Практические работы с географическими картами в курсе географии

Разделы: География


Практическая работа по географии в 6-м классе «Построение профиля рельефа дна океана».

Цель: научить работать с физической картой полушарий; научиться определять абсолютные глубины Индийского океана по картам, при этом используя шкалу глубин, строить профиль рельефа.

Задачи:

  1. Закрепить понятия «рельеф», «срединно-океанический хребет», «ложе океана», «глубоководный желоб».
  2. Построить профиль рельефа дна Индийского океана по физической карте полушарий.
  3. Продолжить формирование умения составления характеристики географического объекта.
  4. Проверить уровень усвоения основных понятий и определений.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы учащихся, учебники, линейки, карандаши, лист бумаги.

Ход работы.

Практическая работа выполняется учащимися под руководством учителя с использованием Физической карты полушарий и атласов.

Порядок выполнения практической работы:

  1. Провести профильную линию.
  2. Подготовить основу для построения профиля. Выбрать горизонтальный и вертикальный масштаб. Для того чтобы, наглядно показать характер неровностей вертикальный масштаб принимается крупнее (в 1 см – 1 км).
  3. Лист бумаги прикладывают нижним или верхним обрезом к профильной линии и из каждого пересечения ее с горизонталью проводят перпендикуляр до той линии, которая соответствует отметке данной горизонтали.
  4. На пересечении вертикальных линий с соответствующими на плане горизонталями поставить точки на основу.
  5. Точки пересечения этих линий с линиями высот соединяем от руки плавной кривой и получаем профиль рельефа земной поверхности. 

Задания практической работы:

  1. Построить профиль Индийского океана по экватору, используя шкалу глубин.
  2. Провести анализ изменения глубин океана по экватору.
  3. Сопоставить данные об изменениях глубин океана и определить местонахождение океанических хребтов, материковой отмели, материкового склона.

 

Практическая работа по географии в 7-м классе «По климатической карте Африки выполнить задания».

Цель: научить работать с климатической картой Африки; научиться определять абсолютные минимумы и максимумы температуры воздуха по климатической карте.

Задачи:

  1. Закрепить понятия «климат», «минимум и максимум температур».
  2. Продолжить формирование умения определять средние температуры, сравнивать их.
  3. Проверить уровень усвоения основных понятий и определений.

Оборудование: физическая и климатическая карта мира, климатическая карта Африки, атласы учащихся, учебники.

Ход работы.

Задачи практической работы.

  1. Определите абсолютные минимумы и максимумы температуры воздуха, зафиксированные:
    1. На западе и востоке Африки;
    2. В пустыне Сахара и на Восточно – Африканское плоскогорье;
    3. На острове Мадагаскар.
  2. Сравните абсолютные показатели самой высокой и самой низкой температуры воздуха, отмеченные: в северной и южной Африке.
  3. Определить средние температуры самого теплого и холодного месяцев и вычислите годовую амплитуду температуры воздуха:
    1. На острове Мадагаскар;
    2. В пустыне Сахара;
    3. В пределах г. Калахари.
  4. Составьте устный рассказ из 8 – 10 предложений о распределение температуры воздуха на территории Африки.

 

Практическая работа по географии в 8-м классе «Определение поясного времени на примере Республики Татарстан».

Цель: научить работать с картой «Часовые пояса России»; научиться определять поясное время, линии перемены дат.

Задачи:

  1. Закрепить понятия «часовые пояса», «линия перемены дат», «поясное и декретное время».
  2. Продолжить формирование умения определять границу часовых поясов и поясное времени.
  3. Проверить уровень усвоения основных понятий и определений.

Оборудование: физическая карта России, карта Часовые пояса, атласы учащихся, учебники.

Ход работы

Задания практической работы.

  1. Определите по карте часовых поясов, в каком часовом поясе расположена наша Республика Татарстан (г.Казань).
  2. Сколько часовых поясов разделяет Республику Татарстан и Чукотку?
  3. Почему при перелете из Казани в Екатеринбург надо переводить часы, а при перелете в Москву не надо?
  4. Определите поясное время в Москве, если в Петропавловск – Комчатском 8 часов вечера.
  5. Составьте 2 – 3 задачи на определение поясного времени и решите ее.