Библиотечный урок на тему "Сказка о тебе и обо мне" (по произведению Д.Ю. Соколова "Поймайчик Агао с планеты людчей")

Разделы: Литература, Организация школьной библиотеки


Цель урока: создание условий для работы с художественным текстом.

Задачи урока: познакомиться с краевой семейной литературно-художественной газетой “Это мой мир”; развивать умение и навык работы с текстом; воспитывать культуру чтения; учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы.

Тип урока: интегрированный с опорой на региональный компонент

Вид урока: работа с художественным текстом.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приемы: чтение с остановками, рисунок-прогнозирование по названию, кластер, синквейн, опорные слова, двойной дневник, смысловая схема.

Продолжительность урока: 80 минут.

Ход урока

1 этап урока – стадия “Вызов” .

1. Библиотекарь задает вопрос-загадку “О каком печатном издании писатель Карел Чапек говорил: “каждодневное чудо”? Пытается вывести их на понятие “газета”, затем предлагает учащимся вспомнить, как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники записали в своих тетрадях все, приходящее им на ум. Затем предлагает учащимся объединиться в пары, обсудить полученные записи, отобрать наиболее оригинальные идеи, выработать коллективный вариант ответа. После этого каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных слов или выражений. Основное условие – не повторять того, что уже было сказано другими. В результате на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания.

Библиотекарь предлагает детям просмотреть краевую литературно-художественную семейную газету “Это мой мир” и, используя ключевые слова (“газетный жанр”, “автор”, “издатель”, “адресат”, “рубрика”), составить мини-рассказ о газете. Пополнив свои знания о ней, учащиеся составляют синквейн (“пять строк”, написанных по определенному правилу):

Газета.
Разная, ежедневная.
Приходит, сообщает, развивает.
Идет в ногу со временем.
Информация.

Далее библиотекарь говорит о том, что в одном из номеров газеты “Это мой мир” было помещено произведение Дмитрия Соколова “Поймайчик Агао с планеты людчей”

2. Учитель предлагает вниманию детей биографическую справку о писателе.

Дмитрий Соколов – психотерапевт и сказочник. Родился и вырос в Харькове. В 17 лет поступил на биофак московского университета и уехал в Москву. С несколькими перерывами он прожил в Москве 10 лет. Первый большой перерыв был на службу в армию, второй – на учебу в США. Несколько лет в Москве и в Колорадо занимался нейробиологией, пока не понял, что увлекся нелюбимым делом. Случайно Дмитрий Юрьевич пошел работать в детский дом. Он вспоминал: “Это было очень здорово для меня. Тогда я постепенно увлекся психотерапией”. Через какое-то время он начал писать сказки (а писать, быть писателем было очень важной его мечтой с детства). Дмитрий Юрьевич продолжал работать с детьми – сначала по детским садам, а потом в центральной детской больнице им. Филатова. Под конец этого периода он написал свою первую книгу “Сказки и сказкотерапия”, которую ждала счастливая судьба нравиться многим хорошим людям и переиздаваться каждые два года в новом месте. Дмитрий Юрьевич Соколов – человек разнообразных увлечений, из которых придумывание и анализ сказок сделал основной профессией. Последние годы живет в горной деревне Ворон в Крыму.

Учитель сообщает детям о надписи “Аптека для души”, обнаруженной археологами над входом в помещение библиотеки, основанной египетским фараоном Рамзесом 2 более трех тысяч лет тому назад. О чем это говорит? (По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, только не от гриппа или ангины. Это то, что делает сильным ум человека, облагораживает душу). Именно таким лекарством и являются сказки Дмитрия Юрьевича Соколова. Обратимся к одной из них. (Предварительного чтения сказки не должно быть!)

II этап урока – стадия “Осмысление”.

В период подготовки к уроку учащимся было предложено нарисовать обложку книги, зная только ее название “Поймайчик Агао с планеты людчей” На уроке идет показ детских рисунков и их обсуждение. Далее следует чтение и обсуждение текста.

Чтение первого отрывка со слов “На далекой-далекой планете живут очень похожие на нас существа” до слов “Ребенок” у них называется “любенок”, “мальчик” - “поймайчик” и так далее”.

(Полная версия текста на сайте http://skazkoterra.rajaka.net/skt0.html)

Вопросы учителя:

  1. Докажите, что перед нами сказка.
  2. Оправдались ли ваши предположения, возникшие при рисовании обложки книги?
  3. Зная название и прочитав первый отрывок, предположите, что будет происходить дальше.

Чтение второго отрывка со слов “ И вот жил на этой планете поймайчик Агао” до слов “ Переродителя у него почему-то не было”.

Вопросы библиотекаря:

  1. Ожидали ли вы такого поворота событий?
  2. Как вы думаете, какую роль выполнял каждый родитель?
  3. Хорошо ли это иметь семь родителей?

Чтение третьего отрывка со слов “У каждого родителя было, конечно, свое дело” до слов “Освободи, пожалуйста, немного места на дне своего сердца”.

Вопросы учителя:

  1. Совпали ли ваши предположения о роли каждого родителя?
  2. Какой подарок, по-вашему, приготовил наградитель?
  3. Что произойдет дальше?

Чтение четвертого отрывка со слов –  “Это трудно сделать, – сказал Агао” до слов “Потом еще были проводы, танцы, песни, потом все легли спать, а наутро Агао взвалил себе на плечи мешок (хотя шубу и шапку он все же оставил) и отправился в дорогу”.

Вопросы библиотекаря:

  1. Что вы почувствовали, прочитав отрывок?
  2. Совпали ли ваши предположения?
  3. Как подарок наградителя сможет помочь Агао?

Чтение пятого отрывка со слов “Путь его лежал через пустыню” до слов “Его так это изумило, что он бегал вокруг, пока не запыхался. Тут его позвал погонщик”.

Вопросы библиотекаря:

  1. В чем же все-таки была сила подарка наградителя?
  2. Что в этом эпизоде оказалось для вас неожиданным? (Предположительный ответ детей: “спереди - дворец… назад - хижина”).
  3. Как будет маг обучать Агао волшебству?

Для того чтобы продолжить работу дальше, знакомим детей с приемом “Двойной дневник”

Что понравилось, что запомнилось Почему запомнилось, какие ассоциации возникли
   

Чтение шестого отрывка и заполнение таблицы. Он начинается со слов “ - Итак, я буду давать тебе задания, а ты будешь их выполнять до слов “- Скажите, – спросил Агао, – людчи умирают или нет?”

Завершая работу над эпизодом, используем прием “Перекрестная дискуссия” (графическое оформление – смысловая схема).

Смысловая схема: задания волшебника: “найдешь свою смелость” —> “будешь учиться трусости” —> “будешь учиться быть веселым” —> “теперь учись грустить” —> “а теперь – спокойствие” —> “ узнаешь, людчи умирают или нет”.

Вопросы учителя:

  1. В небесном доме Агао встретит Солнце, Звезды, Луну, Розу. Предположите, что ответят ему эти герои.

Чтение седьмого отрывка со слов “ Агао пошел в небесный дом” до слов “- Правильно, – сказал волшебник. - Твоим следующим заданием будет вот что: тебе нужно спуститься в пещеры подземного царства и узнать, где прячется иголка твоей жизни”.

Вопросы учителя:

  1. Какие ваши предположения подтвердились?
  2. Как дальше будут разворачиваться события? Что ждет героя в подземных пещерах? Предположите, где прячется иголка жизни Агао.

Чтение восьмого отрывка со слов “И вот Агао спустился в подземное царство” до слов “- Вот твое последнее задание, – сказал волшебник. - Оно тоже трудное”.

Вопросы учителя:

  1. Какие ваши предположения подтвердились?
  2. Что было неожиданным.
  3. Прокомментируйте ответ Агао.
  4. Предположите, каким будет последнее задание Агао? (Дополнение смысловой схемы “ты не можешь его найти, ты можешь его только создать”)

Чтение девятого отрывка со слов “ Видишь ли, твоего родителя-переродителя просто нет. Ты не можешь его найти. Ты можешь его только создать” до слов “ Ну как он мог отгадать? Конечно, это не могли быть его друзья, и никто из его родителей тоже не мог стать его переродителем”.

Вопросы библиотекаря:

  1. Почему герой выбирал так долго?
  2. О чем он думал в процессе выбора?
  3. Какой выбор сделали бы вы?

Чтение десятого отрывка со слов “Он думал, думал, и никак не мог ни до чего додуматься” до слов “И на этой фотографии был изображен поймайчик Ага”.

Вопросы учителя:

  1. Оправдались ли ваши ожидания?
  2. Меняется ли Агао в течение сказки?
  3. .Какими качествами должен обладать человек, желающий делать “себя сам”.
  4. В чем “лечебный” эффект сказки?
  5. Сколько раз в сказке повторяется число “семь”? Каково его значение? (Число “семь” символизирует тайну, а также изучение и знание как путь исследования неизвестного и невидимого. Это семь правящих планет, семь дней недели, семь нот гаммы. Семь объединяет целостность 1 с идеальностью 6 и образует собственную симметрию, делающую его действительно психическим числом. Это символ гармонии с природой, следовательно, с самим собой).

III этап урока - стадия “Рефлексия”.

Детям предлагаются три высказывания, среди которых они должны выбрать то, что подтвердит основную мысль сказки.

“У каждого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и, другое, более важное, которое он дает себе сам”. (Э.Гиббон).
“Вся моя жизнь, собственно говоря, лишь одно продолжительное воспитание”. (К. Гельвецкий).
“Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, - значит ты воспитатель” (Ш. Летурно).

(Предполагается, что выбор будет за высказыванием Ш. Летурно, так как именно эти этапы формирования себя как личности прошел главный герой, прежде чем стал переродителем).

Домашнее задание: написать письмо-отзыв о прочитанном редактору газеты.

Использованная литература:

  1. Васюта И.,.Махотина А.Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы www.itn.ru/ communities.aspx?cat_ no=7855&d_no=7754& ext=Attachment.aspx? Id=1902
  2. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во "Бонфи", 2002
  3. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма.lib.1sept.ru/2004/17/15.htm
  4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003
  5. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом “Речь”, 2003.
  6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.
  7. Зачесова Е.В., Применение РКМЧП, текст "Морские черепахи" doob-054.narod.ru/RCMChP.html
  8. Соколов Д.Ю. Поймайчик Агао с планеты людчей.- газета “Это мой мир”.-2008.- № 18 (23 сентября).- стр. 8.
  9. Соколов Д. Ю.. Сказки и сказкотерапия. Поймайчик Агао с планеты людчей. http://skazkoterra.rajaka.net/skt0.html

Приложение.