Активизация творческой деятельности на уроках географии и во внеурочное время

Разделы: География


Главное в работе с детьми – это творчество учителя, помноженное на творчество учеников. Без этого не будет движущей силы, способной свернуть горы на пути овладевания знаниями. Система творческих заданий помогает раскрыть потенциальные возможности ученика, дает возможность почувствовать вкус к предмету, проявить свои командные или исполнительские черты характера.

Сегодня большое внимание уделяется воспитанию талантливых, уверенных в себе и своем будущем учеников. Применяя методы развивающего обучения и опираясь на личностно-ориентированный подход к каждому ученику, я стараюсь разрабатывать задания, интересные для всех. В этом случае общение учителя и ученика приносит радость, взаимопонимание и усвоение материала урока.

Давно доказано, что положительный результат получается тогда, когда сам ученик прикладывает максимум усилий в какой-либо деятельности. У наших учеников буйная фантазия, океан энергии и море амбиций. Стоит только разжечь интерес в глазах ребенка, и он станет вашим единомышленником и помощником. Тогда с таким учеником можно успешно решать любые учебные и творческие задачи. Происходит самореализация личности.

Задания, о которых я хочу рассказать, выполняются учениками по желанию. Обычно их выполняет большинство ребят, ведь работы используются на уроках в качестве дополнительного материала. Большинство учеников за учебный год становятся участниками разных творческих групп, работают в разных проектах, выступают перед одноклассниками с отчетами о проделанной работе в виде презентаций, выставок творческих работ или показывают итоговый продукт своей деятельности.

Сегодня компьютерные технологии заняли лидирующие позиции. Они помогают учителю по-новому раскрыть тему, а ученику – показать свою техническую и предметную эрудицию. Мне кажется, что нам необходимо сохранить духовное богатство человека, культуру нашей страны, ее традиции. Поэтому многие творческие задания помогают сформировать у ребенка положительный образ своей страны, чувство гордости за отечественную культуру и, наконец, свою причастность к великому народу. Кому-то эта тема в век технического прогресса может показаться не актуальной, но, как говорил известный персонаж, “за державу обидно”. Многие учителя знают, что когда речь заходит об экономике России, о ее достижениях и культурных традициях ученики, особенно старшеклассники, высказываются весьма нелицеприятно. Западная пропаганда очень грамотно и красиво преподносит нам чужую культуру, своя же на этом фоне выглядит как бедная родственница. Поэтому одно из заданий называется “Мой образ России”. Задание предлагается ученикам 6–8-х классов и действует в течение года, т.к. за это время отношение к своей стране постепенно меняется. Для работы нужно подобрать иллюстрации, которые расскажут о твоем образе Родины. Первые работы стандартны: водка, красная икра, матрешка, Пушкин, Путин…После этого на уроках мы обсуждаем полученные картины и приходим к выводу о том, что мы не задумываемся о том, чем богата наша страна, чьи имена принесли ей славу. На других работах уже появляются картины природы, культурные объекты, выдающиеся и знаменитые люди, изделия народных промыслов и другие сюжеты, которые широко раскрывают образ и душу страны и ее народа. На уроке или на классном часе мы проводим защиту работ, где ребята делятся своими мыслями о судьбе нашей страны, ее проблемах и перспективах. Может быть впервые дети задумываются о том, что все мы вместе со страной составляем единое целое и судьба у нас общая.

Продолжая разговор о родной стране, предлагаю ученикам задание “Здесь был я”. Сегодня у многих есть возможность путешествовать и фотографировать увиденное. Для выполнения этой работы нужно научиться видеть необычное в обыденном и суметь рассказать об этом. Ребята делятся впечатлениями о поездках по родной стране, показывают преимущества семейного отдыха в данном месте, иллюстрируя рассказ фотографиями. Сейчас в кабинете географии есть альбом из работ учеников, где можно найти материалы об отдыхе на Черноморском побережье Кавказа, о лодочном походе по рекам Ленинградской области, о сплаве на плотах по реке Вуоксе, о путешествии по городам Золотого кольца России и о многих других удивительных местах нашей страны. А на уроках географии ребята рассказывают об увиденном, многие делают презентации, приносят на урок сувениры, ракушки, изделия народных промыслов. Так постепенно формируется образ своей страны и сознание сопричастности с ней. Кроме того, ребенок чувствует связь со своей семьей, что очень важно для становления личности и повышения авторитета родителей.

Другое задание продолжает тему культурного наследия и называется “Народные промыслы: вчера и сегодня”. Задание личностно-ориентированное и предполагает участие семьи. Ученики должны узнать, какие изделия народных промыслов есть у них дома, сфотографировать их, описать историю появления этой вещи в доме и рассказать об этом виде народного творчества. Это задание располагает к разговору со старшими о семейных ценностях, о памятных событиях в жизни семьи, о семейных традициях. К сожалению, часто родителям бывает некогда общаться с детьми, а задание поможет общению со своим ребенком.

В географии нет отдельной темы “Народные промыслы”, но невозможно не говорить об этом, изучая традиции и обычаи народа, ремесла и занятия населения. Мы выясняем, каков менталитет русского народа, какой он трудолюбивый, ловкий, мастеровой, жизнелюбивый несмотря ни на что, иначе разве получились бы такие радостные хохломские узоры, дымковские игрушки и палехские шкатулки? А после уроков многие ребята приходят ко мне на кружок “Чудо своими руками”, где мы изготавливаем изделия в стиле русских народных промыслов. Все работы обязательно участвуют в школьных выставках и конкурсах. В результате этой работы в классе создан небольшой музей изделий народных промыслов как собственноручно сделанных, так и подаренных семьями моих учеников.

На фото: хохломские узоры из пластилина, а гжельские – вышиты бисером.

Материалы о народных промыслах можно использовать на уроках природоведения и географии при изучении занятий населения и культуры народов России и мира. Ученики 8–9-х классов проводят беседы в игровой форме для начальной школы “Народные промыслы России”. Таким образом, практически все ученики могут выбрать работу по душе, получить удовольствие и отметку.

Цель другого творческого задания – поиск географических объектов в нашем городе. Ученики собирают материалы о них и сами делают фотографии памятников, улиц, мостов и других мест, названных в честь известных путешественников или географических объектов, например: о памятниках Пржевальскому и Крузенштерну, об улицах Алтайской и Ладожской, Полюстровском проспекте и Торфяной дороге. Другая группа ребят составляет компьютерный план города по районам. Следующий этап – обозначение условными значками на плане найденных объектов. Это очень кропотливая работа, но ученики выполняют ее охотно, ведь здесь можно показать свою компьютерную грамотность. Когда страницы плана готовы, приступаем к описанию географических объектов. Конечно, творчество приветствуется: можно дать описание в стихах, в жанре репортажа или зарисовки, но тексты не должны быть объемными. В результате у нас получилось учебное пособие для учителей географии и истории города и, конечно, для учеников. Для расширения кругозора ребята предложили составить для пособия кроссворды и занимательные вопросы. Благодаря этой работе мы раздвинули рамки географии, больше узнали о своем городе, приобрели опыт работы в команде и научились делать электронные и печатные учебные пособия.

Все люди талантливы от природы, всем нравится интересно и активно жить, все хотят быть успешными и значимыми для других. А развить все эти качества поможет учитель географии.