Грибное ассорти

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Классифицировать виды грибов на съедобные, несъедобные и ядовитые грибы нашей местности, их основные отличия;
  • Отработать правила сбора грибов;
  • Учить видеть красоту окружающего мира, любить природу;
  • Развивать у обучающихся внимание, сообразительность, наблюдательность, воображение, эстетические чувства;
  • Расширять читательский кругозор.

Организационный момент.

Сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами подведем итоги экскурсии в лес, расскажем о тех грибах, которые можно найти в нашей местности, научимся отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

В течение нескольких недель вы в группах работали над этой темой, пришла пора рассказать о том, чему мы научились и что нового узнали за это время. (На доске выставка детских рисунков различных грибов).

Работа над темой урока.

- Вспомните, какая погода была в день экскурсии.
- Как выглядел лес?
- Что интересного видели в лесу и на полянах?
- Какие грибы вам встретились?
- Всегда ли вы правильно собирали грибы?
- Какие ошибки были допущены при сборе грибов?
- Можно ли уничтожать незнакомые нам грибы? Почему?
- Понравилось ли вам гулять во время экскурсии?

Славные грибочки!

Это мой грибок!

А это тоже гриб?

Маленький, зато съедобный!

Неплохой урожай!

- В какое время растут грибы? Все ли грибы растут в одно и то же время? Почему?
- Какие грибы вы нарисовали и представили для выставки?
- Вспомните, когда вы ходили собирать грузди, шампиньоны, опята.

Просмотр презентации “Мы идем за грибами”.

(см. “Портфолио”: Творческая работа “Съедобные грибы нашей местности”).

Индивидуальные сообщения детей, подготовленные в группе.

ПОДОСИНОВИК

Оправдывая свое название, подосиновик встречается в лиственных, в основном осиновых лесах. Но увидеть его можно и в хвойных, и в березовых лесах.

Гриб предпочитает мелколесье, сырые тенистые места. Растет семейками, но можно найти и одиночный гриб. Самое урожайное время – середина июня – октябрь.

Шляпка подосиновика диаметром до 30 см, сначала полушаровидная, с возрастом становится выпуклой и подушковидной. Цвет шляпки зависит от окружающей растительности. Среди тополей встречается подосиновик с серой шляпкой, в хвойных борах – с бело-розовой, в чистом осиннике – с красной и темно-красной.

ПОДБЕРЕЗОВИК

Растет в июне – октябре, встречается группами и поодиночке. Его можно увидеть также на опушках и вдоль лесных дорог и тропинок.

Шляпка диаметром до 5 см, выпуклая, позже подушковидная, серая или чаще серо-буроватая, иногда черная, белая или пятнистая. Этот гриб по вкусовым качествам можно сравнить с белым или подосиновиком.

ГРУЗДЬ НАСТОЯЩИЙ

Встречается в березовых и смешанных с березой еловых и сосновых лесах. Растет в июле-сентябре. Грузди растут большими группами.

Шляпка у гриба диаметром до 20см, сначала выпукло-округлая, почти плоская, с загнутым вниз мохнатым краем, позднее распростертая, широковоронковидная.

Нежная и яркая перламутровая белизна шляпки груздя напоминает изделие из слоновой кости.

Белый млечный сок острый, на воздухе желтеет.

РЫЖИК

Это обычный для еловых и сосновых лесов гриб. Предпочитает редколесье. Его можно собирать с середины лета – до середины сентября, в благоприятные год – до начала октября. Рыжик всегда растёт многочисленными группами.

Шляпка диаметром до 15 см, сначала почти плоская или вдавленная посередине, с завёрнутым в низ краем, позднее распрямляется до воронковидных. Она гладкая, рыжая, светло-оранжевая, рыжевато- или синевато-зелёная. Ножка длиной до 9 см и толщиной 2 см, ровная, полая, ломкая, одноцветная или несколько светлее шляпки. Мякоть оранжевая, позднее зеленоватая, с оранжевым млечным соком.

ВОЛНУШКА

Часто гриб встречается в лесной зоне. Предпочитает березняки или смешанные с берёзой леса. Сезон сбора: июль – октябрь.

Шляпка диаметром до 12 см, сначала плоская с ямкой в центре и завёрнутым краем, позднее воронковидная, волокнистая, по краю мохнатая, шерстистая, отсюда и названия гриба (от древнерусского “вовне”, т.е. “шерсть” ). В сырую погоду шляпка посредине клейкая, розовая или желтовато-розовая, с красноватыми зонами. Ножка длинной до 6 см, толщиной до 2 см, цилиндрическая, полая, одноцветная со шляпкой или светлее. Мякоть рыхлая, ломкая, белая или розоватая, с белым жгуче-едким млечным соком.

СЫРОЕЖКА

Это едва ли не самый распространенный гриб. Встречается повсеместно. Ее шляпка диаметром до 10 см, сухая, иногда тонкоморщинистая с гладким или слаборубчатым краем, с несдирающейся или слабосдирающейся кожицей, которая часто не доходит до края шляпки на 1-2 мм, розовая, бело-розовая или бордово-красная, у большинства грибов с крупными белыми пятнами. Пластинки частые, вблизи ножки многие развествтлены, белые или желтовато-белые. Ножка ровная, цилиндрическая, книзу несколько тоньше, белая. Мякоть довольно крепкая, белая.

- Это, конечно же, не все съедобные грибы, которые растут в наших лесах. Рассказы об этих маленьких чудесах можно продолжить. Ребята рассказали лишь о некоторых видах.

Просмотр презентации “Почему красавец-гриб не попал в лукошко” (работа подготовлена следующей группой).

(см. “Портфолио”: Творческая работа “Съедобные грибы нашей местности”).

Публикация “Гриб – чудо природы”.

- Что значит “тихая охота”? На кого можно “охотиться”?
- Назовите съедобные грибы.
- Как правильно собирать грибы?
- Какие правила нужно соблюдать при сборе грибов?
- Назовите несъедобные грибы, ядовитые грибы.
- Как и чем отличаются ядовитые грибы от других видов грибов?
- Существуют ли в природе бесполезные грибы?
- Можно ли отравиться съедобными грибами? Когда?

Соревнования между командами.

- Какие загадки о грибах вы знаете?
- Какие песни, частушки о грибах вы знаете?

Работа с пословицами.

Объясните смысл пословицы или поговорки.

  • Весна красна цветами, осень - грибами.
  • Тише идешь - больше наберешь.
  • Леса нет, и гриб не родится.
  • Гриб – лучшая приправа.
  • Возле леса быть – голодному не быть.
  • Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу.
  • Спустя лето за грибами не ходят.
  • Где гриб вырос, там его и берут.
  • Лисички грибы чистые.
  • От переросших грибов пользы никакой, а вред большой.
  • На окошке грибы не растут.
  • Много грибов – мало меду.

- А какие пословицы вы еще знаете?

Кроссворды. (Приложение1)

Работа в группах. Разгадайте предложенные кроссворды.

- А что можно приготовить из грибов?

Подготовленная группа детей представляет презентацию “Попробуй – очень вкусно!”

- Вы многое узнали, пока работали над проектом “Съедобные грибы нашей местности”. Лучшие материалы можно найти в методическом кабинете нашей школы, а также на Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, в котором приняли участие наши ребята.

Творческая работа в группах.

- А сейчас мы предлагаем вам еще раз поработать в группах. Вы грибы собирали, варили, жарили и ели, рисовали, загадывали и отгадывали загадки, пели песни и частушки о грибах, знакомились с народным творчеством, готовили презентации и публикации.

Сейчас мы предлагаем вам поработать с бумагой. Вам необходимо выполнить аппликацию из цветной бумаги. Посмотрим, какая из групп выполнит самую интересную работу.

Работа должна быть интересной, красивой, аккуратной, эстетичной. Чтобы работа не оказалась испорченной, необходимо каждому из вас поработать добросовестно, творчески, с хорошим настроением.

Предварительно проводится работа по ТБ при работе с бумагой, ножницами и клеем. Во время работы в группах, учитель оказывает помощь обучающимся, если это необходимо.

Самостоятельная работа.

Подведение итогов творческой работы. Подготовка работ к творческой выставке.

Подведение итогов.

- Понравилось ли вам работать в творческих группах? Чем?
- Что нового узнали с урока?
- Хотели бы вы поработать над проектом дальше? Какие бы еще вопросы хотели осветить?
- Предлагаю несколько вопросов для дальнейших исследований.

  1. Можно ли встретить грибы на Крайнем Севере? А у экватора?
  2. Быстро ли растут грибы?
  3. Бывают ли грибы-великаны?
  4. Есть ли у грибов двойники?
  5. Для чего можно использовать ядовитые грибы?
  6. Какие легенды или былины о грибах вы сможете отыскать?
  7. В каких произведениях вы встречали описание грибов?

Рефлексия.

- С каким настроением вы сегодня работали?

Используемая литература:

  1. Серикова “Народные советы грибникам”.- М.: ООО ТД “Издательство Мир книги”, 2008г.
  2. Капустин К.И., Воробьева Л.И. “Грибы для вашего стола”. – Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1990г.
  3. Г.И.Сержанина, И.И.Змитрович “Макромицеты”/ Под.ред.Н.А.Дорожкина. – 2-е изд., - Мн.: Высш.шк., 1986г.
  4. http://fotki.yandex.ru/
  5. Ресурсы Интернет.