Эпоха Екатерины II

Разделы: История и обществознание


Цели урока: дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием с общей характеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками.

Оборудование урока: "Россия во второй половине XVIII в.", портрет Екатерины II.

Ход урока

I. Оргкомитет

II. Историческая пятиминутка. Объясни новые слова: (на доске) (устно).

1) Кондиции – (условия)

2) Фаворит – (придворный, пользующий благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику).

3) откуп – (передача государством частным лицам за определенную плату права сбора налогов или продажа каких либо товаров).

4) подряд – (договор, по какому одна сторона (подрядчик берется на определенных условиях выполнить работу по заданию другой стороны (заказчика))

5) ассамблея – (собрание– бал с участием женщин в домах российской знати).

Объясни даты: (Дворцовые перевороты)

1725–1727 гг. (царствование Екатерины I)

1725–1730 гг. (царствование Петра II)

1730–1740 гг. (царствование Анны Иоанновны)

1740–1741 гг. (царствование Ивана Антоновича)

1741–1761 гг. (царствование Елизаветы Петровны)

III. Изучение нового материала.

План.

1. Заговор против Петра III ;

2. Исторический портрет Екатерины II;

3. Внутренняя политика Екатерины II ;

а) политика "просвещенного абсолютизма";

б) рост привилегий дворянства;

в) преследование недовольных ;

Показ портрета Екатерины II

1. Петр III. Екатерина II. Елизавета Петровна назначила наследником престола своего племянника Петра III, сына Анны Петровны, герцогини Голштинской. Она вызвала молодого Петра из Голштинии в Россию, где он принял православие. Вскоре затем он вступил в брак с немецкой Ангальт – Цербскою княжною, которая при обращении в православие приняла имя Екатерины Алексеевны*.

Екатерина отличалась светлым умом и вскоре по приезде в Россию хорошо ознакомилась с религией и с историей своего нового отечества, с его народными обычаями и так основательно изучила русский язык, что в разговоре могла кстати употреблять пословицы и поговорки. Петр III, не знавший ни русского языка, ни обычаев, был неискушен в делах правления; через полгода он отказался от престола в пользу своей супруги и вскоре затем скончался (1762г).

Опережающее задание В.О. Ключевский "Исторический портрет"

2. Группа учащихся рассказывает о Екатерине II.

Ученик 1.

Екатерина выросла с мыслью, что ей самой надобно прокладывать себе дорогу:

С детства ей толкали, что она некрасива, и это рано заставило ее учиться искусству нравиться, искать в душе того, чего недоставало наружности. Чтобы быть чем-нибудь на свете , писала она, припоминая свои детские думы, надобно иметь нужные для того качества;  заглянем-ка хорошенько внутрь себя, имеются ли у нас такие качества, а если их нет, то разовьем их.

Ученик 2.

Для Екатерины жить – смолоду значило работать:

Она была способна к напряжению, к усиленному, даже непосильному труду, и потому себе и другим казалась сильнее самой себя:

Она рано поняла, что познание людей каждый должен начинать с самого себя. Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на самого себя со стороны.

Ученик 3.

У нее было две страсти, с летами превратившиеся в привычки, – читать и писать: она прочла необъятное количество книг: Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками, над которыми подшучивала. Обойтись без книги и пера ей было так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка:

Ученик 4.

Она хотела стоять в уровень с умственным и художественным движениям века: Эрмитаж со своими картинами, тысячами гравюр, – свидетель ее забот о собирании художественных богатств, а в самом Петербурге и его окрестностях сохранились сооружениях работавших по ее заказам иностранных мастеров:

Ученик 5.

В обращении она пускала в ход бесподобное умение слушать, угадывать настроение,: это подкупило, внушало доверие, располагало к откровенности: Екатерина

Предпочитала изучать сильные стороны других и умела указать их самому обладателю:

В этом умении тайна неотразимого обаяния, какое, по словам княгини Дашковой, Екатерина производила на тех, кому хотела нравиться: Вежливая простота обхождения самой Екатерины даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости прежнего времени:

Ученик 6.

Царствование Екатерины II нельзя причислить к спокойным и легким временам: На против, это была довольно тревожная и тяжелая пора. Сравнительным спокойствием Россия пользовалась в первые пять лет царствования, если не считать крестьянских бунтов. За тем семилетний приступ внешних и внутренних тревог. Из 34 лет царствования 17 лет борьбы внешней или внутренней на 17 лет отдыха!

Учитель:

Когда Екатерина была еще великой княгиней, она не хотела, чтобы ее муж, Петр Федорович, занял престол. Она рассуждала, что лучше быть матерью малолетнего императора (Павла), чем супругой такого государя, как Петр III. И хотя Петр III стал императором, Екатерина не чувствовала себя побежденной. Ей было в это время 33 года, она была в расцвете сил, она многому научилась за 16 лет унижений и зависимости. Теперь после осуществления своих планов Екатерина стала свободной и самостоятельной. Естественно, не любовь к русскому народу, а жажда властвовать привела Екатерину на русский престол. Хотя нельзя не сказать о том, что она проявляла большой интерес к России, ее культуре, обычаям, развитию самого государства.

Коронация Екатерины происходила в Москве 22 сентября 1762 года, в честь чего были устроены большие торжества и празднества. Сразу же после этого она не забыла щедро вознаградить тех, кто помог ей взойти на престол. В первую очередь, она уделила внимание гвардейским офицерам, раздала дворянам 800 тысяч государственных крестьян.

Екатерина приняла все меры, чтобы обезопасить себя от каких бы то ни было претендентов на престол. Она усилила наблюдение за детьми Анны Леопольдовны и контролировала всю их жизнь. Распорядилась усилить охрану бывшего императора Ивана VI Антоновича, томящегося за стенами Шлиссельбургской крепости. Узнав о том, что его пытались освободить, Екатерина II приказала немедленно казнить освободителя В.Я. Мировича.

Когда в России распространились слухи, что в Италии появилась некая юная, красивая женщина, называвшая себя княжной Таракановой и дочерью Елизаветы Петровны и А. Г. Разумовского, Екатерина II отправила А. Г. Орлова с целью захватить ее. Да, по многим источникам, действительно такая женщина появилась в Италии. Она представлялась то дочерью гетмана Кирилла Разумовского (здесь необходимо отметить, что, выдавая себя за дочь Елизаветы Петровны, она и не задумывалась над тем, что в таком случае отец ее не Кирилл, а Алексей), то черкасской княжной Волдомирой, фрау Шолль, госпожой Франк, Бети из Оберштейна, княжной Елизаветой, персиянкой Али-Эмета, графиней Пинненбург из Голштинии, пани Зелинской из Краковии. В довершение ко всему, она утверждала, что Пугачев ее браг. Эта дама владела французским, немецким, итальянским, польским языками, превосходно стреляла, фехтовала, талантливо чертила и рисовала, разбиралась в архитектуре. Она имела связи с государственными деятелями других стран. Вот почему так быстро среагировала и испугалась Екатерина II.

А. Г. Орлов притворился влюбленным в княжну Тараканову, справил свадьбу, обманом завлек ее на корабль и взял под стражу.

Затем эту женщину привезли в Петербург заточили в крепость, где ее допрашивал фельдмаршал А. М. Голицын. Находясь в тюрьме. Перед смертью клялась, что является дочерью Елизаветы и Разумовского.

3. Самостоятельная работа по тексту ученика (таблица – раздаточный материал)

(таблица – раздаточный материал)

IV. Закрепление. Мини-тест.

1. Ведущей отраслью экономики России было:

1) сельское хозяйство;

2) мануфактурное производство;

3) промысловое хозяйство;

4) заводское производство.

2. Эпоха Екатерины II вошла в историю как:

1) эпоха просвещенного абсолютизма;

2) имперская эпоха;

3) "бироновщина";

4) эпоха великих перемен.

3. Основные феодальные повинности крестьян данного периода:

1) десятина и отходничество;

2) барщина и оброк;

3) месячина и отработки;

4) подушная подать и барщина.

4. Продолжите своими словами. Месячина – это...

V. Домашнее задание параграф 27

Литература.

  1. В.О. Ключевский "Исторические портреты"
  2. И. И. Беллярминов "Курс Русской истории" М., "Роман – газета, 1994г. стр. 75
  3. Ю.Ф. Козлов "От князя Рюрика до императора Николая II Саранск, 1992г,
  4. Тесты по истории 5-11 кл, М., "Апрель", 2005 г.
  5. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина "История России" (конец XVI – XVIII в) М., "Просвещение" 2006 г. параграф 27
  6. С.В. Агафонов "Поурочное планирование" 7 кл., М., издательство "Экзамен" стр.127.

Приложение.

Раздаточный материал

Внутренняя политика Екатерины II

Направления Причины Факты Значения Последствия
“Просвещенный абсолютизм” Увлечение философией Просвещения Тяжелое положение российского народа 1767-1768 гг. – деятельность уложенной комиссии.

1775 г. – введение свободы предпринимательства.

1786 г. – попытка ввести всеобщее начальное образование и т.д.

Попытка монарха разделить власть с обществом. Попытка помочь людям заработать себе на жизнь. Некоторые депутаты выступали против крепостного права. Уложенная комиссия распущена. Постепенное преодоление экономического упадка.
Рост привилегий дворянства Екатерине II была нужна поддержка дворянства, так как она пришла к власти в результате дворцового переворота 1783г.– введение крепостного права на Украине.

Раздача государственных крестьян дворянам.

1785 г. – Жалованная грамота дворянству

Ухудшение положения крестьян. Дворяне получают выборное самоуправление и право обращаться к императрице с просьбами, советами и т.п. Дворяне становятся привилегированным сословием.
Преследование недовольных Рост привилегий дворянства за счет ухудшения жизни крестьян породил недовольных даже среди дворян 1790 г. – А.Н. Радищев публикует книгу “Путешествие из Петербурга в Москву”, в которой призывает отменить крепостное право и самодержавие. Книга запрещается, Радищев – в ссылке. Екатерина II отказывается от политики “просвещенного абсолютизма” Прекращение реформ.

“Просвещенный абсолютизм” Екатерины II

“Просвещенный абсолютизм” – политика Екатерины II, провозгласившей основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха. Идеи этой политики были привиты европейской философией Просвещения.

Уложенная комиссия (1767 – 1768)

Состав (564 депутата всего)

Правительственные

Учреждения (чиновники) – ок. 5%

Дворянство – ок. 30%

Государственные

Крестьяне – ок 14%

Горожане – ок. 39%

Казаки, иногородцы и др. – ок. 12%

Цели созыва Уложенной комиссии Результаты ее работы
1. Выработка нового свода законов

2. Выявление настроений разных слоев общества.

3. Обсуждение наказов депутатов

1. Выработать новое уложение не удалось. Роспуск комиссии.

2. отмена крепостного права невозможна.

3. Каждое сословие требовало привилегий в свою пользу.

Раскол в среде дворянства (потомственное и личное).

Политика “просвещенного абсолютизма”, несмотря на либеральные идеи, отличались социально – политическим консерватизмом: предоставление прав и привилегий дворянам и горожанам, реформы госаппарата сохранили абсолютизм и укрепили крепостничество