Урок информатики по теме "Устройства памяти". 8-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 8


Цели урока:

Образовательные:

- познакомить с основными понятиями темы, классификацией и назначением устройств памяти;

- познакомить учащихся с информационной структурой внутренней и внешней памяти;

- совершенствование навыков работы на компьютере.

Развивающие:

- осуществлять пропедевтику формирования интеллектуально-информационных умений;

- развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету;

- воспитывать культуру работы за компьютером – “культуру пользователя”;

- воспитывать ответственность, самостоятельность, уважительное отношение друг к другу.

Тип урока: комбинированный – урок объяснения нового материала

Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа за компьютером.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

На уроках информатики мы узнали, какая хорошая вещь – компьютер. Он умеет очень многое. С его помощью можно рисовать, писать, считать, слушать музыку.

Назовите, какие функции выполняет компьютер?

(1. Принимает информацию. 2. Обрабатывает информацию. 3. Хранит информацию. 4. Выдает информацию.)

Для выполнения этих функций у компьютера есть специальные устройства. Какие?

(1. Устройства ввода. 2. Процессор. 3. Память. 4. Устройства вывода.)

2. Объяснение нового материала.

С сегодняшнего дня у нас будет цикл уроков, посвященных этим устройствам. Сегодня мы рассмотрим устройства памяти. (Записываем тему урока в тетрадь. Слайд 1)/ Приложение

Изучив эту тему, вы узнаете:

  • что такое память компьютера и как она соотносится с памятью человека;
  • почему память компьютера подразделяется на внутреннюю и внешнюю;
  • какова структура и особенности внутренней памяти;
  • какие наиболее распространенные типы внешней памяти компьютера существуют, и в чем состоит их назначение;
  • каковы характеристики памяти. (Слайд 2)

Что же такое память компьютера?

Память компьютера – это совокупность устройств для хранения информации. (Записываем в тетрадь определение. Слайд 3)

Как соотносится память компьютера и память человека.

Можно ли все знать? Может ли человек хранить всю информацию об окружающем мире в своей памяти и нужно ли ему это? (Нет.)

Где мы можем узнать стоимость железнодорожных билетов? (В справочных службах.)

Как узнать названия всех поселков и деревень Ивановской области? (Воспользоваться картой области.)

В поисках нужных ответов всегда можно обратиться к соответствующим справочникам, книгам и другим носителям информации.

Человек какую-то информацию хранит в своей голове, а о какой-то информации знает, где можно найти.

Чтобы воспользоваться информацией, хранящейся во внешней памяти, человек должен затратить больше времени, чем, если бы она хранилась в его голове. Этот недостаток компенсируется тем, что внешняя память позволяет сохранять информацию длительное время. А использовать ее может множество людей.

Существует еще один способ хранения информации человеком. Новорожденный малыш уже многое умеет: дышит, спит, ест… Эту разновидность внутренней памяти можно назвать неизменной.

Подобный принцип разделения памяти использован и в компьютере. Память поделена на внутреннюю и внешнюю. (Записываем схему в тетрадь. Слайд 4)

Рассмотрим структуру внутренней памяти. Посмотрим, из каких частей она состоит. (Записываем в тетрадь. Слайд 5)

  • Постоянная – энергонезависимая, записанные там программы и данные хранятся всегда, независимо от включения компьютера. Ее английское название RAM (Read Only Memory – память только для чтения). Иногда постоянную память называют ПЗУ (постоянное запоминающее устройство).
  • Оперативная – там хранятся программы и данные временного использования до тех пор, пока включено питание компьютера. После его выключения выделенная для них часть внутренней памяти очищается. Английское название оперативной памяти ROM (Random Access Memory – память с произвольным доступом). Иногда ее называют ОЗУ (оперативное запоминающее устройство).
  • Кэш-память – промежуточное запоминающее устройство или буфер. Используется при обмене данными между микропроцессором и оперативной памятью, а также между оперативной и внешней памятью.

Рассмотрим структуру внешней памяти. (Записываем в тетрадь. Слайд 6)

  • Жесткие магнитные диски. Обязательным компонентом компьютера являются жесткие магнитные диски. Это набор металлических или керамических дисков, покрытых магнитным слоем. Вместе с блоком магнитных головок диски установлены внутри герметичного корпуса дисковода, который называют винчестером. Жесткие диски имеют следующие преимущества перед гибкими:

- объем существенно выше;

- скорость обмена информацией в десятки раз больше.

Для обращения к жесткому диску используется имя, задаваемое латинской буквой, начиная с C:. Если установлен второй жесткий диск, ему присваивается следующая буква латинского алфавита D:, и т.д. (Слайд 7)

  • Гибкие магнитные диски. Одним из носителей информации являются гибкие магнитные диски (дискеты) или флоппи-диски. Наиболее используемы диски диаметром 3,5 дюйма. Поверхность диска покрыта специальным магнитным слоем, который обеспечивает хранение данных, представленных двоичным кодом. Информация записывается с двух сторон диска на дорожках, разделенных на сектора. Зная число дорожек (N), число секторов (M) и емкость одного сектора (S), можно найти объем гибкого диска (V) при двусторонней записи:

V = 2 х N х M х S.

Рассмотрим на примере:

Обычно N = 80, M = 18, S = 512 байт, тогда

V = 2 х 80 х 18 х 512 = 1 474 560 байт = 1,44 Мбайт. (Записываем в тетрадь. Слайд 8)

Правила работы с гибкими дисками:

- нельзя дотрагиваться до рабочей поверхности диска руками;

- нельзя держать диск вблизи источника сильного магнитного поля;

- нельзя подвергать диск нагреванию;

- рекомендуется делать копии содержимого гибких дисков на случай их повреждения. (Записываем в тетрадь. Слайд 9)

  • Оптические диски. Диски, на поверхности которых информация записана с помощью лазерного луча, называются оптическими или лазерными. Иногда их называют компакт-дисками, CD или DVD. (Слайд 10)
  • Flesh-диск. Флешка (флэшка) или usb flash drive – носитель информации, подключаемый к компьютеру или иному считывающему устройству через стандартный интерфейс USB. Флэшки получили большую популярность в 2000-е годы из-за компактности, лёгкости перезаписывания файлов и большого объёма (до 64 гигабайт на сегодняшний день). Времена дискет безвозвратно уходят и на сегодняшний момент флешка – это наиболее популярный перезаписываемый носитель информации. (Слайд 11)
  • Магнитные ленты. Носитель, аналогичный используемому в аудиокассетах бытовых магнитофонов, называется магнитной лентой. Устройство, записывающее на магнитные ленты и считывающее с них информацию, называется стримером. Стример относится к устройствам с последовательным доступом к информации. (Слайд 12)

Сравнительная характеристика устройств памяти: (Слайд 13)

Вид памяти Объем
Оперативная память 32; 64; 128 Мбайт
Кэш-память 8 – 512 Кбайт; 1 Мбайт
Постоянная память 128 – 256 Кбайт
Гибкий магнитный диск (дискета) 1,44 Мбайт
Жесткий магнитный диск (винчестер) 2 – 74 Гбайт
CD (компакт-диск) 250 – 1500 Мбайт
Flesh-диск 512 Мбайт – 64 Гбайт
Кассета магнитной ленты 60 – 1700 Мбайт

3. Практическое задание. Смоделировать в графическом редакторе Paint гибкий магнитный диск. (Слайд 14)

4. Домашнее задание. Тема 18, стр. 246–261.