Эффективное общение как профессиональный навык социального педагога

Разделы: Социальная педагогика


Под общением понимается взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга. Общение наряду с деятельностью, направленной на познание и преобразование человеком окружающего предметного, физического мира, является одной из основных форм социальной активности человека. В общении друг с другом люди передают друг другу то, чем сами обладают. В результате общения знания, умения и навыки одного человека становятся общими для многих людей.

Общение многофункционально. Особое место занимает воспитательная функция общения как наиболее общая  и социально-значимая. Реализация этой функции обеспечивает расширение кругозора, формирование и развитие эмоциональной и волевой сфер, формирование социально- ценных  отношений (к образованию, труду, морали, человеку, культуре).

Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В России она  появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлась так.

Необходимым элементом системы психологического знания и мастерства в социальной работе является теория психологии общения. Социальный педагог должен обладать рядом черт, включающих, например, естественную потребность помогать людям, способствовать облегчать их существование и социальное взаимодействие, поддерживать чувство собственного достоинства.

Специалисты выделяют три основных качества, которыми он должен обладать: соответствие гуманистического потенциала личности данному роду деятельности; компетентность, включающая знания и умения, как в области социальной работы, так и в смежных сферах; умение устанавливать адекватные межличностные и конвенциальные отношения в различных ситуациях общения. Два последних качества проявляются в целом ряде умений социального взаимодействия, например, в умение менять ролевые позиции и отношения, умение облегчить отношения, умении формировать социальные роли клиентов.

Специалист социальной сферы должен владеть профессиональной культурой, составной частью которой является педагогическая культура общения.

Внешняя составляющая культура социального педагога – это то, что находит повседневное проявление в его отношении к объекту, социальной работе, социально-педагогической деятельности, их результатам.    

Профессиональное мастерство складывается из владения специалистом технологиями, методами и методиками, средствами и приемами;  развитие у него профессиональной техники: самоуправления, вербального, невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека профессиональной деятельности социального работника.

Направленность социального педагога проявляется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах.

Нравственные качества – это усвоенные нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, в общении, социальной работе; нравственные чувства – удовлетворение от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству), стремление помочь, поддержать клиента в решение социальных проблем.   Это удовлетворенность от добросовестного выполнения социальной работы, своей профессиональной деятельности, нравственной по своей сути. Нравственные качества проявляются в таких чувствах специалиста, как долг, совесть, честь. Именно эти чувства способствуют формированию нравственных привычек.

Коммуникативные качества (от лат. – делаю общим, связываю, общаюсь) - способность быстро и правильно строить общение. Социальный работник постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом – тем человеком, кому нужна его помощь. Действенность его деятельности зависит от искусства его общения с клиентом.  

Наблюдательность для социального педагога является исключительно важным фактором.

Интуиция – способность видеть взаимосвязь проявления особенностей личности и ее внутреннего состояния, его индивидуальных черт, перспектив их изменения, а также возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Характерный пример проявления перцептивных способностей воспитателя привел А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит,  я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья». Для социального работника исключительно важно видеть своеобразие клиента, его социальные проблемы и возможности их решения с помощью целенаправленной самореализации.

Рефлексия - умение видеть себя глазами других людей. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны позволяет ему критически относиться к своему поведению и к тому, что и как он делает, более ответственно относиться к своей профессиональной деятельности.

Эмоциональные качества личности характеризуют переживания  специалиста, которые он испытывает при встрече с социальными проблемами человека в процессе социальной работы  и оказывающие существенное влияние на его профессиональную деятельность. К ним относятся:

- эмоциональная устойчивость – самообладание, способность к саморегуляции позволяет социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности;

- эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения.

Общаясь с другими людьми, социальный педагог неизбежно должен был научиться общаться с собой. Рефлектируя, то есть, воспринимая свой собственный образ и понимая другого человека, он, для успеха общения, нередко должен был целенаправленно изменять внешние признаки своего образа и характера поведения. Любая деятельность, а тем более выполняемая на пределе возможностей, требует постоянной оценки своих сил и умения  заставить себя работать, даже если эти силы, казалось, уже исчерпаны. Для этого используются различные способы, пусть не всегда осознанного, но, тем не менее активного, воздействия на свое состояние и самочувствие. Эти и многие стороны самовоздействия  вытекают из сложного многопланового психического процесса, который предполагает все атрибуты общения.

Конкретные же инструменты, позволяющие реализовать различного рода психические действия в этом направлении, есть образ и речь.

Определением  общения является положение И.А.Зимней о том, что  «общение представляет собой форму общественно-коммуникативной деятельности, где «вербальное общение» является специфически человеческой формой взаимодействия членов общности».   

Общение сопровождает производственно-трудовую и учебно-познавательную деятельность, характеризует стиль управления и деловых отношений, происходит в семье и воспитании детей, в дружбе, любви, в поведении в общественных местах и в организациях досуга. Уровень жизнедеятельности человека в каждом из этих сфер зависит от культуры общения.  Умение слушать и слышать связано с вниманием, наблюдательностью.

На основе их учета можно критически оценить свои привычки слушать, используя эффективные приемы слушания в практике общения. Так, Л,И. Зотова, Н.А. Нартова предполагает рекомендации, как надо слушать:

  1. Не уходите от ответственности за общение. Необходимо помнить, что в общении участвуют как минимум два человека, которые попеременно говорят и слушают. Если вам не ясно, о чем говорит ваш собеседник, дайте ему об этом знать или уточняющими вопросами, или переформулировать сказанное с просьбой поправить вас.
  2. Будьте внимательны, то есть слушайте собеседника всем телом: повернитесь к нему лицом, поддерживайте с говорящим визуальный контакт, помните о расстоянии  (дистанции) между вами, которое должно быть удобно для обоих.
  3.  Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Помните, что любой человек может удержать сконцентрированное внимание в пределах минуты.
  4. Старайтесь понять не только смысл, но и чувства вашего собеседника. Наблюдайте за невербальными сигналами, за тоном голоса,  скоростью речи, интонацией, понаблюдайте за тем, что способствуют ли невербальные сигналы большему пониманию речи говорящего или противоречат его словесному содержанию.
  5. Старайтесь выразить понимание.
  6. Не притворяйтесь, что слушаете говорящего. Вас быстро разоблачат.
  7. Не перебивайте без надобности.
  8. Не делайте поспешных выводов.
  9. Не задавайте слишком много вопросов.
  10. Не давайте непрошенных советов.

И в заключении хочется отметить, что культура общения социального педагога - это сложное, многогранное и многоплановое образование. Культура общения формируется в процессе воспитания и продолжается непрерывно в течение жизни и деятельности человека.