Открытый урок "Музыка цветов"

Разделы: Музыка


Цель: показать взаимосвязь музыки, поэзии и живописи через образное восприятие мира.

Задачи:

  1. учить детей воспринимать музыку осознанно, включая  воображение;
  2. продолжать работу над дикцией, развитием певческих способностей;
  3. воспитывать эстетический вкус.

Музыкальный материал:

  • П. И. Чайковский “Вальс цветов”
  • П. И. Чайковский “Подснежник”
  • Э. Мак – Доуэлл “ К дикой розе ”
  • Г. Струве “Музыка”
  • Кикты “Колокольчик”
  • О. Фельцман. Р Гамзатов “Есть глаза у цветов”
  • Романс “Белой акации гроздья душистые”

Дополнительный материал: репродукции картин с цветами, живые цветы, панно и украшения из цветов.

Ход урока

Звучит “Вальс цветов” П.И.Чайковского. Дети входят в класс, который украшен цветами: корзины, панно, живые цветы. Учитель предлагает детям вслушаться в музыку, вспомнить – знакомо ли им это произведение, кто его автор?

– Верно, это “Вальс цветов” П.И.Чайковского. Кружась в вальсе, все цветы собрались в нашем классе, чтобы порадовать наш взор. И как же не радоваться такой красоте? Ведь каждый цветок, это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов.

Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов и музыкантов.

Сегодня на уроке мы будем слушать музыку цветов.

– Скажите, о чем мы с вами говорили всю 3-ю четверть на уроках музыки?

– Верно, тема 3-й четверти “Можем ли мы увидеть музыку?”

– Давайте мы при помощи воображения попытаемся увидеть музыку цветов.

Исполняется песня “Есть глаза у цветов”– О. Фельцмана, Р Гамзатова

1. С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.

2. В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди плачут
И росу роняют на песок.

3. Кто не верит, всех зову я в сад –
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел снег, и Ева замерзла. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника – надежда.

А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Вот как музыку Подснежника услышал П. И. Чайковский:

“Подснежник” из цикла “Времена года”.

После прослушивания задаются детям вопросы:

  1. Какую бы картину ты нарисовал, прослушав это произведение?
  2. Какой характер у этого произведения?

А об этом цветке (показать розу)

… поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток нежных лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей.

Древнегреческий поэт Анакреонт писал, что роза явилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты – богини любви и красоты, когда она с первыми лучами утренней зари выходила из моря. Очарованные цветком боги обрызгали его нектаром, давшим розе ее дивный аромат. Роза оставалась белой до тех пор, пока возлюбленного Афродиты Адониса не ранил на охоте дикий вепрь. Афродита устремилась в розовую рощу, не обращая внимания на то, что шипы ранят ее ноги. Несколько капель крови упали и на цветы.

Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить любовь и уважение. В Австрии в 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева “Война и мир”. Зал был переполнен. И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нем лежала…белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал из Америки по телеграфу необычную просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору…

Слушание “К дикой розе” Э.Мак-Доуэлл

Вопросы:

  1. Что хочет сказать слушателям композитор?
  2. Какие живописные картины вы представили?

Мир цветов таинственен и чудесен. Во все времена цветы открывали перед человеком возможность почувствовать прекрасное. Сколько прекрасных произведений написано в честь цветов!

Колокольчики мои, цветики степные!
Что глядите на меня, темно – голубые?
А.Толстой

(Как с живым человеком разговаривает поэт с цветком)

Или вот это:

Отцвели уж давно хризантемы в саду,
Но любовь все живет в моем сердце больном.
В.Шумский

У вагона я ждал, расставаясь с тобой,
Полный грусти прощальных мгновений.
И в мечтах о былом, вся душою со мной,
Ты мне бросила ветку сирени.
М Гальперин

Эта поэзия соединилась с музыкой, и получились замечательные романсы. Давайте вспомним с вами что такое “романс”? (ответы детей)

Романс “ Белой акации гроздья душистые” из к/ф "Дни Турбиных"

слова М. Матусовского

Целую ночь соловей нам насвистывал,
Город молчал, и молчали дома...
Белой акации гроздья душистые
Ночь напролет нас сводили с ума.

Сад весь умыт был весенними ливнями,
В темных оврагах стояла вода.
Боже, какими мы были наивными,
Как же мы молоды были тогда!

Годы промчались, седыми нас делая...
Где чистота этих веток живых?
Только зима и метель эта белая
Напоминает сегодня о них.

В час, когда ветер бушует неистово,
С новою силою чувствую я:
Белой акации гроздья душистые
Невозвратимы, как юность моя!
Белой акации гроздья душистые
Неповторимы, как юность моя...

Вопросы:

  1. Подберите слова, которые определяют характер романса(нежный, взволнованный, ласковый, трепетный, бодрый, торжественный)
  2. Какие чувства вызвало у тебя это произведение?

 

  1. “Веселый колокольчик” Кикты (распевание)
  2. “Музыка” – Струве (1-2 куплет – исполнение)

Вопросы: 1. Какими бы ты красками нарисовал музыку цветов?

Один мудрый человек сказал, что для счастья человека нужно немного: солнце, небо и цветок.

Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах, именинах и празднествах, они с нами и в последнем пути…

Когда люди устают от суеты городов, от унылого однообразия квартир, они выбираются на природу, где их окружают деревья, птицы и, конечно же, цветы. Природа открывает перед человеком возможность почувствовать прекрасное, ощутить полноту жизни. Красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера.

Давайте и мы с вами отправимся на цветочную поляну, которую сами же и изобразим, и закружимся в вальсе замечательного композитора П.И.Чайковского. (Дети кружатся под музыку “Вальс цветов” П.И.Чайковского)

По окончании учитель показывает картину “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”, в центре которой Мари с принцем, но на ней нет ни одного цветка. И при помощи учителя ребята наклеивают цветы.

Звучит “Вальс цветов”

Мари и принц приглашают всех на танец.

Итог: Мы знаем, что внутри каждого человека есть не только внутренний слух, но и внутренне зрение. Произведения, которые мы сегодня прослушали, побудили нас “нарисовать” картины природы. И теперь мы с уверенностью можем сказать, что музыку можно видеть.

Вопросы к произведениям:

  1. Какую бы ты картину нарисовал, прослушав это произведение?
  2. Что хочет сказать слушателям композитор?
  3. Какие живописные картины вы представили?
  4. Вспомните, что такое романс?
  5. Какие чувства, настроение вызвало у тебя это произведение?
  6. Подбери слова, которые определяют характер произведения.
  7. Какими бы красками ты нарисовал музыку цветов? (Нежными, светлыми)

(Все вопросы находятся в “цветике-семицветике”)