Анализ публицистического текста (с использованием технологии открытого образования)

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • научить анализировать текст с точки зрения использования автором изобразительно-выразительных средств языка.

Задачи урока:

  • закрепить знание общих и специальных выразительных средств в ходе работы с электронными словарями и сайтами Интернета;
  • в работе с текстом вырабатывать навык выполнения различных заданий ГИА.

Наглядность:

1) сайты Интернета:

  • портрет художника А.К.Саврасова,
  • картина «Грачи прилетели»,
  • этюды к данной картине,
  • фотография грача,
  • «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля,
  • толковые словари Д.Н.Ушакова и С.И.Ожегова,
  • церковно-обрядовый календарь;

2) сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы 9 кл.

Ход урока

1. Чтение текста № 36 (с.82) (из сборника текстов).

- О чём текст? (Как А.К.Саврасов выбирал сюжет для написания картины о весне.)

- К какому стилю относится данный текст? (К публицистическому.)

- Что доказывает, что текст публицистический? (Факты: художник Алексей Кондратьевич Саврасов – пейзажист, село Молвитино Костромской губернии, церковь Воскресения ХVШ века в селе, Иван Сусанин..)

2. Работа с сайтами Интернета.

1) Учащиеся, разделённые по парам, получают задания найти информацию:

а) Биографию о А.К.Саврасове и его портрет;
б) Где находится село Мовитино? (Костромская губерния);
в) Кто такой Иван Сусанин?

2) Отбор материала для лучшего понимания текста.

Рисунок 1. Саврасов А.К.

а) Творческая судьба Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) необычна. Юношей двадцати четырех лет он уже академик, но потребовалось еще пятнадцать лет напряженной работы, чтобы картина, показанная на 1-й Передвижной выставке, «Грачи прилетели», утвер-дила его как одного из лучших современных мастеров, определила значение его творчества в русском искусстве второй половины XIX века. К этому времени Саврасов завоевал авторитет в среде московской художественной общественности и как художник и как педагог. Но ни одна из последующих его картин, а Саврасов прожил еще 25 лет, не могла затмить обаяние этого небольшого, скромного полотна.

б) Село Молвитино переименовано в Сусанино, находится в Костромской области (показать на карте).

в) Село переименовано в честь подвига, совершённого старостой села Иваном Сусаниным в начале ХVП века. Сусанин завёл польский отряд в болотистую глушь костромских лесов, что-бы спасти жизнь Михаилу Фёдоровичу Романову – будущему русскому царю и погубить вра-гов. Когда поляки разгадали его хитрость, Иван Сусанин был убит.

3) При помощи дополнительной информации, полученной из сайтов Интернета мы подтвер-дили факты, приведённые в тексте.

Перейдём к непосредственной работе с данным текстом.

3. Работа с текстом о Саврасове.

1. Художник Саврасов А.К., как вы поняли, жил и творил в Х1Х веке, его известная картина «Грачи прилетели» была написана в 1871 году.

а) - Какие слова в тексте помогают нам представить то время? (почтовый тракт, извозчик, барин). Что это за слова? (устаревшие)

- Откройте в Интернете Толковый словарь и найдите объяснение этим словам.

Тракт. Ушаков

  1. Большая проезжая дорога. Почтовый т. (дорога с конным почтово-пассажирским сооб-щением; устар.).
  2. Направление, маршрут (спец.).

Извозчик. Ушаков

ИЗВО'ЗЧИК, а, м.

  1. Лицо, занимающееся извозным промыслом; кучер наемного экипажа, пере-возящий седоков и грузы за плату.
  2. Наемный экипаж с кучером (разг.).Нанять извозчика.

Барин. Даль

БАРИН, м. бары, баре мн. барыня ж. боярин, господин, человек высшего сословия; дворянин; иногда всякий, на кого другой служит, в противоположный слуге, служителю.

Надобность.Ушаков

НА'ДОБНОСТЬ, и, ж. 1.только ед.Отвлеч. сущ. кнадобный (устар.).Н. книги. Он доказал свою н.2.в ком-чем с инф. или без доп.Нужда, потребность.

б) Обратимся к выразительным средствам речи, использованным автором данного текста О.М.Добровольским. (класс разделён на 3 группы).

1-я группа находит эпитеты (2абз. и 3 абз.с конца, последн.абз.);

2-я группа – олицетворение (3 абз.с конца);

3-я группа – метафоры и сравнения (2абз. и 3 абз.с конца).

- Что помогают понять нам эти выразительные средства речи?

- Что такое ЭПИТЕТЫ?

Наезженная дорога, уныло-однообразные поля, грязноватом снегу, некрасивые искривлён-ные голые берёзы,, неприметное русское село.

- Что такое МЕТАФОРЫ?

Снежный покров (снег), снежным крошевом (полурастаявший снег).

- Что такое СРАВНЕНИЕ?

Снег похож на грубый домотканый холст;

- Что такое ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ?

Возвышается церковь и колокольня, уходили вдаль поля, прогалины обнажившейся земли.

(Эпитеты, матафоры и сравнение помогают представить унылое однообразие окрест-ности, её безжизненность, природа ещё не проснулась после зимы.)

в) Обратите внимание на диалог между Саврасовым и извозчиком.

- Найдите подтверждение правильности нашего вывода (весна – обычное дело, лучше что-нибудь похлеще, позаковыристей, необнакновенное).

- К какой лексике мы может отнести слова похлеще, позаковыристей, необнакновенное? (разговорн.)

- Для чего используются эти слова? (показать мнение человека из простого народа, необразованного, далёкого от культуры).

- Что означает слово позаковыристей? Посмотрим в Толковом словаре.

Заковыристый. Ушаков

ЗАКОВЫ'РИСТЫЙ, ая, ое; -ист, а, о (простореч.). Мудреный, хитроумный, причудливый.

г) Что оживляет такую однообразную картину весны? (Грачи.)

- О каком дне идёт речь? (О дне Герасима-грачевника).

- Найдите на сайте информацию об этом дне.

В центральных и отчасти северных областях церковный праздник в честь преподобного Герасима, первого Вологодского чудотворца, который жил в 12-м в., совпадал с одним из первых признаков приближающейся весны - прилетом грачей, отчего день 4-го марта и получил название "Герасим - Грачевник".

В народе говорили: "Грач на горе - так и весна на дворе", "Увидел грача - весну встречай". Грач прилетел - через месяц снег сойдет.

По поведению грачей в этот день судили о характере весны: "Коли грачи прямо на старые гнезда летят - весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом".

Грачи играют - будет хорошая погода, стаями с криками вьются над гнездами - то сядут, то опять взволнуются - погода переменится.

Если же грачи прилетали раньше 4 марта, в этом видели дурную примету, предвещавшую голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - "грачей".

д) 2-я группа нашла примеры олицетворения в тексте.

- Что олицетворяет автор данного текста? (церковь и колокольня, прогалины земли) Почему? (церковь и колокольня действуют в любое время года, а земля уже оживает)

2. Что хотел изобразить художник Саврасов на своей картине? Найдите ответ в тексте. («как снег тает, как птицы гнёзда вьют, как небо становится будто синька…»)

- Что говорили современники А.К.Саврасова о его картинах?

Рисункам Саврасова свойственна особая, задушевная повествовательность. Вступая в мир его пейзажей, особенно весенних, зритель как бы идет по талому снегу и грязным дорогам к убогим хижинам, и там, за плетнями и покосившимися заборами, перед ним открываются далеко простирающиеся, еще покрытые снегом поля и высокие небеса. Обыденность и скром-ность передних планов сочетается в рисунках с эпическими просторами далевых видов.

- Обратите внимание, что художник сначала собирался писать этюды, для этого взял с собой этюдник.

Этюд – рисунок, набросок.

Рисунок 2. Этюд 1

Рисунок 3. Этюд 2

Рисунок 4. Грач

4. Картина «Грачи прилетели».

- Посмотрите на картину, которая была написана после поездки в село Молвитино. Как вы думаете, почему первоначально картина была названа «Грачи прилетели!»?

- Получилось ли у Саврасова передать ощущение весны, оживающую природу?

Сам художник писал: «Природа ведь жива, вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна. Нет выше счастья и наслаждения, чем созерцание природы. Земля ведь рай, и жизнь на ней - тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник - тот же поэт." "Нужно любить не только природу, нужно любить форму, линии, любить краски.... Во всем должно быть чув-ство. Без чувства нет произведения. Надо быть влюбленным в природу и творчество, тогда только можно писать. Только любя и боготворя природу, учась у нее, можно найти себя в искусстве».

5. Творческое задание.

Напишите сочинение, высказав своё мнение о предмете спора Саврасова с извозчиком.

Рисунок 5. Саврасов А.К. «Грачи прилетели».