Элективный курс для учащихся 10–11-х классов "Историческая живопись в творчестве русских художников"

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Содержание:

  1. Введение. (1 час)
  2. Тема 1. Мир античности (5 часов)
  3. Тема 2. Русь изначальная. (4 часа)
  4. Тема 3. От московского князя к государю всея Руси. (3 часа)
  5. Тема 4. Смутное время. (1 час)
  6. Тема 5. «Удивительный XVII в.» (4 часа)
  7. Тема 6. «Бурный» XVIII в. (4 часа)
  8. Тема 7. Грозный 1812 г. (1 час)
  9. Тема 8. Крестьянский вопрос на Руси. (2 часа)
  10. Тема 9. Братья-славяне (1час)
  11. Тема 10. Освободительное движение второй половины XIX в. (1 час)
  12. Тема 11. Священная история. (1час)
  13. Тема 12. «Жизнь за други своя…» (1 час)
  14. Тема 13. «Москва не сразу строилась». (1 час)
  15. Тема 14.Историко-революционная живопись 20-х гг. (1 час)
  16. Тема 15. Великая Отечественная война 1941-1945гг. (1 час)
  17. Тема 16. Искусство плаката. (1 час)
  18. Итоговое занятие. (1 час)

Учебно-тематический план курса: см. Приложение 1.

Список литературы – см. Приложение 2.

Элективный курс «Историческая живопись в творчестве русских художников» предназначен для учащихся 10-11 классов лицеев, гимназий, общеобразовательных школ.
Актуальность данного курса объясняется тем, что в насыщенном сложным материалом программе, отводится ограниченное время вопросам культуры, и учителю требуется немало усилий, чтобы суметь изложить их достаточно полно, не «скороговоркой».
Историческая тема имеет огромное значение для искусства. Проникая во все виды художественного творчества, она привлекает внимание людей к великим и достопримечательным событиям отечественного прошлого.
Искусство сопровождало человека с глубокой древности. И в прежние времена, и в наше время, все народы стремились «творить по закону красоты», восхищались произведениями искусства и почитали их создателей. Благодаря дошедшим до нас произведениям искусства мы узнаем о давних временах и исчезнувших народах. Даже тогда, когда другие явления культуры, такие как язык, письменность, могут быть забыты, искусство доносит до нас облик некогда живших людей, их мысли и чувства, их понятие о добре и зле, рассказывают о жизни, обычаях и нравах. Оно способно с особой силой воссоздать исторический образ эпохи, донести до учащихся мораль общества, его идеологию, а также устремления и надежды народа.
Произведения искусства, как и научные открытия, позволяют судить о пути познания мира, по которому шел человек, борясь с предрассудками, суеверием, освобождаясь от физического и духовного рабства.
Исторический жанр в живописи не менее древен, чем сама живопись. Людям всегда был свойственен интерес к минувшему. И это не праздное любопытство, а поиск ответов на вопросы, выдвинутые современностью, страстное желание найти аргументы за или против в хронике сегодняшнего дня, использовать их в борьбе за будущее. Исторический жанр – один из самых трудоемких жанров живописи. Во всяком произведении искусства художник выражает свое отношение к миру, дает оценку жизненных явлений с точки зрения того общества, где он живет, тех идейных позиций, которые он, художник, представляет и разделяет. Искусство помогает человеку познать мир и познать самого себя. Оно формирует человека как личность.

1.  Введение (1 час)

Исторический жанр. Виды произведений исторической живописи. Возникновение и развитие русской исторической живописи.

2.  Тема 1. Мир античности (5 часов)

2.1. Мир античности

Мифологический жанр. Греческие мифы о сотворении мира. Античность – эстетическая основа русского классицизма в живописи.
(А. Лосенко «Зевс и Фетида»; П. Соколов «Меркурий и Аргус»; А. Иванов «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением»; Г. Михайлов «Прометей»).

2.2. Легенды Эллады

Гомер «Илиада». Мифы гомеровской Греции. Личность Гомера.
(А. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»; А. Иванов «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», «Беллерофонт отправляющийся на войну с Химерой», «Смерть Пелопида»; И. Акимов «Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета»; П. Соколов «Дедал привязывает крылья Икару», «Андромаха оплакивает убитого Гектора»; И. Келер-Вилианди «Геркулес выводит Цербера из преисподней»).

2.3. Мир Древней Греции

Обычаи, традиции, праздники. Греческая поэзия.
(Ф. Бронников «Освящение гермы», «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу»;
Г. Семирадский «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», «Праздник Вакха»;
И. Тупылев «Александр Македонский перед Диогеном»).

2.4. «Вечный» город – Рим

Мифы, легенды древнего Рима. Римская поэзия. Овидий, Вергилий, Гай Валерий Катулл.
К. Брюллов «Последний день Помпеи»; Ф. Бруни «Смерть Камилы, сестры Горация»; И. Агрунов «Умирающая Клеопатра»; С. Бакалович «В приемной у мецената», «Римский поэт Катулл, читающий друзьям свои произведения»).

2.5. Гибель античного мира

Рим в период империи. Нравы, обычаи. Цезари Рима. Борьба с первыми христианами. Гибель Вечного города.
(Г. Семирадский «Римская оргия блестящих времен цезаризма»; В. Смирнов «Смерть Нерона»; Ф. Бронников «Проклятое поле, распятые рабы»; К. Флавицкий «Христианские мученики в Колизее»; К. Брюллов «Нашествие Гензериха на Рим»).

3. Тема 2. Русь изначальная (4 часа)

3.1. На берегах Днепра

Восточные славяне. Занятия, обычаи, верования. «Повесть временных лет».
(Н. Рерих «Славяне на Днепре», «Заморские гости», «Гонец. Восстал род на род», «Сходятся старцы» «Идолы», «Вестник», «Человечьи праотцы». «Весна священная». Н. Ломтев «Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских», В. Васнецов «Бой скифов со славянами»).

3.2. Русь изначальная

Первые киевские князья. «Повесть временных лет».
(А. Иванов «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968г.»; Н. Акимов «Великий князь Святослав, целующий мать и детей по возвращении с Дуная в Киев»; В. Васнецов «Три богатыря»; И. Глазунов «Два князя»).

3.3. Креститель Руси

Принятие христианства на Руси. Владимир I Красное Солнышко. «Повесть временных лет».
(А. Лосенко «Владимир и Рогнеда»; Г. Чуриков «Испытание силы Яна Усмаря»; А. Иванов «Крещение великого князя Владимира в Корсуни»; В. Васнецов «Крещение князя Владимира», «Крещение Руси»; И. Акимов «Новгородцы, ниспровергающие Перуна»).

3.4. Время князей

Феодальные усобицы. Борьба с иноземными завоевателями. Лаврентьевская летопись.
(С. Иванов «Съезд князей»; В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами»; В. Смирнов «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя»; В. Шебуев «Александр Невский»; Г. Угрюмов «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победой над немцами»; Г. Семирадский «Кончина Александра Невского»; А. Иванов «Единоборство Мстислава Удалого с Редедею». П. Корин «Александр Невский»).

4. Тема 3. От московского князя к государю всея Руси (3 часа)

4.1. Час русской славы

Батальный жанр. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.
(М. Нестеров «Юность преподобного Сергия», «Видение отроку Варфоломею», «Преподобный Сергий Радонежский», «Дозор Небесные защитники», «Пересвет и Ослабля»; А. Бубнов «Утро на Куликовом поле»; М. Авилов «Поединок на Куликовом поле»; Ю. Ракша «Поле Куликово»; И. Глазунов «Канун. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской перед Куликовской битвой», «Проводы войска», «Поединок Пересвета с Темир-Мурзой», «Засадный полк»; А. Васнецов «Оборона города от хана Тохтамыша»).

4.2. Великие московские князья

Образование единого и централизованного государства. Иван III.
(Н. Шустов «Иван III разрывает ханскую грамоту»; Д. Иванов «Марфа Посадница»;
К. Лебедев «Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча»; П. Чистяков «Великая княгиня Софья Витортовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433г. срывает с князя Василия Косого пояс»).

4.3. Первый русский царь

Централизованное государство. Иван IV Грозный.
(В. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», «Московский застенок к XVI в.»;
М. Авилов «Царевич Иван на прогулке»; К. Вениг «Иван Грозный и его мамка»; К. Маковский «Смерть Ивана Грозного»; Г. Седов «Иоанн Грозный любуется на Василису Мелентьевну»; И. Репин «Иван Грозный и его сын Иван»; В. Шварц «Иван Грозный у тела убитого им сына в Александровской слободе»; Н. Неврев «Кончина митрополита Филиппа»; К. Брюллов «Осада Пскова Стефаном Батория»; А. Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею»).

5. Тема 4. Смутное время (1 час)

Исторические портреты участников Смутного времени (Б. Годунов, Лжедмитрий I, В. Шуйский, К. Минин, Д. Пожарский, патриарх Гермоген).
(К. Маковский «Воззвание Минина», «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова»; П Чистяков «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту»; Г. Угрюмов «Минин взывает к кн. Пожарскому о спасении Отечества»; К. Вениг «Последние минуты Дм. Самозванца»; С. Милорадович «Оборона Троице-Сергиевой лавры»; М. Нестеров «Дмитрий-царевич убиенный»; М. Клодт «Марина Мнишек с отцом под стражей»; Г. Мясоедов «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе»).

6. Тема 5. «Удивительный XVII в.» (4 часа)

6.1. Первый Романов

Историко-бытовой жанр. Исторический портрет Михаила Федоровича Романова.
(Г. Угрюмов «Призвание М. Ф. Романова на царство 14 марта 1613г.»; А. Рябушкин «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в государственной комнате», «Пожалован шубой с царского плеча»; И. Г. Венекинд «Потрет царя Михаила Федоровича»; В. Шварц «Сцена из домашней жизни русских царей. Игра в шахматы»).

6.2. Тишайший царь

Как жили цари-государи. Исторический портрет Алексея Михайловича Романова.
(В. Шварц «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче», «Вешний поезд царицы на богомолье при Алексее Михайловиче»; Н. Сверчков «Царь Алексей Михайлович на соколиной охоте»; С. Иванов «Приезд иностранцев в Москву в XVII столетии»; И. Репин «Выбор царской невесты»; А. Литовченко «Сокольничий»; В. Суриков «Степан Разин»; А. Рябушкин «Едут»; И. Репин «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану»).

6.3. Этот пестрый XVII в

Историко-бытовой жанр. Быт, традиции, обычаи. Одежда XVII в.
(А. Рябушкин «Московская улица XVII в. в праздничный день», «Свадебный поезд в Москве XVII столетия», «Боярышня XVII в.», «Семья купца XVII в.», «Русские женщины XVII столетия в церкви»; С. Иванов «Семья»; К. Маковский «Боярский свадебный пир XVII в.»).

6.4. Две веры

Церковный раскол. Исторические портреты патриарха Никона, протопопа Аввакума, Ф. П. Морозовой.
(В. Перов «Никита Пустосвят. Спор о вере»; В. Суриков «Боярыня Морозова»;
А. Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба Филиппа, митрополита Московского»; В. Шварц «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме»; С. Милорадович «Черный собор»; М. Боткин «Старовер»; Г. Мясоедов «Самосжигатели»; Н. Неврев «Патриарх Никон перед судом 1 декабря 1666г.»).

7. Тема 6. «Бурный» XVIII в. (4 часа)

7.1 «Начало перемен». Петр I

Исторический портрет Петра I. Преобразования Петра I. Сподвижники Петра I.
(И. Никитин «Портрет Петра I (в круге)»; В. Седов «Петр I»; Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»; Н. Дмитриев «Оренбургский, стрелецкий бунт»; В. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове»; И. Репин «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре»; И. Никитин «Портрет Г. Н. Головкина»; Е. Лансере «Здание Двенадцати коллегий»; Шебуев «Подвиг купца Иголкина»).

7.2. Женский век

Дворцовые перевороты. Правление Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Исторические портреты Бирона, А. Волынского.
(П. Каравакк «Портрет императрицы Анны Иоанновны; В. Якоби «Арест Бирона», «Шуты при дворе Анны Иоанновны», «Заседание кабинета министров», «Ледяной дом»; Н. Неврев «Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением»; И. Вишняков «Портрет императрицы Елизаветы Петровны»; В. Серов «Петр II и Елизавета Петровна на псовой охоте»; В. Лансере «Цесаревна Елизавета Петровна и преображенцы в ночь на 25 декабря», «Елизавета Петровна в Царском селе»).

7.3. Екатерина Великая

Просвещенный абсолютизм. Личность Екатерины. Сподвижники. Противники.
(Д. Левицкий «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия»; А. Антропов «Портрет Петра III»; С. Щукин «Портрет Павла I»; К. Флавицких «Княжна Тараканова»; Н. Ге «Екатерина IIу гроба императрицы Елизаветы»; В. Боровиковский «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»; В Перов «Суд Пугачева»; В. Суриков «Переход Суворова через Альпы»; И. Творожников «Поручик В. Мирович у трупа Иоанна Антоновича 5 июля 1764г. в Шлиссельбуржской крепости»; А. Бенуа «Парад при Павле I»).
7.4. Развитие портретного жанра.
Интимный портрет. Парадный портрет. Творчество художников Ф. С. Рокотова,  Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковский.

8. Тема 7. Грозный 1812 г. (1 час)

Батальная живопись. Отечественная война 1812г. М. И. Кутузов, Наполеон, Раевский, Багратион, Барклай-де-Толли. Поэты пушкинской поры.
(О. Кипренский «Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова»; В. Верещагин «Не замай! Дай пройти!», «В непокоренной Москве»; А. Кившенко «Военный совет в Филях»; П. Гесс «Переправа через Березину», «Бой под Малоярославцем»; И. Прянишников «В 1812г.»; П. Кривоногов «Оборона Смоленска»; Ф. Рубо «Бородинская панорама»; Ф. Толстой – серия медальонов о войне).

9. Тема 8. Крестьянский вопрос на Руси (2 часа)

9.1. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Крепостное право. Крестьянский быт. Жанровая живопись.
(А. Венецианов «Гумно», «Утро помещицы»; Н. Неврев «Торг»; Г. Мясоедов «Земство обедает», «Чтение Манифеста  19 февраля 1861г.», «Засуха»; «С. Иванов «В дороге. Смерть переселенца»; В.Перов «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»; В. Пукирев «За недоимку»; В. Максимов «Больной мужик», «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»).

9.2. Судьбы крестьянских детей

(В. Перов «Тройка»; В. Маковский «Свидание», «Дети, бегущие от грозы»; Н. Богданов-Бельский «Устный счет», «У порога школы»; А. Венецианов «Захарка», «Девушка с васильками»).

10. Тема 9. Братья-славяне (1 час)

Батальный жанр. Русско-турецкие войны. В. Верещагин – художник-баталист.
(В. Верещагин «Нападающие врасплох», «Побежденные Панихида», «Смертельно раненый», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Шипка-Шейново Скобелев под Шипкой», «Апофеоз войны», «Парламентеры», «Забытый»).

11. Тема 10. Освободительное движение второй половины XIX в. (1 час)

Народничество. Идеология народничества. Н. В. Виленкин «Последняя исповедь» (поэма).
(И. Репин «Не ждали», «Отказ от исповеди перед казнью», «Арест пропагандиста», «В одиночном заключении»; Маковский «Допрос революционерки», «Узник», «Студент», «Курсистка»; И. Левитан «Владимирка»).

12. Тема 11. Священная история (1 час)

Библейские сюжеты. Ветхий завет. Новый завет.
(И. Айвазовский «Хаос», «Всемирный потоп», «Ной спускается с горы Арарат», «Хождение по воде»; Г. Гагарин «Рождество Христово», «Поклонение волхвов»; Ф. Бруни «Медный змий»; А. Лосенко «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», «Чудесный улов рыбы»; И. Репин «Воскрешение дочери Иаира»).

13. Тема 12. «Жизнь за други своя…» (1 час)

Тема Иисуса Христа в творчестве художников XIX-ХХ в.
(А. Иванов «Явление Христа народу»; И. Крамской «Христос в пустыне», «Хохот»; В. Поленов «Христос и грешница», «За кого меня почитают люди»; В. Маковский «Нагорная проповедь»; Г. Семиградский «Христос и самаритянка»; Шебуев «Тайная вечеря»; Н. Ге «Что есть истина?», «Голгофа», «В Гефсиманском саду»; А. Егоров «Истязание Спасителя»; И. Глазунов «Распни Его!»; В. Штейн «Несение креста»).

14. Тема 13. «Москва не сразу строилась» (1 час)

Москва – столица Российского государства.
(А. Васнецов «Основание Москвы. Постройка в 1156», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Кремль при Иване III», «Пушечно-литейный двор в XVII в.», «Рассвет Кремля», «Всехсвятский мост в концу XVII в.», «Вид Красной площади во второй половине XVII в.», «Селиверхая башня Белого города в XVI в.», «Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII в.», «Книжная лавка на Спасском мосту в XVII в.», «Торг около Кремля»).

15. Тема 14.Историко-революционная живопись 20-х гг. (1 час)

(И. Бродский «Расстрел 26 бакинских комиссаров», «Заседание Реввоенсовета»;  К. Петров-Водкин «Смерть комиссара», «После боя»; М. Греков «В отряд к Буденному», «Тачанка», «Трубачи Первой конной армии»; Б. Иогансон «Допрос коммунистов»; А. Дейнека «Оборона Петрограда»).

16. Тема 15. Великая Отечественная война 1941-1945гг. (1 час)

(А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941г.», «Оборона Севастополя»; К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941г.»; А. Пластов «Фашист пролетел»; С. Герасимов «Мать партизана»; Кукрыниксы «Таня», «Бегство фашистов из Новгорода», «Конец»; Ю. Непринцев «Отдых после боя»; Л. Б. Неменский «Мать», «Машенька. Сестры наши», «Дыхание весны»).

17. Тема 16. Искусство плаката (1 час)

Агитационный политический плакат в годы гражданской войны и Великой Отечественной войны.
(В. Дени «Учредительное собрание», «Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала!», «На могиле контрреволюции»; Д. Моор «Ты записался добровольцем?», «Окна сатиры Роста»).
(И. Тоидзе «Родина-мать зовет!»; В. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»; А. Кокорекин «За Родину!», «Н. Жуков. Бей насмерть!»; Кукрыниксы «Беспощадно разгроми и уничтожь врага!», «Потеряла я колечко!»).

18. Итоговое занятие (1 час)

Планируемые результаты:

В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими навыками: анализа и восприятия художественного произведения; экскурсоведческой работы; защиты проекта, творческих работ. Итогом работы будут сообщения, рефераты, проекты учащихся.