Урок-обобщение по химии в 8-м классе по теме "Путешествие в мир кислот"

Разделы: Химия


Цель урока: Продолжить изучение состава, свойств кислот; показать связь между свойствами веществ и их применением; обратить внимание учащихся на правила работы в химическом кабинете.

Оборудование: штатив с пробирками.

Реактивы: растворы кислот, индикаторы, цинк, оксид цинка, гидроксид натрия, карбонат натрия, нитрат серебра.

Эпиграф:

Естествознание так человечно,
так правдиво, что я желаю, удачи
каждому, кто отдается ему …
Гете

Маршрут путешествия:

  1. Станция Познавательная
  2. Станция Историческая
  3. Станция Теоретическая
  4. Остановка “Красный свет”
  5. Станция Экспериментальная
  6. Стация Занимательная

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Все, взрослые и дети, любят путешествовать. Вот и сегодня я приглашаю совершить путешествие в новый для вас мир – мир кислот. Все самое важное, новое вы будете записывать в тетради. Это ваш путевой дневник. Откройте тетради и запишите число, тему и маршрут путешествия.

Мы находимся на станции Познавательная. Человек практически сталкивается с кислотами ежедневно. Снег, дождевая вода кажутся на первый взгляд чистыми, но на самом деле в них растворено много примесей: в воде углекислый газ, поэтому дождевая вода является раствором угольной кислоты. А как рождается азотная кислота? Сверкнула молния, азот и кислород вступили в реакцию, образовался оксид NO, затем он окисляется в другой оксид NO2 , далее с водой и кислородом он дает HNO3. Ежегодно с дождями выпадают 100 млн. тонн азотной кислоты, которая удобряет землю.

Много кислот содержатся в фруктах, овощах, молочно-кислых продуктах: яблочная, уксусная, лимонная, щавелевая. С кислотами сталкиваемся не только дома, но и в природе. Если летом присесть в лесу вблизи муравейника, надолго запомните укусы муравьев. Он не только кусается, но и впрыскивает яд, содержащий до 70 % муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты жжется крапива. Многие обитатели лесов используют кислоту в качестве химического оружия. Это пауки, тысяченожки, гусеницы. Но и растения не отстают от животного мира. Около 800 видов растений вырабатывают синильную кислоту и используют ее в межвидовой борьбе. Кислоты служат лекарством для животных. Лоси лечатся мухомором, там содержится иботеновая кислота. Но самая значительная функция кислот в природе – разрушение горных пород и образование почвы. Ветер, температура, кислоты превращают гранит в труху (лишайниковая).

Велика роль кислот в организме человека, всем хорошо знакома аскорбиновая кислота Vit C, необходимая для защиты организма от болезней. Аминокислоты входят в состав белков. Велика роль соляной кислоты, которая содержится в желудке человека и животных. Она помогает переваривать пищу, убивает микробы, которые попали с пищей, да и самочувствие человека определяется содержанием кислоты.

Вывод (совместно с учащимися).

Кислоты выполняют следующие роли:

  1. Защитная
  2. Являются лекарством
  3. Удобряют землю
  4. Участвуют в процессах почвообразования и переваривания пищи.

2. Станция Историческая.

Самой первой кислотой, которую научился получать человек – уксусная. Само слово “кислота” произошло от названия уксуса “ацетум”. Это было 3 тыс. лет назад. Виноградный сок, запасенный впрок, закис, и превратился в уксус. Его стали использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок. В России уксусную кислоту называли древесная кислота.

Серная кислота. Человек познакомился с ней в Х веке. Открыл ее персидский химик Абубекер аль Рези. Соли же серной кислоты люди использовали в красильном производстве гораздо раньше. Саму кислоту выделили из купоросов (FeSO4 7H2O), поэтому ее называли на Руси купоросным маслом.

Соляную кислоту и азотную определили в XIV веке. Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную – селитряной водкой. Сразу понятно по названиям, соляную кислоту получили из поваренной соли, а азотную – из селитры с использованием серной кислоты, поэтому серную кислоту стали называть матерью всех кислот.

Угольную кислоту впервые получил XVIII веке Пристли, английский химик и священник.

Для этого он в воде растворял углекислый газ, этот раствор называли содовой водой, которая получила широкое применение в качестве напитка. За это открытие Пристли наградили золотой медалью.

Кратко запишем в тетради:

  1. CH3COOH – уксусная кислота (“древесная кислота”; 3 тыс. лет назад).
  2. H2SO4 – серная кислота (Х век, купоросное масло).
  3. HCl – соляная кислота (XIV век соляный спирт).
  4. HNO3 – азотная кислота (XIV век, селитряная водка).
  5. H2CO3 – угольная кислота (XVIII век, содовая вода).

Путешествие продолжается. Следующая остановка.

3. Станция Теоретическая.

Вспомним определение кислот (ответ).

Выполним упражнения по классификации кислот: HCl, H2SO4, HNO3, H2CO3, H3PO4, H3BO3, HF, HBr, H2S (одноосновные, двухосновные, трехосновные, бескислородные, кислородсодержащие).

4. Впереди красный свет. Проезда нет. Остановка.

Идет проверка правил техники безопасности при работе с кислотами.

Кислоты – химические вещества, вызывающие ожоги, обращаться с ними надо осторожно, соблюдать правила ТБ.

  1. Хранить в таре, с материалом которой не взаимодействует кислота.
  2. Не проливать на одежду, кожу рук. Если это случилось – смыть водой, нейтрализовать 5% раствором соды, снова смыть водой.
  3. Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот.

Опыт: разбавление концентрированной серной кислоты в воде, действие ее на древесину, сахар, хлопчатобумажную ткань.

Вывод: концентрированная H2SO4 – разрушает древесину, сахар, ткани.

5. Станция Экспериментальная.

Изучение физических свойств кислот

Описать свойства кислот.

Химическая формула Название Агрегатное состояние Цвет Запах Действие индикатора (лакмус)
HCl Соляная Жидкость Не имеет Резкий Красный
H2SO4 Серная Жидкость Не имеет Не имеет Красный

6. Занимательная станция.

Опыты:

Взаимодействие с соляной кислоты с цинком, оксидом цинка, гидроксидом натрия, карбонатом натрия, нитрата серебра.(учащиеся с помощью учителя записывают уравнения реакций).

Викторина.

а) Иду на мелкую монету.
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знаю мое имя …(медь)

б) Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит
Знает, млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен …(йод)

в) Предупреждаю я заранее,
Что не пригоден для дыхания!
А все равно меня не слышат
И постоянно мною дышат
Я главный в воздухе, так вот
Легко меня узнать?! ...(азот)

Заключительное слово учителя.

Учащиеся совместно с учителем обобщают и делают вывод по значение кислот в природе, в жизни человека и их химической активности.

Домашнее задание: составить и решить две задачи по химическим свойствам кислот.