. Трудные случаи правописания.
  Части речи. Морфологические шарады.
  Учимся делать логические выводы.
  Анаграммы. Шарады. Метаграммы.
  Прямая и косвенная речь. Перестроение предложений.
  Ребусы. Занимательные головоломки.
  Итоговое занятие. Анкетирование. Вечер на тему “Как красив и благозвучен русский язык!”

Список литературы

  1. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2167/Itemid,6/
  2. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963 г.
  3. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
  4. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
  5. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.
  6. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.
  7. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
  8. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
  9. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
  10. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
  11. Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999 г.
  12. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991 г.
  13. Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2004 г
  14. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
  15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
  16. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
  17. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
  18. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.
  19. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
  20. Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.
  21. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
  22. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991 г.
  23. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
  24. Шибаев А.А. Весёлый алфавит. – М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
  25. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.
  26. Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.