"Я хочу прожить свою жизнь… и хочу, чтоб со мною жили…"

Разделы: Классное руководство


Этот мастер-класс я провела в нестандартной форме, с применением новых информационных технологий, как исследовательских, игровых, проблемных, личностно – ориентированных. На этом занятии классный руководитель старалась сформировать у учащихся и родителей понимание необходимости совместно противостоять вредным привычкам: табаку, алкоголю, наркотикам и воспитывает у учащихся бережное отношение к своему здоровью, организованную, дисциплинированную, выносливую личность.

С целью подготовки к этому классному часу велась большая подготовительная работа, как с учащимися, так и родителями. Для самостоятельного изучения учащимся была предложена доступная дополнительная литература. С помощью программы Microsoft PowerPoint подготовили компьютерную презентацию. Для лучшего восприятия темы классного часа была использована игра.

При подготовке к занятию я предусмотрела постановку и фронтальных проблем (выдвигается перед всем классом и решается усилиями всего коллектива вслух), и групповых проблем ( решается совместно группами учащихся), и индивидуальных проблем (ставится самим учеником самостоятельно).

На этом занятии используются различные инновационные формы: руководитель побуждает к поиску возможных решений, развитию интеллектуальных способностей, саморазвитию личности, творчески решать все возникшие задачи. В воспитательном процессе классный руководитель решает не только воспитательные, но и преследует познавательные цели.

На классном часе старалась осуществлять межпредметную связь. Занятие подготовила, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках литературы, биологии, информатики. Поэтому учащиеся свободно решают поставленные проблемы, стараются связно высказывать свои мысли, отстаивают мнения.

Учитывая то, что 2008 год был объявлен и в Российской Федерации и в Татарстане годом семьи, в свои классные и внеклассные мероприятия стараюсь привлечь родителей, опираться на их положительные семейные опыты. Именно с такой целью данный классный час был подготовлен и проведен с участием родителей.

Занятие прошла в форме ток-шоу с большой активностью учащихся и родителей. Приглашенные на классный час школьный психолог и врач сельской амбулатории дали полезные советы участникам занятия.

Цель: Сформировать у учащихся и родителей понимание необходимости совместно противостоять вредным привычкам: табаку, алкоголю и наркотикам.

Задачи:

  1. Воспитывать уважение к себе и ответственности за свое здоровье перед близкими людьми;
  2. Развивать умение анализировать, выслушивать мнение окружающих людей;
  3. Способствовать взаимодействию между учащимися и их родителями.

Применяемые методы:

  • Объяснение, вступительное слово учителя
  • Эвристическая беседа
  • Работа в группах
  • Наблюдения
  • Эксперимент

Технологии:

  • Личностно – ориентированные
  • Информационные
  • Игровые
  • Проблемные
  • Исследовательские

Оборудование:

  • Компьютер (презентация электронных материалов осуществляется с помощью программы Microsoft Office PowerPoint)
  • Проекционный экран

Кл.рук. - Ребята! Сегодня мы собрались провести не совсем обычный классный час, который называется «Я хочу прожить свою жизнь… и хочу, чтоб со мною жили…».

Каждая наша встреча на классном часе – это решение какой-то проблемы. Готовых решений нет, и нельзя заглянуть в ответ. Ответы подсказывает сама жизнь, подсказывают мудрые слова близких нам людей.

Не случайно на классном часе присутствуют ваши родители. Вместе поразмышляем, почему человек начинает употреблять табак, алкоголь, наркотики, какой это приносит вред. Как противостоять этому страшному злу.

Уважаемые родители, как же защитить нам наших самых дорогих сокровищ? Дорогие дети, как же защитить вам самих себя? Вот об этом будем говорить мы с вами сегодня. А помогут нам психолог школы Гульназ Загитовна и врач сельской амбулатории Альфия Файзиевна.

1 вопрос Почему люди начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики?

Нияз. Я думаю, просто из любопытства. То, что взрослые запрещают, детям всегда интересно.

Айсылу. В некоторых подростковых кружках существует мода курения, употребления алкоголя,

Василь По моему, разочарование в самых близких друзьях, родственниках подталкивает на вредные привычки.

Альмир Причиной может стать ссора с родителями, конфликтные ситуации в семье .

Руслан Мне кажется, даже неудачи в школе: плохая оценка, замечание учителей и т. д. могут быть причинами употребления алкоголя, табака и наркотика.

Кл.рук А что думают родители? Слово Вам, товарищи родители.

Анвар Загитович (водитель). По-моему, часто такой причиной может быть влияние группы ровесников, в которой употребление табака, алкоголя и наркотиков считается признаком хорошего тона и поднимает авторитет подростка в глазах товарищей.

Фаягуль Фанисовна (директор магазина) Молодежь втягивается в употребление таких веществ из любопытства, стремления повеселиться. Вскоре возникают нервные срывы, конфликты с окружающими, с родителями. Человек перестает управлять своими чувствами. Причиной душевного нездоровья является то, что обычные эмоциональные потребности удовлетворяются неправильно. Итог – зависимость, рабство.

Гузель Закиевна (учитель истории) Чаще всего в переходном возрасте дети начинают курить, потом, уже потихоньку, употреблять алкоголь. Они делают все это из любопытства, хотят подражать другим, а иногда – бояться насмешек и упреков «опытных» знакомых.

На самом деле, человек должен научить себя с детства отвергать все, что несет за собой зло, нельзя слепо копировать поведение окружающих, надо воспитать в себе мужество и находчивость для выхода из трудных ситуаций способами, ненаносящими вреда здоровью.

Кл.рук А что по этому поводу думает наша экспертная группа? Слово психологу.

Психолог Здесь учащиеся 6 класса, им по 11-12 лет. Этот возраст является переходным периодом от детства к юности. Психологи именуют этот возраст критическим, так как это связано с кардинальными изменениями в физиологии и психике ребенка.

Характерной чертой подростков в этом возрасте является противоречивость поведения. Оно вызвана, в первую очередь , изменениями в физиологическом развитии. Рост, вес, изменения внешности влекут за собой тревогу, неуверенность в себе, зажатость и закрытость поведения.

Л.С.Выготский отмечал, что в этом возрасте происходят большие изменения в сфере интересов ребенка. Старые интересы отмирают, и им на смену приходят новые.

Подросток этого возраста требует к себе отношения как к взрослому человеку, он требует правды во всем: в общении, в требованиях, в правах. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к разным сторонам их жизни и деятельности, приобрести их особенности, качества, умения, привычки и привилегии.

Как раз в этом возрасте дети легко поддаются вредным привычкам и очень быстро становятся зависимыми. У подростков зависимость может сформироваться в результате даже однократного употребления психоактивных веществ. Одно и то же вещество по-разному действует на людей с разными индивидуальными особенностями. «Слабое» вещество – миф, и для кого –то оно может быть сильнодействующим средством.

Кл.рук. Я предлагаю такую игру. Игра называется «Зависимость». От группы учащихся вызываю 2 добровольцев. Мы посмотрим, можно ли самому избавиться от зависимости, которая подчинила все его желания.

(Добровольцев обматывают туалетной бумагой)

Предлагаю вам освободиться от этой зависимости. А оставшиеся члены группы, встаньте, пожалуйста, тесно прижавшись, друг к другу.

(Один из добровольцев всех обматывает туалетной бумагой)

Удобно ли вам так стоять? Если удобно, то стойте. (Так продолжается, пока участники игры не пожелают освободиться.) Человек всегда может избежать зависимости, главное - сделать выбор и принять решение.

Вот вы почувствовали, какое неудобство доставляет зависимость. Зависимость всегда приносит вред. Курение - это зависимость. А какой оно приносит вред? А алкоголизм, наркомания- они ведь еще страшнее.

Попросим рассказать об этом нашего медика.

Медик Ежегодно в России умирает около миллиона человек от болезней, вызванных курением. Рак легкого –самое распространенное заболевание от курения, и 95% людей болеют оттого, что они курят. А каждый день 10000 человек на Земле погибают, затягиваясь сигаретой.

От курения страдают не только курильщики, но и те, кто их окружает. Если курят девушки, страдают еще не родившиеся дети, а затем и родившиеся. Потомству курильщиков грозят такие болезни, как бронхиальная астма, воспаление легких, болезни сердца и многие другие. У человека, который курит, притупляется память, он теряет красоту, становится неряшливым. Невольно возникает вопрос: а стоит ли курить? В конце концов, человек оказывается перед выбором – курить или жить. Вот вам вопрос, что бы вы ответили?

Кл.рук.. Наши ребята подготовили слайды с антирекламой табакокурения. Посмотрим. (Приложение. №1, Приложение №2)

Кл.рук. И алкоголизм и наркомания, и табакокурение– бедствие страшное. Они уносят жизни людей, обрекают на несчастье семьи, приводят к ущербному потомству. Я сейчас попросила бы нашего медика рассказать нам поподробнее об алкоголизме и наркомании.

Медик Наркомания – тяжелая и трудноизлечимая болезнь, развивающаяся в процессе употребления наркотических препаратов, основным признаком которой является пристрастие к какому – либо химическому веществу нередко способному вызвать эйфорию, измененное восприятие реальности. Алкоголь – это наиболее доступный и часто используемый в целях опьянения наркотик. Употребляемый подростками даже в небольших дозах, алкоголь ослабляет их волю, создает рискованные ситуации для самого потребителя и для окружающих. Кроме того, кто начинает пить в возрасте до 15 лет, имеет больше шансов стать хроническим алкоголиком.

Алкоголь, в отличие от пищи, не переваривается в желудке и тонких кишках человека. Когда алкоголь попадает в желудок, часть его без изменений всасывается через слизистую оболочку и стенки желудка и попадает прямо в кровеносную систему. Остальная часть попадает в тонкий кишечник, а затем без изменений всасывается прямо в кровь.. Так как алкоголь разносится с кровью, он попадает во все органы тела человека. В считанные минуты он достигает мозга, поэтому может вызывать галлюцинации и припадки. Нарушением работы печени появляется очень страшная болезнь – цирроз печени. Алкоголь может снижать как остроту зрения, так и слуха. Вкусовые, обонятельные и осязательные ощущения могут быть также ослаблены алкоголем.

Кл.рук Ребята, предлагаю вам вместе с родителями обсудить следующую ситуацию:

- Четверо друзей из одного двора решили встретиться в новогоднюю ночь, чтобы покататься с горки. Саша зашел за Андреем, затем вместе они пошли за Сергеем и Мишей. Миша что-то очень долго копался в своей комнате, наконец, мальчики вышли на улицу. «А я что-то для вас припас,» -гордо сказал Миша и достал спрятанную под курткой бутылку с вином. «Вот это да!» - восхитился Андрей. Сережа смутился, а Саша решительно заявил: «………………..»

Как вы думаете, какие аргументы может привести Саша, чтобы убедить своих друзей отказаться от спиртного?

Рамиль Я думаю, Саша решительно сказал: «Никакого вина! Это вредно здоровью!»

Элина: По – моему, он объяснил своим друзьям, что алкоголь оказывает влияние на эффективность физической и умственной деятельности человека.

Руслан Он просил не забыть о своих родителях, уважать и слушаться их.

Айсылу Саша говорил, что даже единичная проба алкоголя таит в себе серьезную опасность в дальнейшем стать алкоголиком.

Альмир А я предполагаю, Саша сказал об ответственности мальчиков перед учителями и одноклассниками.

Кл.рук. А сейчас на листе бумаги обведите карандашом кисть руки и на контуре пальцев напишите для себя пять причин, по которым вы откажетесь от спиртного (родители пишут свою версию, дети - свою) (Приложение №3)

(потом все озвучивают свои ответы)

Кл.рук.Чаще всего звучали такие ответы, как семья, близкие люди, здоровье. Для нас всех они дороги, мы боимся их потерять. Мне еще очень понравился ответ мамы Гузель Фаягуль Фанисовны: «Я – мусульманка!» Действительно, в нашей священной книге «Коран» запрещается употребление таких веществ.

Рекламная пауза: антиреклама алкоголя. Просмотр слайдов, подготовленных учениками. (См. приложение №4)

Кл.рук. Я думаю, что семья может помочь противостоять таким опасностям. А как думает эксперт – психолог?

Психолог Именно от родителей зависит будущее ребенка, его судьба. Взаимопонимание в семье, авторитет родителей – главный фактор в антинаркотическом воспитании. В этом деле роль семьи огромна.

Врачи – психотерапевты Екатеринбурга Татьяна и Владимир Лозовые предлагают вместе с ребенком выполнить полезное упражнение. Я в свою очередь предлагаю это вам, товарищи родители и ребята, чтобы понять как защитить себя и ребенка в различных жизненных ситуациях, как противостоять опасностям. Упражнение называется «Герб». Ваша задача изобразить свои ресурсы символически в виде рисунка личного герба.

Шаг1: Приготовьте два чистых листа – для себя и ребенка, ручки, карандаши. Нарисуйте свой макет герба. Разделите поле герба на пять полей.

Шаг2:Запишите и продолжите три предложения:

  1. Я горжусь собой, потому что …

  2. Я горжусь собой, потому что …

  3. Я горжусь собой, потому что …

Обязательно найдите три разных повода гордиться собой.

Шаг3: На первом поле герба напишите то, что вы умеете делать лучше всего

Шаг4:На втором поле напишите место, где вы чувствуете себя хорошо, уютно и безопасно.

Шаг5: На третьем поле – самое большое свое достижение.

Шаг6: На четвертом – трех людей, которым вы можете доверять

Шаг7: На пятом поле напишите три слова, которые хотите слышать о себе.

Родители и дети друг другом выполняют задание

(Некоторые родители и дети озвучивают свои гербы). Приложение№5.

Психолог. Когда-то рыцари изображали свои гербы на щитах, а во время турниров, для придания смелости, выкрикивали свой девиз. Ваши личные девизы раскрываются тремя предложениями, начинающимися со слов: «Я горжусь собой, потому что …», а так же в трех словах, которые вам хотелось бы слышать о себе. Когда вам бывает горько, обидно, страшно, то для поддержания духа вспоминайте и говорите себе эти слова.

Люди, нарисованные на четвертом поле, напоминают вам и вашему ребенку – вы не одиноки. Есть кому вас выслушать и помочь.

Напоминание о вашем самом большом достижении, которого вы добились сами, помогает, когда охватывает неуверенность.

Даже мысленное пребывание в месте покоя и безопасности поможет восстановить силы, отдохнуть.

Первое поле герба поможет в ситуации скуки, бездействия.

Эти гербы теперь ваша своеобразная визитная карточка. Дома обсудите с ребенком , где бы вы хотели разместить свои гербы. Подросток может поместить его так, чтобы он всегда был рядом.

Щит с гербом – оружие защиты, но он может стать и оружием победы, если с его помощью вы и ваш ребенок преодолели какую–нибудь жизненную ситуацию, стали сильнее, умнее, мудрее.

Помните, уважаемые родители!

  • Если дети окружены стыдом, они учатся чувствовать вину.
  • Если дети окружены терпимостью, они учатся терпению.
  • Если дети окружены поощрением, они учатся уверенности.
  • Если дети окружены похвалой, они учатся ценить.
  • Если дети окружены справедливостью, они учатся справедливо судить.
  • Если дети окружены надежностью, они учатся верить.
  • Если дети окружены одобрением, они учатся уважать себя.
  • Если дети окружены пониманием, они учатся находить в мире любовь.

(Памятку психолог раздает родителям)

Кл.рук. Заканчивая наш классный час, я желаю родителям и детям быть всегда вместе и в радости и в горе, доверять друг другу, помогать противостоять вредным привычкам. Есть очень много способов противостояния страшному злу: это ваша сила воли, занятие спортом, музыкой, чтение интересных книг, общение с искусством… Но самый главный способ, как я думаю, это семья. Уважаемые родители, обращаясь к вам лично, хочется сказать, мы не можем, оберегая детей от невзгод жизни, поместить их под стеклянный купол. Но мы можем и должны позаботиться о том, что их окружает. Можем создать свою, маленькую и очень добрую, вселенную в семье, в своем доме. Пусть хотя бы здесь их окружает любовь.

Показ слайдов /Приложение№6/

Все вместе исполняем песню «Улыбка»

Ожидаемые результаты:

После проведения совместного мероприятия с родителями и детьми о курении, об алкоголизме и наркомании, ожидается, что обе стороны получат достоверную информацию о них и об их влиянии на личность. Родители увидят эту проблему глазами детей, а дети поймут, благодаря своим родителям, что эти вредные привычки являются одним из важнейших проблем нашего времени . У родителей формируется понимание значимости данной проблемы в семье, возможность предупредить эту проблему совместными усилиями, окружив детей пониманием и любовью.

Использованная литература

  1. Спутник классного руководителя.- Казань : РИЦ «Школа», 2007.
  2. Классные часы и беседы по профилактике наркомании./Под ред.В.В.Аршиновой.-М: Творческий центр, 2004.
  3. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков школьниками.- Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтэр» (ТаРИХ) 2002.
  4. Открытый урок нашей общей тревоги/ Серия «В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами»/Министерство образования Российской Федерации, Экспериментальный центр антинаркотической профилактики, издательство «Эфлакс», 2003.
  5. Ахметова И., Иванова Т. и др. Мой выбор. /Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. – М., 2001