Экологический проект "Вода в моем селе"

Разделы: Экология


«Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все,
что он может, как прекрасна, была бы Земля наша».
А.П. Чехов

Человечество вступило в новую эпоху, которая характеризуется дестабилизацией окружающей среды, вызванной потребительским отношением самого человека к окружающей природе, низким уровнем экологической культуры населения. Человек использует природные ресурсы для удовлетворения своих жизненных потребностей. Современное состояние окружающей среды становится кризисным, что угрожает здоровью каждого в отдельности и благополучию всего человечества в целом. Для дальнейшего существования цивилизации нужен разумный подход и нравственное отношение к природе, где важным звеном является экологическое воспитание и образование детей в школьном возрасте. Именно в этом возрасте знания об окружающей среде переходят в убеждение о ценности природы, школьнику прививается умение адекватно с ней взаимодействовать, что затем перерастает в экологические потребности.

Одним из инновационных методов, позволяющим добиться позитивных результатов в экологическом воспитании школьников, является метод проектов. По своей сути метод проектов относится к методам проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний», в учебном процессе используется исследовательский подход к приобретению знаний. Проектная технология позволяет развить познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Метод проектов позволяет при решении какой-либо проблемы интегрировать знания и умения, полученные из различных областей науки, техники, технологии. Применение метода проектов всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую (работа в малых группах). Деятельность групп направлена на достижение определенных учебных целей. Группы ответственны за решение поставленных задач, выполнение различных проектов, демонстрацию своих успехов. Учебные группы становятся неотъемлемой и центральной организующей структурой экологического образования.

Работа по методу проектов использую уже несколько лет, были подготовлены и реализованы проекты: «Покормите птиц зимой», «Экология моей школы», «Посади дерево», «Родина негромкая моя…», «Погода и народный календарь». Вашему вниманию предлагаю экологический проект «Вода в моем селе», который был представлен на областном конкурсе «Школа будущего».

Цель проекта: выяснить, как изменяется качество питьевой воды в нашем селе.

Задачи:

  1. Узнать мнение медиков о чистоте воды в нашем селе;
  2. Проверить воду на пригодность к употреблению;
  3. Провести опрос населения и построить диаграммы по результатам опроса;
  4. Написать сочинения о водоемах своего села;
  5. Выпустить буклет «Всех выведем на чистую воду!»

Слова главного государственного санитарного врача страны Г. Онищенко подтверждают актуальность проблемы: «Несмотря на относительную защищенность подземных вод от загрязнений, благодаря чему их стремятся использовать для питьевого водоснабжения, к настоящему времени обнаружено около 1800 очагов их загрязнения, 78% которых - в европейской части страны».

Значимость проблемы на местном уровне подтверждают сведения, предоставленные сельской администрацией:

Динамика использования водных ресурсов с. Дубровки

(данные по водозабору из родника Центральный)

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Кол-во водопользователей

1001

980

971

920

915

820

Объем воды, забранный из источника

88000 м3

89000 м3

90000 м3

90000 м3

92000 м3

92300 м3

Проект проводился на занятиях объединения «Турист-эколог» и рассчитан на период сентябрь – ноябрь.

План реализации проекта

№ п/п

Этапы проекта

Участники мероприятий

1.

На занятии учащиеся знакомятся с темой проекта, разбиваются на команды, выдвигают гипотезы исследования.

Защита I этапа проходит в форме открытого занятия, где дети демонстрируют свои презентации. Приложение 1

Участники проекта

2.

Исследовательская работа «Определение свойств воды».

Защита II этапа проходит в форме обсуждения сообщений. Приложение 2.

Участники проекта, учитель химии

Старшеклассники и администрация школы

3.

Социологический опрос населения «Что думают наши односельчане о качестве питьевой воды».

Защита III этапа проходит в форме демонстрации диаграмм, выполненных с помощью программы Excel. Приложение 3.

Участники проекта

 

Старшеклассники и учитель информатики

4.

Работа над темами сочинений.

Защита IV этапа проходит в форме конкурса сочинений. Приложение 4.

Участники проекта, учитель русского языка

5.

Всероссийский урок «Чистая вода».

Отчетной работой этого этапа будет являться буклет «ВСЕХ ВЫВЕДЕМ НА ЧИСТУЮ ВОДУ!». Приложение 5.

Ученики и администрация школы

Участники проекта, учитель информатики

6.

Обсуждение структуры и содержания презентации проекта.

Защита проекта проходит в форме открытого занятия, где представляются лучшие работы, и определяется победитель.

Участники проекта

Родители, администрация школы и учителя

Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить положительные результаты, которых удалось добиться:

  • повышения уровня заинтересованности школьников в защите и сохранении природной среды;
  • развития организаторских способностей учащихся и повышения их экологической культуры;
  • привлечения внимания населения села к проблемам охраны вод и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.

Таким образом, актуальность проектной деятельности заключается в том, что она связана с развивающим, личностно-ориентированным, проблемным обучением и может широко использоваться в образовательных учреждениях. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, осуществляя взаимодействие со специалистами и родителями.