Нестандартный урок "Поле чудес" по окружающему миру в начальной школе по теме "Полезные ископаемые"

Разделы: Начальная школа


Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся, развивать интерес к учению.

Оборудование: барабан, разделённый на сектора, и на каждом секторе записаны числа (очки), есть сектор “приз”, сектор “+”, дающий право открыть любую букву; чёрный ящик для призов (призы: карандаши, ручки, краски, альбомы и т. д.), плакат, на котором указано: за какое количество очков даются призы и какие призы.

1) Выбирается первая тройка участников.

Классу задаются вопросы. Кто правильно отвечает на вопрос, тот выходит за барабан.

- Какой металл хорошо проводит электрический ток? (Медь)
- Назовите виды известняка. (Мел, мрамор, жемчуг)
- Какие растения особенно чувствительны к недостатку железа? (Яблоня, слива, груша, малина, виноград)

Задание первой тройке.

Как иначе называется алюминиевая руда?

           

(Боксит)

Дети крутят барабан, отгадывают по букве и набирают очки.

2) Выбирается вторая тройка.

Задание классу:

- Вспомните пословицы и поговорки о железе.

Возможные ответы:

  1. Правдивое слово и железо пробьет.
  2. Старательный горы свернет, а старанье железную веревку оборвет.
  3. Человек прочнее железа, тверже камня, нежнее розы.

(Эти пословицы и поговорки употреблялись на уроках).

Задание второй тройке.

Какой металл могут найти геологи, там, где много лесной фиалки?

       

(Цинк)

Рекламная пауза.

Мудрейшин (подготовленный ученик из старшего класса, в шапочке и в мантии) рассказывает о ртути.

Знаете ли вы металл, который при комнатной температуре находится в жидком состоянии? Конечно – это ртуть. Ртуть замерзает при - 39о С, закипает при 357о С. Она в 13 раз тяжелее воды. Ртуть легко испаряется. Ее получают из руды, для этого необходимо разогреть эту руду до 482о С.

Примерно третья часть всего производства ртути идет в медицину.

Ртуть применяется в производстве ламп дневного света и кварцевых, при изготовлении термометров и барометров, для проявления фотоснимков.

Следует помнить, что этот металл ядовитый. При соприкосновении с воздухом, он образует ртутную атмосферу, опасную для человека. Острое отравление солями ртути проявляется в расстройстве кишечника, рвоте, набухании дёсен. Первое, что необходимо сделать в такой ситуации это вызвать у больного рвоту. Затем дать ему молока и яичных белков.

3) Выбор третьей тройки.

- Отгадайте загадку:

Что за чиж на черном поле,
Чертит клювом белый след?
У чижа ни ног, ни крыльев,
Ни пера, ни пуха нет.

(Мел)

- Как называют людей, которые добывают уголь? (Шахтеры)
- Как называют коридоры, которые проделывают в шахтах от их стволов? (Штреки)
- Что получают из железной руды? (Чугун – сталь)

Задание третьей тройке.

В цементное тесто добавляют мыльную пену. После застывания образуется камень, похожий на пчелиные соты. Как называется этот камень?

                 

(Пенобетон)

(Дополнительные сведения: он легче цемента, хорошо заглушает все шумы и удерживает тепло в помещениях).

Рекламная пауза.

Мудрейшин рассказывает о серебре.

Серебро – один из наиболее распространенных металлов. В мире его добывают 850500 кг в год. Из 1 г серебра можно вытянуть тончайшую проволочку длиной 2 км.

Старинное применение серебра – изготовление зеркал (сейчас недорогие зеркала покрывают алюминием). Изделия из серебра найдены в Азии, более 6 тысяч лет назад. Из сплава золота и серебра были изготовлены первые в мире монеты.

Из серебра и его сплавов делают электрические контакты, серебром покрывают провода в ответственных приборах. Из серебряно – палладиевого сплава делают зубные протезы.

Препараты серебра используют для очищения питьевой воды.

(Показывает изделия из серебра).

4) Игра со зрителями.

- Из какого полезного ископаемого получают уксус?

       

(Торф)

(Отгадавшему правильно слово, вручается приз)

5) Финальная игра. (В ней участвуют победители предыдущих троек).

- Как назывались камешки, которые находили по тем местам, где скакал Серебряное копытце в одноимённой сказке Бажова?

               

(Хризолит)

6) Супер игра. (В ней участвует победитель финальной игры)

- Какой металл добавляют в сталь, чтобы она не ржавела?

(Отгадывается слово полностью, после минуты, данной на раздумье).

           

(Никель)

7) Подведение итогов.