Эколого-оздоровительные занятия с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: сформировать у детей правильное представление о рациональном питании, как составной части культуры здоровья.

Задачи:

  • закрепление знаний детей о пользе экологически чистых продуктов;
  • совершенствование знаний детей о пользе молока и молочных продуктов, их лечебных свойствах, витаминах и витаминных продуктах;
  • обогащение словаря ребёнка, развитие связной речи;
  • воспитание у детей сознательного отношения к выбору продуктов питания, умение анализировать свой выбор;
  • закрепление техники выполнения различных видов игрового самомассажа.

Оборудование: морковки, таблички с надписями витаминов,  стакан молока, мёд, горшок каши, молоко, кефир, йогурт, карточки с изображением продуктов.

Предварительная работа: беседа с детьми «Самые полезные продукты», организация выставки и беседа «Где взять витамины зимой?».

Ход занятия

Изба в русском стиле. За столом сидят козлята. Входит Коза.

Коза: Здравствуйте, козлятушки, здравствуйте, ребятушки, здравствуйте, гости дорогие. Не скучали вы без матушки? Вижу – целые, здоровые, невредимые. Не пустили волка злого? Угадайте, что я вам принесла?

Оно течёт, но не вода.
Оно как снег бело всегда.
На вкус его узнать легко.
Ведь это в крынке (молоко).

Первый козлёнок:     

Пить люблю я молоко,
В нём и сила и тепло.
Ведь оно волшебное,
Доброе, полезное!

Второй козлёнок:

С ним расту я по часам
И совет хороший дам:
Вместо пепси, лимонада
Молоко пить чаще надо.

Третий козлёнок:

Молоко всем помогает,
Зубы, дёсны укрепляет.
Чувствуешь себя легко,
Если пьёшь ты молоко.

Четвёртый козлёнок:

А я люблю кефир.
Полезные микробы в нём живут,
Болеть не дают,
Всем здоровье несут.

Пятый козлёнок:  

А я йогурт люблю.
Лучше йогурт нежный съесть,
Йогурт – праздничная смесь.
Лакомство из молока и фруктов.
Аппетитно, сладко, вкусно.

Коза: Молодцы, козлята. Вот вам молоко, кефир, йогурт. Это полезные экологически чистые продукты.

Стук в дверь. Входит Вовка, жуёт чипсы.

Коза: Ты кто такой?
Вовка: Я - Вовка Морковкин.
Коза: А, что ты ешь?
Вовка: Чипсы. Я их люблю.
Коза: А ты знаешь о том, что они вредны для здоровья и в рацион правильного питания не входят?
Вовка: Нет, не знаю.
Коза: Тогда оставайся с нами и мы тебя научим правильно питаться.
Вовка:  А что  вы тут делаете?
Коза: Я угощаю своих козлят полезными экологически чистыми молочными продуктами, чтобы они стали сильными, здоровыми. Присоединяйся к нам. Мы собрались пообедать. Я удивительный рецепт каши знаю, только вот беда из чего её готовить надо – забыла. Помогите мне, пожалуйста, вспомнить. Вы знаете, какие продукты нужны для каши? Сейчас мы будем готовить кашу, но не по-настоящему, а понарошку. Если из того, что я буду называть, может готовиться каша, то вы хлопните в ладоши и громко скажите: «Да!». Но если продукты для приготовления каши не используют, тогда вы дружно топните и скажите: «Нет!». Запомнили. А теперь играем.

  • Парное молоко. (Да!)
  • Куриное яйцо? (Нет!)
  • Крупа манная? (Да!)
  • Капуста кочанная? (Нет!)
  • Солёный огурец? (Нет!)
  • Мясной холодец? (Нет!)
  • Сахар да соль? (Да!)
  • Белая фасоль? (Нет!)
  • Масло топлёное? (Да!)
  • Рыбка солёная? (Нет!)
  • Лавровый лист? (Нет!)
  • Китайский рис? (Да!)
  • Чернослив да изюм? (Да!)
  • Перец болгарский? (Нет!)
  • Соус татарский? (Нет!)
  • Клубничное варенье? (Да!)
  • Бисквитное печенье? (Нет!)

Молодцы, мои козлятушки, помогли мне вспомнить из каких продуктов кашу можно приготовить. Сейчас буду варить кашу.

Стук в дверь.

Волк ( тоненьким голоском): Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся.
Коза: Кто это?
Вовка: Да, это же волк.
Козлёнок: А что это у него с голосом?
Коза: Давайте впустим его. Что с тобой? Почему голос такой жалобный?
Волк: Заболел я, горло простудил. (Кашляет). Голос пропал. Теперь меня никто не боится.
Коза: Мы тебе поможем, правда козлята. Горло твоё вылечим.
Козлёнок: Правда. Вот, что нужно делать, чтобы горло перестало болеть. Нас мама научила: подогреть молоко, положить в него масло, ложку мёда и всё это выпить. Молоко не только полезное, но и лечебное.
Коза: Выпей, Волк, и иди к себе. Завтра горло твоё будет здорово.
Козлёнок: А чтобы горло вообще никогда не болело, нужно делать массаж от простуды.

Выполняют массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний.

Тили – тили – тили - бом! 
Сбил сосну Волчишка лбом! 

Приставить ладони «козырьком» ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.    
Жалко мне Волчишку, 
Носит он ведь, шишку
Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.
Поскорее сбегай в лес 
Сделай Волчишке компресс. 
Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать
точки, находящиеся перед и за ухом

Волк:  Чудесно! Я выпил молоко, сделал массаж и горло моё перестало болеть. Спасибо вам, друзья. Вы вылечили меня от простуды.

Волк уходит.

Коза: А вот и каша сварилась, вкусная, ароматная. Садитесь кушать.

Стук в дверь. Входит заяц  в очках.

Заяц: Здравствуй коза, здравствуйте козлята.
Коза: Здравствуй, заяц. Что-то вид у тебя неважный. Очки какие-то странные надел. Ты что болен?
Заяц: Глаза у меня болят, поэтому и очки такие странные. Совсем ничего не вижу. Встретил волка, сказал, что твои козлята ему помогли вылечить горло от простуды. Посоветовал обратиться к вам. Может поможете вылечить глаза. А то я сам не знаю что делать.
Коза: Конечно, поможем. Тебе нужны витамины. А витамины содержатся в овощах и фруктах.

Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно с витаминами дружить.
Надо овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья!

Вовка, а ты знаешь что-нибудь о витаминах. Козлятушки, ребятушки расскажем Вовке и Зайцу о них.

Первый козлёнок: Витамин А – витамин роста. Он отвечает за здоровую кожу и хорошее зрение.
Второй козлёнок: Он содержится в морковке………..
Третий козлёнок: Витамин В нужен нам, чтобы быть сильными. Он отвечает за хорошее настроение.
Четвёртый козлёнок: Содержится во всех злаках.
Пятый козлёнок: Витамин С – самый известный витамин. Он оберегает от простуды и укрепляет кости.
Шестой козлёнок: Им богаты все цитрусовые: лимоны, апельсины, грейпфруты, а больше всего его содержится в чёрной смородине.
Седьмой козлёнок: Витамин Д укрепляет наши кости и зубы. Содержится в печени, почках, в молочных продуктах.
Заяц: Я всё понял. Для того, чтобы я мог хорошо видеть мне надо есть морковку. Правильно?
Коза: Правильно-то, правильно, но не только морковку кушать надо. Капуста -  это ведь тоже овощ. А овощи все содержат витамины. Кроме морковки  и других продуктов зрение улучшает гимнастика для глаз.

Проводится гимнастика для глаз «Морковка».

Вверх морковку подними, 
На неё ты посмотри.

Вниз морковку опусти,
Только глазками смотри.

Вверх и вниз, вправо-влево,
Ай-да, Заинька умелый!

Глазками моргает,
Глазки закрывает.

Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали.

Дети берут по морковке
и выполняют движения соответственно тексту,
прослеживая их взглядом

Заяц: Спасибо, коза. Спасибо большое козлята, за то, что вы мне всё объяснили и научили меня выполнять гимнастику для глаз. Я этого никогда не забуду. (Уходит.)
Коза: А теперь вспомним какие-же продукты полезные и экологически чистые. Для этого поиграем в игру «Полезный или вредный»
Я на столе раскладываю карточки с изображением продуктов. Вы выбираете из них те продукты, которые считаете полезными и объясняете почему сделали такой выбор.
Молодцы, вы справились с заданием очень хорошо.
Вовка: Я всё понял, чтобы стать сильным, красивым, здоровым, крепким и умным, надо правильно питаться.
Коза: Молодец, Вовка. Я рада, что ты всё понял и надеюсь на то, что будешь кушать только полезные и экологически чистые продукты.
Вовка: Спасибо большое. Вы мне очень помогли. До свидания!
Коза: До свидания, Вовка. Будь здоров.

Конспект интегрированного подгруппового занятия по экологии и художественному конструированию для детей 2-ой младшей группы «Снеговик в гостях у ребят»

Цель: Выявить и расширить представление детей о свойствах снега; развивать речь, мышление, воображение, воспитать интерес к явлениям неживой природы.

Материал: Игрушка-снеговик, белые кружочки из белого картона,  фланелеграф, картинки «Зимние развлечения».

Ход занятия

Воспитатель:  Ребята как вы думаете, кто к нам пришёл?    

Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза угольки, губы сучки,
Голодный, большой - кто я такой?

Дети:  Снеговик.
Воспитатель:  Посмотрите, снеговик принёс свои любимые загадки:

Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

Лёгкий он, а не подушка, липнет он,
А не пушок, он холодный как лягушка,
А согреешь - ручеёк. (Снег)
                        
Беседа про снег.

Воспитатель:   А почему Снеговичок любит зиму  и снег?
Дети: Потому – что холодно, снеговичок сам сделан из снега.
Воспитатель:   Снег какой?
Дети: Белый, пушистый, лёгкий, холодный.
Воспитатель:   Как можно назвать погоду, когда идёт снег?
Дети: Снегопад, метель, вьюга.
Воспитатель:  Снег появляется на земле в холодное время года. Из пушистых облаков   падают на землю лёгкие снежинки. Они очень похожи на звёздочки, сияют и переливаются на солнышке. Снеговику на морозе не холодно, а мы совсем замёрзли.

Физкультминутка «Попляшите»

Дружно топайте ногами -    потопают ногами.
Громче хлопайте руками -  хлопают руками.
А не то Вам Дед Мороз -    скрещивают руки на груди и похлопывают руками по плечам.
Отморозить может нос -  трут нос ладошкой.

Воспитатель: А кто может прочитать стихотворение о снеге или снежинках?
Дети:  

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,        
Села и растаяла на моей ладошке.
Снег, снег, снег, снег, обсыпает ветки.
На берёзке на сосне снежные конфетки.

Воспитатель:    Мы любим красоту зимней природы, а ещё мы любим зимние забавы.

(Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации «зимние развлечения», рассказать, что нарисовано на картинках. Дети рассказывают о зимних развлечениях.)

Русская народная потешка

Уж ты, зимушка – зима,          - наклониться чуть вперёд
Закружила – замела.                 - качать руками вправо, влево
Все дорожки, все пути,            - плечи поднять вверх, разводя
Ни проехать, ни пройти.           -руками в разные стороны
Мы на лыжи дружно встали,   - руки согнуты в локтях, скользящими
Друг за другом побежали.      - шагами идти друг за другом.

Воспитатель: Ребята, а смогли бы мы принести снеговика в детский сад?
Дети: Нет.
Воспитатель:  А почему?
Дети: Он растает, в детском саду тепло.
Воспитатель:  Ребята, а из какого снега мы смогли бы слепить снеговика?
Дети: Влажного, липкого.
Воспитатель: Оказывается снег, бывает разный, в очень морозные дни он хрустящий и рассыпается. А если немного потеплеет на улице и наступит лёгкий, небольшой морозец, то снег станет липким, и мы сможем слепить снеговика.
Воспитатель:  Снеговик привёз с собой снежные кружочки разных размеров. Хотите сделать из них снеговиков, чтобы нашему снеговику было веселее?

Дети конструируют снеговиков.
    
Воспитатель: За то, что вы сделали красивых снеговиков, объяснили свойства снега белый, пушистый, холодный, что снеговика можно слепить только из липкого снега, снеговик вам принёс угощение. Давайте скажем снеговику спасибо и попрощаемся с ним. До свидания.