Педагогический мониторинг урока как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств

Разделы: Организация школьной библиотеки


С позиции личностно-ориентированного подхода педагогический мониторинг призван отслеживать все виды образовательных практик, реализуемых школой, поскольку "Качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающих поколений, а именно: когнитивную, воспитательную, валеологическую практику самоопределения и самореализации личности. (М.М. Поташник).

В условиях роста вариативности форм получения образования, введения новых программ и методик преподавания, нацеленных на активизацию учеников, педагогический мониторинг урока является важным инструментом наблюдения и оценки эффективности как внедряемого содержания образования, так и используемых методик продуктивного обучения. Одна из основных проблем мониторинга урока заключается в выборе критериев мониторинга.

Если исходить из положения, что педагогический мониторинг нацелен на определение качества в образовании, то качество категория содержательная, внутренняя, смысловая, а существующие критерии ориентированы первично на ее количественное, внешнее, процессуальное оценивание. Такой подход отражает традиционное представление о роли образования, как подготовке к жизни, в которой решения: что учить, как учить, в каком объёме учить, принимаются за учащегося. Ученик выступает, как ведомый, опекаемый учителем, следовательно пассивным участником педагогического процесса.

Однако, изменившееся качество жизни требует от ученика не только умений выполнять указания, сколько решать жизненные проблемы самостоятельно, творчески, с учётом данной конкретной ситуации. Таким образом, меняется роль учителя, от опекуна к организатору учебного процесса, меняется роль ученика, где ученик сам учится при поддержке учителя.

Таким образом, проводимый мониторинг урока нацелен на установление качества содержания урока, его эффективности и результативности с позиций компетентностного подхода.

Термин "мониторинг" происходит от английского "monitoring", что означает постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления.

Термин "педагогический мониторинг" используется в контексте управления образовательным процессом и его организации; и как получение обратной связи, например об успешности учебного процесса. Педагогический мониторинг, в данном контексте понимания, является формой описательного оценивания педагогического творчества и учебного взаимодействия в противоположность методам, поддающимся математической обработке. При таком подходе педагогический мониторинг используется в контексте проективного образования в качестве альтернативы образовательной экспертизы.

Мониторинг в широком смысле подразумевает систематический процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, контроль за характером происходящих событий, предупреждение нежелательных тенденций развития.

В данном проекте педагогический мониторинг урока - это получение обратной связи об успешности внедрения форм продуктивного обучения. При этом педагогический мониторинг включает в себя не только методы объективной описательной оценки, проводимой экспертами в отношении педагогического творчества и педагогического мастерства учителей. Педагогический мониторинг выступает как инструмент сбора и обработки информации, с целью урегулирования педагогического процесса и осознания корректировки учителем его педагогической деятельности с учётом условий протекания учебного процесса и социального заказа на образование.

Актуальность педагогического мониторинга связана с необходимостью пересмотра привычных методов контроля в отношении учебного процесса и заменой их такой оценкой, которая позволяет как учителям, так и ученикам увидеть собственные успехи и неудачи в учебном процессе.

Педагогический мониторинг может пополняться новыми критериями, в зависимости от цели наблюдения, от времени наблюдения (процесса или продукта), от участников мониторинга, от объекта наблюдения и т.д.

Этапы проведения педагогического мониторинга:

Подготовительный этап:

  • определение цели мониторинга;
  • сроки посещения урока/ уроков;
  • изучение форм продуктивного обучения учителем и его апробация (место в учебной программе, какие методики использует и т.п.).

Практический:

  • урок и информация о нём учителя - саморефлексия; урок и оценка его экспертами;

Аналитический:

  • систематизация и анализ имеющихся данных, предложения относительно дальнейшей работы над проблемой;
  • обобщение и распространение опыта (если опыт уже наработан).

Общая схема мониторинга урока предполагает анализ:

  • Использование форм продуктивного обучения на уроке;
  • Определение уровня овладения методики продуктивного обучения;
  • Эффективность соединения форм продуктивного обучения с традиционными технологиями на уроке;
  • Влияние форм продуктивного обучения на качество преподаваемых знаний и создания положительного отношения к учёбе у учащихся;
  • Рефлексия на уроке, самоанализ, самооценка преподавания своего предмета, мотивация использования на уроке форм продуктивного обучения.

Посещение урока и его анализ являются одним из видов педагогического мониторинга. При анализе урока и для определения его эффективности, необходимо четко определиться с критериями оценивания урока. В целом они проявляют эффективность урока и позволяют оценить его по достаточно конкретным показателям. Особенностью критериев является то, что они должны быть лаконичны, понятны и содержательны. Их количество может быть различно (приложение 1.)

Актуальным является не отрицание традиционных критериев урока, а их качественное дополнение.

Для эффективности педагогического мониторинга урока можно использовать различные анкеты.

По своей форме анкета представляет собой описание критериев урока, сформулированных в повествовательной форме. Это позволяет эксперту, посещающему урок, выявить реализованные учителем признаки урока - продуктивного обучения. По совокупности реализованных критериев (в одном или серии уроков)

  • определяется уровень овладения формами продуктивного обучения учителем,
  • определяется эффективность преподавания
  • появляется возможность провести сравнительный анализ качества урока учителей, использующих в своей работе формы продуктивного обучения с учителями, работающими по традиционным методикам.

Содержание этих анкет зависит от выбора критериев. Так, при оценке деятельности учителя, можно использовать следующий опросник:

  • Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.
  • Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
  • Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.
  • Умело чередует фазы деятельности учеников, например умственной деятельности с паузами отдыха.
  • Положительно влияет на учеников (не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
  • Устанавливает и использует связи с другими предметами.
  • Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин) и собственный опыт учащихся.
  • Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.
  • Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).
  • Планирует дифференцированные домашние задания.
  • Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
  • Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
  • Поощряет индивидуальные учебные достижения.
  • Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
  • Обращает внимание на качество речи обучаемых.
  • Вовремя (без задержки) заканчивает урок.

На уроке учитель использует формы продуктивного обучения:

  • Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).
  • Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации).
  • Полилогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии).
  • Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
  • Коллективной мыслительной деятельности (формы кооперативного обучения, чередования индивидуальной и групповой видов работы).
  • Чередования форм работы, исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.

Возможны и другие варианты анкеты:

Отметить кружком номера критериев, которые имели место при проведении урока. Используйте при этом разные цвета:

Жёлтый (оранжевый) - очень выражено (большой положительный плюс, присутствует на уровне творчества)

Красный - присутствует (критерий, но без проявления индивидуального творчества)

Зелёный - присутствует (критерий), но требует качественной доработки

Синий - отсутствует (критерий)

_______________________ учителем ___________________________

(вписать предмет, класс) (вписать Фамилию И.О. учителя)

Дальнейшим этапом планирования педагогического мониторинга было бы использование опросника, составленного для учеников на установление обратной связи и мониторинга урока - саморефлексия.

Анкета мониторинга урока для учеников (№1)

Примерные вопросы:

А) установление обратной связи

Оцени степень своего участия на уроке (1-5 баллов).

Что тебе было трудно на уроке

что нового узнал

что еще хотел бы узнать по этой теме

Б) Мониторинг урока

1. Урок был очень полезен для меня, я много и с пользой хорошо работал(а).

2. Урок был полезен для меня, я сумел(а) выполнить все задания

3. Мне было на уроке достаточно комфортно

4. Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал(а), о чем идет речь.

5. мне это не очень нужно

Анкета мониторинга урока для учеников (№2)

Что мне было интересно? Что мне было не интересно?
Чему я научился/лась? Что я не понял/ла?

Над чем я хочу работать дальше?

Что об этой теме я ещё хочу узнать?

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, во многом зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда. Схема самоанализа может быть следующей:

Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.

Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.

Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру.

Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР(реального результата) обучения на уроке.

Показать, как другие этапы работали на главный этап.

Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР

Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.

Грамотно провести рефлексию своей деятельности поможет и вопросник для учителей:

Какие усилия я прилагал для создания мотивации обучения на уроке?

Как я поддерживал развитие интереса к содержанию урока?

Использовал ли я при объяснении материала проблемные задания, ситуации?

Какая на уроке была основная задача? Кульминация урока?

Сколько вопросов я задала?

Какие вопросы я задавала?

Сколько вопросов задали ученики?

Какие вопросы задали ученики?

Соответствовала постановка вопросов и проблемных ситуаций логике содержания урока?

Кто и как находил ответы на поставленные вопросы?

Прислушивался ли я к ответам учащихся?

Выполнялись ли правила общения на уроке?

Как я реагировал на выступления учеников?

Повторял ли я устно ученические вклады по теме?

Какие формы похвалы я использовал?

Создавал ли я, как учитель, возможность интерактивного сотрудничества учеников?

Если исходить из 45 минут на уроке, сколько минут говорил на уроке учитель? А сколько минут говорили ученики?

Исходя из анализа всего урока, кто из учеников говорил больше всего? *Были такие ученики вообще?

Исходя из анализа всего урока, что можно сказать об активности мальчиков? Об активности девочек? Сравните участие в уроке девочек и мальчиков в целом?

Если в классе есть "проблемные" ученики, как они были задействованы на уроке?

Мог ли я концентрироваться на отдельных учениках?

Были на уроке конфликтные ситуации? Как это произошло? Что вызвало конфликтную ситуацию?

Как развивалась и чем закончилась конфликтная ситуация?

Были задания для учащихся понятны?

Соответствовали практические задания логике урока, уровню развития детей?

Какую помощь мне приходилось оказывать для выполнения заданий?

Как прошла проверка результатов работы?

Как было организовано повторение и/ или закрепление материала? Какие результаты показывают на удачный/ получившийся урок?

Какие вопросы возникли по ходу урока?

Какие формы активного обучения я запланировал на этот урок? Что удалось сделать? Что не удалось сделать? Почему?

Дальнейшее планирование урока с учётом рефлексии?

Таким образом, изменение содержания образования предполагает постепенный переход от традиционной классно-урочной системы (репродуктивной, монологической) к личностно-ориентированной системе (продуктивной, деятельностной, креативной). Задача педагогического мониторинга оказание помощи в виде обратной связи в рамках нового педагогический процесса и конкретно качества урока или системы уроков.

Литература:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989.
  2. . Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий образовательного мониторинга. М. Педагогическое общество России, 1999.
  3. Поташник М.М. Управление качеством образования. М., Педагогическое общество России, 2001.
  4. Севчук А.И., Юнина Е.А. Здоровьесберегающий урок: концепция, технологии, мониторинг. Школьные технологии, 2004, 2, Стр. 200-208.