Автоматизация расчетов в Excel

Разделы: Информатика


Цель урока: Научить использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов

Задачи урока

Образовательные:

  • научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов;
  • закрепить приобретенные навыки по заполнению, форматированию и печати таблиц.

Воспитательные:

  • Продолжить работу над воспитанием терпеливого и внимательного отношения к выполняемой работе;

Развивающие:

  • Продолжить работу по развитию любознательности, интереса к предмету «информатика» и учению в целом;
  • Продолжить работу над формированием общеучебных умений: слушать объяснение учителя, самостоятельно выполнять задания учителя;
  • Развивать логическое мышление, способность к анализу;

База знаний и место урока:

Это 5 урок в теме «Табличный процессор Microsoft Excel». К этому уроку учащиеся знают:

  • Что такое «электронные таблицы», их виды, функции; назначение. Интерфейс табличного процессора Microsoft Excel;
  • Как использовать Мастер функций, изменять формат ячейки, решать задачи;
  • Арифметические действия в ЭТ, автосуммирование числовых данных, возможности использования встроенных функций;
  • Относительные и абсолютные ссылки;
  • Правила копирования формул;

Основные умения:

  • Умеют составлять и заполнять таблицы;
  • Умеют использовать Мастер функций для ввода данных;
  • Умеют изменять формат ячейки, размер, заливку, объединять ячейки;
  • Умеют копировать формулы;
  • Умеют использовать относительные и абсолютные ссылки;

Тип урока: Комбинированный урок;

Структура урока:

  • Организационный этап – 2 мин;
  • Постановка темы и целей урока – 2 мин
  • Фронтальный опрос – 10 мин
  • Объяснение нового материала – 10 мин
  • Решение самостоятельной работы – 25 мин
  • Подведение итогов. Выставление оценок (индивидуально)

Материальная база, оборудование урока

ЭВМ типа IBM. Мультимедийный проектор. ОС Windows XP. ППП MS Office XP (табличный процессор Excel), карточки с заданиями. Карточка «Штатное расписание хозрасчетной больницы»;

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, объявление темы и цели урока.

При выполнении работы должны соблюдаться правила ТБ при работе за ПК и правила поведения в компьютерном классе.

II. Постановка темы и целей урока.

III. Фронтальный опрос.

Вопросы:

  • Каково назначение программы Excel?
  • Что такое адрес электронной ячейки, из чего он состоит?
  • Как произвести ввод данных в ячейку?
  • Какие форматы данных вы знаете?
  • Как можно изменить высоту и ширину ячейки в электронной таблице?
  • Какие способы выравнивания текста в ячейке вы знаете?
  • Каким образом можно объединить ячейки электронной таблицы?
  • Как перенести текст в ячейке по словам?
  • Каким образом можно произвести обрамление таблицы в Excel?
  • Как очистить ячейки таблицы от данных?
  • Как произвести копирование содержимого ячейки?

IV. Объяснение нового материала.

Преподаватель объясняет учащимся новый материал. В процессе объяснения нового материала, учащиеся выполняют практические задания по новой теме.

Постановка задачи: заведующий хозрасчетной больницей должен составить штатное расписание, т. е. определить, сколько сотрудников, на каких должностях и с каким окладом он должен принять на работу. Общий месячный фонд зарплаты составляет 10 000.

Построим модель решения этой задачи.

Поясним, что является исходными данными. Казалось бы, ничего не дано, кроме общего фонда заработной платы. Однако заведующему больницей известно больше: он знает, что для нормальной работы больницы нужно 5—7 санитарок, 8—10 медсестер, 10—12 врачей, 1 заведующий аптекой, 3 заведующих отделениями, 1 главный врач, 1 заведующий хозяйством, 1 заведующий больницей. На некоторых должно­стях число людей может меняться. Например, зная, что найти санитарок трудно, руководитель может принять решение о сокращении числа санитарок, чтобы увели­чить оклад каждой из них.

Итак, заведующий принимает следующую модель задачи. За основу берется оклад санитарки, а все остальные вычисляются исходя из него: во столько-то раз или на столько-то больше. Говоря математическим языком, каждый оклад является линейной функцией от оклада санитарки: А´С+В, где С — оклад санитарки; А и В—- коэффициенты, которые для каждой должности определяются решением совета трудового коллектива.

Допустим, совет решил, что

  • медсестра должна получать в 1,5 раза больше санитарки (А=1,5, В=0);
  • врач — в 3 раза больше санитарки (В=0, А=3);
  • заведующий отделением на $30 больше, чем врач (А=3, В=30);
  • заведующий аптекой — в 2 раза больше санитарки (А=2, В=0);
  • заведующий хозяйством —на $40 больше медсестры (А=1.5, В=40);
  • главный врач — в 4 раза больше санитарки (А=4, В=0);
  • заведующий больницей на $20 больше главного врача (А=4, В=20).

Задав количество человек на каждой должности, можно составить уравнение: Nl´(Al´C+BI)+N2´(A2´C+B2)+...+N8´(A8´C+B8)=10000,

где N1 — количество санитарок; N2 — количество медсестер и т. д.

В этом уравнении нам известны А1...А8 и В1...В8, а неизвестны С и NI...N8.

Ясно, что решить такое уравнение известными методами не удастся, да и единственно верного решения нет. Остается решать уравнение путем подбора. Взяв первоначально какие-либо приемлемые значения неизвестных, подсчитаем сумму. Если эта сумма равна фонду заработной платы, то нам повезло. Если фонд заработной платы превышен, то можно снизить оклад санитарки либо отказаться от услуг какого-либо работника и т. д.

Проделать такую работу вручную трудно. Но вам поможет электронная таблица.

Ход работы: Выполнение задания карточки (Приложение 1)

  1. Отведите для каждой должности одну строку и запишите названия должностей в столбец А .
  2. В столбцах В и С укажите соответственно коэффициенты А и В.
  3. В ячейку Н5 занесите заработную плату санитарки (в формате с фиксированной точкой и двумя знаками после нее).
  4. В столбце D вычислите заработную плату для каждой должности по формуле А*С+В.

    Обратите внимание! Этот столбец должен заполняться формулами с использованием абсолютной ссылки на ячейку Н5, в которой указана зарплата санитарки. Изменение содержимого этой ячейки должно приводить к изменению содержимого всего столбца D и пересчету всей таблицы.
  5. В столбце Е укажите количество сотрудников на соответствующих должностях в соответствии со штатным расписанием.
  6. В столбце F вычислите заработную плату всех рабочих данной должности. Тогда сумма элементов столбца F даст суммарный фонд заработной платы.

    Данные в столбцах D, F должны быть представлены в формате с фиксированной точкой и двумя знаками после нее.
  7. Если расчетный фонд заработной платы не равен заданному, то внесите изменения в зарплату санитарки или меняйте количество сотрудников в пределах штатного расписания, затем осуществляйте перерасчет - до тех пор, пока сумма не будет равна заданному фонду.
  8. Сохраните таблицу в личном каталоге под именем work_3.xls.
  9. После получения удовлетворительного результата отредактируйте таблицу.

9.1. Оставьте видимыми столбцы А, D, Е, F.
Столбцы В, С можно скрыть, воспользовавшись пунктом меню Формат. столбец, Скрыть.
9.2. Дайте заголовок таблице “Штатное расписание хозрасчетной больницы”          и подзаголовок “зав. больницей Петров И. С.”.
9.3. Оформите таблицу, используя автоформатирование. Для этого:

  • выделите всю таблицу, включая заголовки;
  • выберите пункт меню Формат, Автоформат;
  • выберите удовлетворяющий вас формат
  1. Сохраните отредактированную таблицу предъявите учителю: файл work_3.xls на экране;

V. Итоги:

Выясняет степень усвоенности нового материала (с каждым индивидуально).